18 главных премьер, концертов, выставок и спектаклей в Москве

Хоррор «Хранилище» с Джеймсом Франко и «Заложники» Резо Гигинеишвили, открытие Московской биеннале современного искусства, концерт Курентзиса, очередной Sound Up, а также спектакль о жизни Чарлза Мэнсона и выставка Recycle Group.

Понедельник, 18 сентября

«Олимпия» в Центре им. Мейерхольда

Молодые люди в белой комнате играют пьесу про Олимпиаду-80

Шестеро артистов «Июльансамбля» (выпускники мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ) в стерильном белом пространстве исполняют пьесу Ольги Мухиной — про Олимпиаду 1980 года в Москве. А на самом деле — про разницу и сходство поколения двадцатилетних тогда и сейчас. Режиссер спектакля — дебютант Павел Данилов.

«мама!»

Дженнифер Лоуренс пускает в дом незнакомцев и быстро жалеет об этом

Окруженный ореолом секретности (и притворяющийся хоррором) свежий фильм Даррена Аронофски («Рестлер», «Черный лебедь») про то, как семейная пара в исполнении Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема переехала в старый особняк, а их покой стали тревожить разные странные незнакомцы (Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Доналл Глисон и др.). Зная, какой Аронофски мастер в создании параноидальной атмосферы и по части жестокосердечных драм, от него стоит ожидать нового «Ребенка Розмари» с отсылками к «Ужасу Амитивилля». Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.

Вторник, 19 сентября

Миша Мищенко и Кирилл Рихтер на фестивале Sound Up

Сразу две симфонические премьеры на фестивале новой академической музыки

Концертная серия Sound Up продолжится сразу двумя симфоническими премьерами. Миша Мищенко, о котором говорят, что это самый плодовитый российский музыкант, работающий в нише contemporary classical, исполнит альбом «Эксергия» — свою самую масштабную работу, где звучание оркестра соединяется со звуками, записанными на заводах, гидроэлектростанциях и лесопилках. Другая премьера — оркестровая сюита Кирилла Рихтера. «Изначально это была музыка об абстрактной войне, с ее ужасами и страхами, — сообщает 25-летний композитор. — Но потом я понял, что пишу о чем-то большем: это музыка о борьбе и человеческой воле, триумф любви среди рушащегося на обломки мира».

Концерт Теодора Курентзиса «Lux Aeterna» в Римско-католическом кафедральном соборе

Духовная музыка от Теодора Курентзиса

В Римско-католический собор Теодор Курентзис едет в статусе триумфатора Зальцбургского фестиваля, самого известного и влиятельного в мире классической музыки. В концерте «Lux Aeterna» великий пермский дирижер не будет изменять программной оригинальности: струнный квартет и хор MusicAeterna исполнят духовные сочинения барочного композитора Перселла, русского романтика Танеева, советского авангардиста Шнитке и Стравинского, одного из главных авторов первой половины ХХ века. Если хотите убедиться, что музыка из разных эпох может звучать так, будто у нее и нет никаких примет времени, то здесь нужно быть обязательно.

7-я Московская биеннале современного искусства

Главный выставочный блокбастер этой осени с участием Бьорк, Олафура Элиассона и Мэттью Барни

Куратор нынешней биеннале, директор Музея современного искусства в Токио Юко Хасэгава прославилась, помимо прочего, работой над Шарджской биеннале, которая носила резко политический характер и рассказывала о проблемах глобального мира и миграции. Московский проект посвящен прежде всего глобальной экологии — тому, как человечество изменило Землю и как это сказывается на отношениях людей друг с другом. Фактически получился манифест искусства родившихся после 1991 года художников: Московская биеннале показывает, как они видят мир, используют новые медиа, работают с традиционной историей. О проблемах старого мира и культуры говорят заслуженные художники: Мэттью Барни, Олафур Элиассон и дизайнер Хуссейн Чалаян. Отдельных ожиданий стоит выставка в выставке от певицы Бьорк, чьи работы в паре с бывшим мужем Барни после расставания будут показаны впервые в одном пространстве.

Среда, 20 сентября

Антон Батагов в «Доме музыки»

Незаурядный пианист и композитор поминает русскую культуру

В начале десятилетия единичные концерты Антона Батагова, фортепианного мистика широких убеждений, случались только на Дягилевском фестивале в Перми и считались громкой сенсацией — вне зависимости от программы. Сейчас незаурядный пианист все чаще выступает в роли композитора минималистских убеждений. Очередная российская премьера, «Где нас нет. Письма игумении Серафимы», — это размышление о судьбах России после революции 1917 года. Между музыкальными частями автор читает письма семьи Янсон, которую на долгие годы разлучила Великая Отечественная война. Все вместе должно сработать как месса по русским духовным традициям.

«Мыдым» в «Антикварном Boutique & Bar»

Безумный спектакль по обэриутам от режиссера «Копов в огне» в ресторане

Шизофреническое кабаре Юрия Квятковского («Копы в огне») по текстам обэриутов разыгрывается посреди столов полуподвального ресторана «Антикварный Boutique & Bar». В программе — дуэль-оратория Пушкина с Гоголем, танцы по Хармсу, хип-хоп по Введенскому, съедобная старуха и многое другое. В ролях — брусникинцы нескольких поколений плюс приглашенные актеры разнообразных (это важно) жанров.

«Hahahamoscow»

Бартенев об оптимизме

К юбилею музея Art4 выставку готовит Андрей Бартенев — с подозрительно веселым названием, но солидной программой с участием 30 молодых художников — как уровня Павла Пепперштейна, так и тех, кто раньше не показывал свои работы за пределами интернет-пространства (встретиться с ними можно будет на вернисаже в среду). Проект включает в себя живопись, скульптуру и даже тарелки и посвящен личным источникам оптимизма.

«Drunk Reading Salon: Будни» в Powerhouse

Разговор о поэтике повседневной жизни за бокалом или стопкой

В среду в Powerhouse продолжат серию встреч «Drunk Reading Salon» — на этот раз демонстрировать искусство пьяного чтения с листа приглашены музыкант Вадим Королев, известный по проектам Alpha-Beta и «Окуджав», кинокритик Владимир Лященко и сценаристка Елена Ванина. Вечер посвятят поэтике повседневности: за бокалом или стопкой (у кого как пойдет) будут читать вслух о том, как они проживают свои жизни через разные любимые тексты. Присоединиться к этой интеллигентно выпивающей компании можно бесплатно, но чтобы наверняка занять место за столиком, заранее его забронируйте.

Когда

20 сентября, 20.00

Где

Powerhouse, Гончарная, 7/4

Подробности

здесь

Четверг, 21 сентября

«Kingsman: Золотое кольцо»

Британская и американская секретные разведки объединяются перед общим врагом

Агенты Эггси и Мерлин (Тэрон Эджертон, Марк Стронг) из британской секретной службы Kingsman объединяются со своими американскими коллегами из Statesman, после того как их штаб-квартиру уничтожает злодейка Поппи (Джулианна Мур). Стейтсменов играют Джефф Бриджес, Ченнинг Татум, Педро Паскаль и Халле Берри, а чтобы их легче было отличить от кингсманов, они носят ковбойские шляпы и прозвища, повторяющие названия спиртных напитков. Сиквел успешного боевика Мэттью Вона по комиксам Марка Миллара, в котором обещают возвращение персонажа Колина Ферта и еще больше безумных приключений.

«Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо»

Восьмое возвращение на экраны легенды слешеров

Тоуб Хупер в этом году умер, но дело его живет: в прокат выходит очередной перезапуск его «Техасской резни бензопилой», которая пережила четыре сиквела (предпоследний и самый чудовищный с молодыми Мэттью МакКонахи и Рене Зеллвегер, последний — с Александрой Даддарио), ремейк Маркуса Ниспеля и приквел ремейка, но ни один из них так вплотную и не приблизился к величию оригинала. Новая часть называется «Кожаное лицо» (одно из рабочих названий фильма самого Хупера) и расскажет еще одну предысторию маньяка, которого звали то Сойером, то Хьюиттом, но, так или иначе, его прообразом выступил американский серийный убийца Эд Гейн. Оказывается, в свое время Кожаное лицо сбежал из психиатрической лечебницы вместе с другими пациентами, а на его поиски бросился бравый рейнджер Хэл Хартман (Стивен Дорфф). И закончилась эта история бойней.

«Заложники»

Грузинская молодежь угоняет самолет, чтобы сбежать из СССР

История, основанная на реальных событиях. В 1983 году несколько друзей (грузинская молодежь — главным образом студенты) захватили пассажирский самолет, чтобы сбежать на нем на Запад, но все пошло не так. Неожиданный разворот комедийного режиссера Резо Гигинеишвили («Жара», «Любовь с акцентом») к жанру психологического триллера. Картина была показана на 67-м Берлинском фестивале, взяла призы за лучшую режиссуру и операторскую работу «Кинотавра-2016», одну из главных ролей в ней исполнила Тинатин Далакишвили, памятная по фильму «Звезда». При этом метафоричное название ленты намекает на то, что под заложниками надо понимать не только пассажиров самолета, но и всех заложников закрытой советской системы, а особенно тех отчаянных ребят, которые рискнули всем ради глотка свободы — и проиграли.

«Хранилище»

Хоррор с Джеймсом Франко в роли банковского служащего

В банк ворвались грабители и велели показать герою Джеймса Франко, где хранятся деньги. Он их отвел в старое хранилище, но прежде предупредил, что сейф проклят. Как выяснилось, его действительно охраняет какая-то дьявольская сила. 30 лет назад налетчики и заложники укрылись там от полиции — и больше их никто не видел. Замкнутый хоррор от режиссера Дэна Буша, до этого поставившего фильм ужасов «Сигнал», — и с одним из главных трудоголиков Голливуда в главной роли.

«Лего Фильм: Ниндзяго»

Анимационный экшен о самураях и ниндзя, сражающихся со злом

Вслед за «Лего. Фильм» и «Лего Фильм: Бэтмен» выходит еще один мультфильм датской компании по производству конструкторов — на этот раз с участием мастеров восточных единоборств. По сюжету юноша по имени Ллойд (он же Зеленый ниндзя) противостоит козням своего отца, злодея Гармадона, при помощи друзей и сэнсэя, мастера Ву. Как и предыдущие фильмы, этот тоже строится на тотальной иронии — и, кстати, несмотря на то что картина носит название «Ниндзяго», это не продолжение мультсериала «Ниндзяго. Мастера Кружицу», а новая часть киновселенной «Лего», которая продолжает расширяться.

«Роден»

Байопик про великого французского скульптора

Огюст Роден получает заказ от правительства Франции на изготовление скульптурного портала «Врата ада» и уходит от своей семьи (жены и сына) к ученице и любовнице Камилле Клодель. Осмеянный в Каннах байопик про великого скульптора-импрессиониста в исполнении Венсана Линдона («Это так же тоскливо, как смотреть на высыхающий гипс», — пошутил один канадский кинокритик). Поэтому если с этой картиной и стоит ознакомиться, то строго в факультативном порядке.

«Кровавые бивни» в «Пионере»

Специальный показ и обсуждение фильма с режиссером Сергеем Ястржембским

В четверг, накануне Всемирного дня защиты слонов, в «Пионере» покажут «Кровавые бивни» — победившую в номинации «Лучший документальный фильм» на международном кинофестивале Views of the World работу экс-помощника Путина Сергея Ястржембского, поднимающую проблему небывалых в истории масштабов истребления слонов в Африке. О причинах и следствиях массового браконьерства, а также о съемочном процессе, растянувшемся почти на три года, расскажет сам режиссер — встреча с ним состоится сразу после кинопоказа.

«Сонм» в Artplay

Моноспектакль про маньяка-убийцу Чарлза Мэнсона

В основе моноспектакля о природе человеческой души — история жизни Чарлза Мэнсона, культового американского злодея. Участники основанной им коммуны ужаснули мир своими преступлениями в 1960-е, а в 1970-е Мэнсон был пожизненно помещен в тюрьму, где находится по сей день. И да, это его фамилию в качестве части псевдонима использует Мэрилин Мэнсон. Спектакль исполняет актер «Мастерской Дмитрия Брусникина» Василий Буткевич, известный по главным ролям в фильме «Тряпичный союз» Михаила Местецкого и спектакле «Чапаев и Пустота» Максима Диденко.

Recycle Group «Template of Life»

Recycle сопереживают компьютеру

Как и все предыдущие участники юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью» на «Винзаводе», в рамках которого заслуженная арт-площадка устраивает большие выставки художников, которые обязаны своей славой собственно «Винзаводу», группа Recycle размышляет о будущем и поколении миллениалов. В этом проекте они исследуют тему взаимодействия человека и машины и попытаются передать те чувства, которые компьютер испытывает, когда его отключают от сети.