Зимний фортепианный фестиваль Pianissimo
В Эрмитаже пройдут сольные концерты российских, армянских и итальянских молодых пианистов. Откроет фестиваль обладатель премии VI международного конкурса Premio Giovanni Colafemmina, студент петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Игорь Петров. 30 декабря он исполнит прелюдию и фугу Баха, сонату Гайдна, скерцо Шопена, этюд Скрябина и три пьесы из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. 3 января победитель 62-го Международного конкурса пианистов в Хаэн Валентин Малинин сыграет сонату № 23 «Аппассионата» Бетховена, «Сарказмы» Прокофьева и другие произведения. 4 января студент Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, обладатель платинового приза Лондонского конкурса классической музыки Армен Пучинян выступит с фантазией фа минор Мендельсона, «Блестящими вариациями» Шопена и другими. Завершит серию вечеров миланский пианист Арио Сгрои. Он представит мазурку № 5 Шумана, ноктюрн «Грезы любви» Листа.

Спектакль «Товарищ Кисляков»
Победитель «Золотой маски» в номинации «Лучший драматический спектакль малой формы». Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль — первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова. «Товарищ Кисляков» — мрачная сатира о пути главного героя от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство на фоне стремительно меняющейся Москвы конца 1920-х.

Зимние каникулы в Никольских рядах
Этой зимой во дворе Никольских рядов — арктическая сказка с северным сиянием, ледяными айсбергами и полярными животными. Самая высокая и быстрая в Петербурге горка для катания на ватрушках и праздничная Венецианская карусель остались центральными элементами двора, но к ним добавились новые арктические герои и звери, а также появились выставочные поп-ап-объекты. Важная особенность горки — она работает в любую погоду даже без снега благодаря всесезонному покрытию и надувным ватрушкам, которые выдаются на месте.

Выставка-путешествие «Балабанов»
Большой маршрут по жизни и творчеству режиссера новой России: знаменитым фильмам «Жмурки», «Брат», «Груз 200», ранним короткометражкам, документальным работам. На выставке представлены мультимедийные инсталляции и архивные материалы: армейский дневник, рукописи, кожаная куртка и игрушечный вомбат, привезенный Алексеем Октябриновичем из Англии. Путешествие сопровождает плеер-аудиогид, где записан рассказ братьев Петра и Федора Балабановых.

Городская рождественская ярмарка
Главная развлекательная новогодняя площадка города. На Конюшенной площади работает каток, у Певческого моста — горка, на Малой Садовой — торговые домики со сладостями, вязаными вещами, специями, елочными игрушками, едой и сувенирами, на Кленовой улице — большая двухэтажная ярмарочная карусель. Пространство оформлено в стиле сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Карусель и каток бесплатные, но за аренду коньков нужно оставить залог — 1000 рублей.
Blank New Year
Двухактовая новогодняя вечеринка в стиле берлинских техно-клубов в здании бывшего завода «Арсенал» XVIII века. Играют Nocow, Толя Клепалов, София Родина, Заира Габибова и другие. Билеты стоят 2023 рубля.
Гастрономическая прогулка по Петербургу от Дома культуры Льва Лурье
Экспертка ДК Лурье Надежда Морозова проведет экскурсию по невысокой кухне: дегустации в старинном кафе, ресторане с морепродуктами и советской рюмочной. Расскажет о становлении местной гастрономии и любимых местах петербуржцев.
Выставка «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков»
Экспозиция в Мраморном дворце включает картины Юрия Васнецова, Ореста Кипренского, Бориса Кустодиева и Владимира Маковского, скульптуры Анны Остроумовой-Лебедевой. Главные экспонаты — редкая мебель из собрания Русского музея: диван и стол по эскизу Карла Росси, кресло по дизайну Джорджа Нельсона, стулья фабрики «Братья Тонет», табурет Алваро Аалто.
Новогодние каникулы на Новой Голландии
На острове работают ретрофутуристический каток, мастерские Деда Мороза и ярмарка, на которой можно найти книги от «Подписных изданий» и Garage, предметы интерьера из переработанного стекла, винтажные украшения и многое другое.
«Зерцало»
На этой выставке собрали портреты провинциального купечества, дворянства и духовенства XVIII–XIX веков из 17 российских музеев. Частью экспозиции стали зеркала. Они здесь — портреты современников, а картины — отражение эпохи. Концепцию разработал экс-директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара.
«Русский авангард. Искусство для нового мира»
На выставке в Манеже Малого Эрмитажа представлены фарфор, печатные издания, картины Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина и Родченко, текстиль и реконструкции костюмов по проектам художников-авангардистов.
Концерт «Орган в планетарии. Рождество»
Прекрасный способ погрузиться в волшебную атмосферу праздников — послушать шедевры мировой музыки под огромным звездным куполом Петербургского планетария. В программе — классика органной музыки: Бах, Перселл, Моцарт, Гендель и Вивальди.

«Щелкунчик» в Мариинском театре
130 лет назад балет Петра Чайковского на либретто Мариуса Петипа впервые показали в Мариинском в хореографии Льва Иванова. Сегодня более 80 лет в театре идет версия в редакции Василия Вайонена 1934 года по мотивам одноименной (и самой новогодней!) сказки Гофмана. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века. Билеты еще есть, но остались только довольно дорогие опции.
Концерт Ивана Бессонова
Отличный способ отдохнуть после шумного праздника — релаксировать под Шопена и Грига в исполнении петербургского пианиста-звезды Ивана Бессонова. Еще в 16 лет он стал первым россиянином, который победил в классическом «Евровидении». В 2022 году 20-летний Иван получил первую премию и золотую медаль Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова.

Концерт «Кирпичей»
Группа Васи Васина «Кирпичи» стала популярна в начале нулевых благодаря добродушным песням о повседневных вещах — похмелье, поисках работы, вечеринках. Довольно быстро еще одной важной для них темой стали рефлексии по поводу собственной деятельности и окружающей медиареальности. Ироничная, позитивная интонация их полуавтобиографичных историй обеспечила все еще длящийся успех коллектива. В музыкальном плане они балансируют между расслабленными битами и такими же неспешными рок-аранжировками.
Новогодние экскурсии по стрит-арту в «Севкабель Порту»
Исследователь уличного искусства, ведущий подкаста «Рисунки на стенах» Денис Фабрика за два часа расскажет об особенностях стрит-арта Петербурга и покажет согласованное и несогласованное искусство на территории кластера у Финского залива. К прогулке автор маршрута рекомендует посмотреть фильмы «Дикий стиль», «Состав», «Выход через сувенирную лавку», «Все на улицу», «Баския: Взрыв реальности», «Марта Купер: История о граффити» и «Кит Харинг: Вундеркинд стрит-арта». Необходима предварительная запись.
Концерт Sirotkin
Московский музыкант Сергей Сироткин выпускает небольшие альбомы с щемящей акустикой, какой у нас больше нет. В начале января группа представит недавно вышедший альбом «Тень первого облака». «Весь альбом должен унести тебя далеко, повертеть в небе, показать темные и светлые места, где ты раньше не был, а потом вернуть домой. Там все птицы огромные и сильные, по дорогам ходят призраки, в небо ведут бесконечные лестницы. А главное — в этом мире ты сам становишься тем, кем никогда раньше не был», — объясняет Сергей Сироткин концепцию релиза.
Спектакль «Джульетта»
Постановка по мотивам Шекспира в форме спектакля в спектакле. У прибалтийских андеграундных художников, Тийта Оясоо и Эне-Лиис Семпер, пьеса наполнилась яркими визуальными решениями и превратилась в драйвовую вечеринку под всевозможные хиты о любви. За три с половиной часа зритель увидит классических «Ромео и Джульетту», постмодернистскую постановку и легкий стриптиз от ведущих актеров БДТ и Муси Тотибадзе в главной роли. Во время музыкальных сцен роскошные люстры театра мигают светомузыкой, а треклист стал отдельным поводом посмотреть спектакль. Например, на исторической сцене Большого драматического можно услышать хиты «Ленинграда» без цензуры.

Академия смеха
Режиссерский дебют Федора Пшеничного по одноименной комедии японской писательницы Коки Митани. Главный герой, драматург, приходит добиваться разрешения на постановку новой пьесы, а цензор требует убрать все поцелуи из произведения и добавить патриотичности. Бытовая история разворачивается в монументальный и вневременной сюжет о свободе, человечности и силе искусства. Несмотря на географическую и историческую отдаленность, спектакль звучит крайне актуально в сегодняшней России. Двухчасовая постановка держится на традиционных комических приемах, пластических вставках в стиле Бутусова и мощной актерской работе, а просвечивающий сквозь паузы в диалогах абсурд напоминает и булгаковскую сатиру, и «Человека из Подольска» Дмитрия Данилова.
