Понедельник, 27 ноября
«Волшебная гора» в «Электротеатре Станиславский»
Самый радикальный спектакль Константина Богомолова
В романе Томаса Манна «Волшебная гора» действие происходит в Швейцарии 1910-х, в туберкулезном санатории в Альпах. Заехавший проведать кузена молодой человек вдруг заболевает сам и остается там на неопределенный срок. Он вступает с местными пациентами в упоительные споры о либерализме, консерватизме и религии, не замечая хода времени. В спектакле Константина Богомолова исполнителей всего двое — сам Богомолов и прима «Электротеатра Станиславский» Елена Морозова; но главное — нет ни строки из романа, и вообще текста куда меньше, чем тишины. Зато есть тягостная, ничем не разбавленная атмосфера безысходности и безразличия. Из всех московских спектаклей режиссера с репутацией главного театрального провокатора этот — самый радикальный.
Солисты ансамбля Kymatic в музее «Арт 4»
Негромкий авангард
Большой бесплатный (организаторы просят только отметиться в событии в фейсбуке) концерт современной музыки без поблажек и фестивального повода — само по себе очень любопытное дело. Здесь сошлись классные молодые музыканты (альтистка Алина Петрова и контрабасист Антон Изгагин недавно играли важные концерты в составе ансамбля Kymatic) в необычном составе и мощная программа, по преимуществу состоящая из тихой музыки, в которой паузы и молчания важны не меньше, чем собственно звуки музыкальных инструментов. На концерте будут партитуры композиторов, которых уже называют классиками новой музыки (например, измерение акустических расстояний между сопрано и контрабасом в «Lotofagos» Беата Фуррера или исчезающая флейта «Canzona di ringraziamento» Сальваторе Шаррино), а также сочинения российских авторов.
Вторник, 28 ноября
XVI Фестиваль немецкого кино
Выставка достижений современного немецкого кинематографа
Вслед за «Амфестом» и «Бритфестом» в Москве начинается Фестиваль немецкого кино. На открытии покажут новый фильм Роберта Швентке, в Голливуде известного по таким блокбастерам, как «РЭД», «Призрачный патруль», второй и третий «Дивергент». Его свежая картина «Капитан» рассказывает про солдата вермахта, который в конце войны находит форму и документы старшего по чину офицера — и решает притвориться им. Помимо этого, внимательнее стоит присмотреться к душераздирающей драме Фатиха Акина «На пределе», в которой Диана Крюгер играет свою, быть может, лучшую роль — женщины, родные которой погибли в теракте и которая ищет справедливости (и не находит ее). Также в программе: подростковая драма «В стране аксолотлей», криминальная комедия «Четверо против банка» с Тилем Швайгером, боевик «Девушка по прозвищу Зверь» и многое другое. Еще среди громких событий фестиваля необходимо отметить картину «Террор — приговор выносите вы» с интерактивным финалом (в котором зрители путем голосования выносят вердикт герою) и показ первых двух эпизодов сериала «Вавилон–Берлин», одним из создателей и режиссеров которого выступил небезызвестный Том Тыквер.
«Поцелуй меня, глупенький»
Закрытие ретроспективы Билли Уайлдера в «Пионере»
Классик американского кинематографа Билли Уайлдер успел поработать с такими звездами, как Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Ким Новак и Ширли МакЛейн. Всех их можно увидеть в фильмах, вошедших в ретроспективу режиссера, что идет в «Пионере», — там уже показали «Любовь после полудня», «Зуд седьмого года» и «Квартиру». Во вторник проект завершится лентой «Поцелуй меня, глупенький», признанной, кстати, в свое время Национальным легионом приличия морально неприемлемой. Подробнее об этих и еще 22 других картинах великого Билли Уайлдера можно прочитать в исчерпывающем путеводителе по его творчеству, который составил Станислав Зельвенский.
Среда, 29 ноября
«Про рок»
Док про молодых музыкантов как высказывание о потерянном поколении
Первоначально режиссер Евгений Григорьев приехал со съемочной группой в Екатеринбург, чтобы вместе с корифеями отечественной рок-музыки Владимиром Шахриным («Чайф»), Сергеем Бобунцом («Смысловые галлюцинации») и Александром Пантыкиным («Урфин Джюс») отыскать молодых исполнителей, за карьерными достижениями которых можно было бы проследить в течение года. Однако работа над картиной затянулась на пять лет, во время которых юные дарования из групп «Городок чекистов», «Сам себе Джо» и Cosmic Latte снимали себя на мобильные камеры. Эти съемки, как часто бывает в такого рода экспериментах, обнажали экзистенциальную пустоту внутри ребят и превратились в еще одно высказывание о потерянном поколении — в отдельные моменты фильма от него начинает искрить таким же ужасом социальной неприкаянности и глубинным замешательством, как, скажем, во втором «Трейнспоттинге».
XIX Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
Крупнейший смотр интеллектуальной литературы в стране
В течение пяти дней в ЦДХ на Крымском Валу будет проходить уже 19-я по счету ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, ставшая, по сути, единственным событием такого размаха в российском книгоиздательском ремесле. По доброй традиции помимо россыпи только что изданных на русском языке актуальных книг («Афиша» выбрала самые интересные из них) в рамках ярмарки состоится множество презентаций, мастер-классов и творческих встреч: Оливер Стоун заглянет со своей книгой, написанной по итогам интервью с Путиным, новую работу представит автор «Искусства рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьер Байяр, будут объявлены лауреаты премии Андрея Белого, а Леонид Парфенов расскажет о восьмом томе своей легендарной серии «Намедни».
Пианист Марк-Андре Амлен в Московской филармонии
Бетховен, Шуман и советский композитор из Одессы
Знаменитый пианист Марк-Андре Амлен едет в Москву с довольно консервативной программой: совершенная соната № 23 «Аппассионата» Бетховена (согласно знаменитой легенде, эту героическую музыку обожал Ленин) и мягкая поступь Фантазии до мажор Шумана. Однако из привычного виртуозного репертуара для фортепиано выбиваются сонаты Самуила Фейнберга. Этот концерт — редкая возможность послушать живьем советского композитора с оригинальным позднеромантическим языком.
«Наизусть» в Театре наций
10 незнакомцев выучивают стихотворение Пастернака
Португальский актер и драматург Тьягу Родригиш вместе с 10 незнакомцами, сидящими по кругу, не торопясь и с большими отступлениями выучивают одно стихотворение Бориса Пастернака наизусть. Вся суть как раз в отступлениях, наполняющих смыслом не только каждую строку, но и сам акт коллективного запоминания чего бы то ни было.
«Александр Косолапов. Ленин и кока-кола»
Первая ретроспектива отца соц-арта в России
Первая российская персональная выставка одного из отцов соц-арта Александра Косолапова представляет собой его ретроспективу за 40 лет и объединяет 120 работ. Здесь есть проекты московского периода (деревянные щеколда, мясорубка), инсталляция про знаменитую разгромленную выставку («Бульдозер-шоу»), а также политический соц-арт в эмиграции: с диснеевскими персонажами и деятелями коммунизма, обращением к старым мастерам и оммажам Энди Уорхолу.
Четверг, 30 ноября
«Сука-судьба»
Французская драма про неприкаянных людей
Травмированный гибелью друга и перебивающийся всякой грязной работой Даниель (Гаэль Гарсия Берналь) встречает Франсин (Марина Вакт), и в его жизни вспыхивает луч света. К фильму «Сука-любовь», сделавшему Берналя знаменитым, это кино не имеет никакого отношения.
«Легенда о Коловрате»
Фэнтезийный эпос про рязанского витязя
Снятый на хромакее отечественный ответ «300 спартанцам» Зака Снайдера про рязанского боярина и воеводу Евпатия Коловрата (Илья Малаков), выступившего против войск хана Батыя. В отличие от создателей «Викинга» авторы «Коловрата» явно снимали не историческую драму, а мифологическое фэнтези с боевым медведем и красивыми, но нереалистичными боями, чем установили себе высокую меру условности — что, впрочем, неудивительно: у продюсера и сорежиссера проекта Джаника Файзиева («Турецкий гамбит») до этого был «Август. Восьмого» с гигантскими роботами. За визуальную часть в «Коловрате» отвечал оператор Максим Осадчий, на счету которого «Сталинград» и «Дуэлянт». Отдельно стоит упомянуть и саундтрек: в нем звучит песня лидера ведущей ню-метал-группы мира System of a Down Сержа Танкяна, которую он исполнил вместе с вокалисткой группы IOWA Екатериной Иванчиковой.
«Натуральные упыри»
Режиссерский дебют звезды фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Вий»
Британский актер Джейсон Флеминг, известный по фильмам Гая Ричи и главной роли в ремейке «Вия», срежиссировал комедию про компанию вампиров, атакованных вооруженными силами. Выглядит это до крайности нелепо — как будто бы взбесившийся блендер смешал «Псов-воинов» Нила Маршалла и «Реальных упырей» дуэта Клемента — Вайтити. В роли вишенки на торте Чарли «Сорвиголова» Кокс.
«Дыши ради нас»
Духоподъемная ретромелодрама Энди Серкиса
Основанная на реальных событиях история про Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилд), который вследствие перенесенного полиомиелита оказался парализован, однако благодаря поддержке своей жены Дианы (звезда сериала «Корона» Клэр Фой) не потерял волю к жизни, увидел, как растет его сын, и научился дышать по-новому. Режиссерский дебют отличного британского актера Энди Серкиса, известного в первую очередь по своим motion-capture-ролям Голлума, Кинг-Конга и Цезаря из «Планеты обезьян».
«Конверт»
Фильм ужасов про дьявольское письмо
Игорю (Игорь Лизенгевич) поручают доставить по адресу конверт, который по ошибке пришел на имя компании, в которой он работает водителем. Но корреспонденция оказывается дьявольской, а сам молодой человек попадает в силки каких-то темных сил. Нетривиальный по задумке отечественный хоррор, к которому стоит присмотреться повнимательнее, ведь главную женскую роль в нем исполнила серьезная актриса Юлия Пересильд («Битва за Севастополь»), а сценарий к нему написал один из самых востребованных и модных сериальных драматургов Илья Куликов («Закон каменных джунглей», Чернобыль. Зона отчуждения»). Отсюда в фильме типично куликовская тема про то, что за все приходится платить.
«Иностранец»
Пирс Броснан и Джеки Чан в боевике режиссера бондианы
Во время теракта в Лондоне у китайского иммигранта с интересными боевыми навыками (Джеки Чан) гибнет дочь. Чтобы отомстить ее убийцам, он обращается за помощью к британскому правительству, но то в лице Пирса Броснана отказывается называть ему имена террористов — и тогда безутешный азиат решает выйти на тропу войны. Очередной криминальный триллер новозеландского режиссера Мартина Кэмпбелла, который дважды перезапускал бондиану — сначала с Пирсом Броснаном («Золотой глаз»), а затем с Дэниелом Крейгом («Казино «Рояль») — и который славится тем, что способен одновременно выдать как чудовищное («Зеленый фонарь»), так и совершенно грандиозное кино («Возмездие»).
«Атлантида»
Хоррор про смотрителя маяка от режиссера «Хитмэна»
Молодой метеоролог по имени Френд (Дэвид Оукс) прибывает на пустынный остров, где компанию ему составляет только угрюмый смотритель маяка Грюнер (Рей Стивенсон). Но это до поры до времени. У режиссера «Хитмэна» и «Границы» Ксавье Жанса в этом году уже вышел хоррор «Заклятье. Наши дни», а за ним вовсю спешит еще один ужастик — на сей раз про людей и таинственных атлантов.
«Максимальный удар»
Комедийный экшен с голливудскими и отечественными звездами
В Москве похищают внучку госсекретаря США (Эрик Робертс), после чего русские и американские спецслужбы объединяют усилия, чтобы остановить международный конфликт. Новый амбициозный проект культуриста Александра Невского, трагедия которого заключается в том, что он никак не может снять хороший боевик. Тут он по традиции выступает продюсером и исполнителем одной из главных ролей. В остальных ролях сплошь звезды отечественного и голливудского кино (Марк Дакаскос, Дэнни Трехо, Келли Ху, Бай Лин, Евгений Стычкин, Максим Виторган, Аристарх Венес и др.). Режиссер — Анджей Бартковяк, памятный по кунг-фу-боевику «Ромео должен умереть» и экранизации кровавого шутера Doom.
«Город кошек»
Документалка про то, что Стамбул на самом деле принадлежит кошкам
Настоящая отрада для всех котоманов: турецкий документальный фильм, рассказывающий про семерых усатых и хвостатых жителей Стамбула. Фильм покорил кинокритиков (98 положительных рецензий на Rotten Tomatoes) и зрителей и уже собрал в прокате почти три миллиона долларов.
Anacondaz в «Главклубе»
Одна из главных тяжелых групп прямо сейчас
Тезис, что молодежь не интересуется роком, опровергают Anacondaz, вероятно, самая успешная новая тяжелая группа прямо сейчас. Когда-то сочетавшая тяжелые риффы с речитативом группа считалась в некотором роде клонами Noize MC. Время сравнений в прошлом: Anacondaz доросли до самых вместительных московских площадок, не растеряв на долгом пути главные свои достоинства — едкую иронию и умение остро высказаться о происходящем в окружающем мире. Сет-лист ближайшего концерта Anacondaz составят из любимых песен поклонников, а вернуться в Москву обещают через год и с новым альбомом.
Lotic в «Родне»
Эксцентрик и провокатор с шумной воинственной электроникой
Некогда цитадель техно, «Родня» запустила формат вечерних электронных концертов по четвергам. Американский продюсер Lotic известен не только тем, что деконструирует и пересобирает клубную электронику, но и не в меньшей степени эксцентричными выступлениями: он носит парики, вычурно наряжается и только что на голове не ходит. Черный гей, сбежавший из консервативного Техаса в свободный Берлин, Lotic прибывает в Москву не первый раз. Однако организаторы предлагают считать его лайв дебютом: в «Марс» он приезжал с диджей-сетом, а на фестивале «Боль» летом из-за сдвигов в расписании отыграл примерно четверть часа.
Confidence Man, «Спасибо» в «Плутоне»
Вечеринка «Поп Корн» от агентства Pop Farm
Концертное агентство Pop Farm возит в Москву не только артистов калибра Kasabian. И есть немало примеров, когда после выступлений в клубе на 600 мест их клиенты возвращались сюда на большие площадки. Может статься, героями такой истории окажется и австралийская четверка Confidence Man (это они на фотографии) — набирающий ход инди-поп-проект; горячие новички, этим летом проехавшие по европейским фестивальным площадкам от Great Escape и до «Гластонбери». Confidence Man играет удалой, мало на что похожий электронный поп, а увидеть их впервые можно будет в «Плутоне» на вечеринке «Поп Корн». Откроет их концерт группа «Спасибо» — одни из лидеров новой гитарной сцены Москвы.
Мультимедийный проект «Студии новой музыки» в Московском доме композиторов
Электроакустическая музыка в камерном ансамбле
Современная академическая музыка и так не слишком часто звучит на концертных площадках, мультимедийные проекты с ее участием — еще большая редкость. Ансамбль «Студия новой музыки» сыграет трех московских композиторов, которые давно работают именно в этом поле. Остроумные вещи Александра Хубеева наполнены нарастающими скрипучими шумами, во многих произведениях Николая Попова используется генеративная электроника, а Алексей Наджаров пишет импровизационные партитуры.
«Синяя синяя птица» в Театре наций
Сказочное шоу про невероятные приключения маленькой девочки и ее плюшевой игрушки
Девочка по имени Матильда и ее мягкая игрушка Тидель отправляются на поиски своего брата Тиля, похищенного Царицей ночи. По пути им встречаются полсотни сказочных героев (а также оркестр заводных обезьянок и торт «Наполеон»), попадают в Карамельный город, заводные часы и на войну. Автор спектакля Олег Глушков — востребованный творец широкого профиля; хореограф с бородой, педагог ГИТИСа, активно выступающий и как режиссер, и даже как автор выставок. Его «Синяя синяя птица» в Театре наций, инспирированная пьесой Мориса Метерлинка, — сказочное шоу для семейного просмотра с повышенной концентрацией сценических трюков и визуальных эффектов. Одну из Матильд играет актриса и певица Муся Тотибадзе.