Команда клуба Arma, агентства Stereotactic и бюро Sila Sveta давно доказала, что по части русского танцпола коллаборации лучше и стабильнее в России просто нет.
Первый фестиваль Outline, родившийся из вечеринок в клубе Arma 17, прошел в 2014 году. Москва прежде не видела ничего подобного: организаторы построили маленький, но крайне приятный город на натурально гниющей свалке. Странное, обманчиво бесхитростное, но бьющее наповал искусство в заброшенных зданиях, инсталляции из подручных средств, дома на деревьях, космическая работа со светом, сказочный танцпол Woodz — перечислять можно очень долго, потому что фестиваль Outline сразу попер наперекор всему, что принято представлять о Москве.
Год спустя волшебство переместилось на Карачаровский завод — снова гигантское пространство, но теперь совтяжпрома, замершего перед сносом. В третий раз Outline ждут, как Новый год, — это событие уже даже не про музыку или искусство, а про то, как самое неприглядное, бесприютное место можно переделать в территорию логики и красоты. Про утопию.
В 2016 году фестиваль проходит на Московском заводе автоматических линий и специальных станков, сокращенно МоЗАЛ — столетнем и ныне бездействующем предприятии девелоперской «Группы ПСН», которая также владеет частью завода «Правда» и с удовольствием вписывается в любые проекты Stereotactic — будь то Block Party или временное пространство «Кругозор».
Территория Outline в этот раз меньше по площади, чем в прошлые годы. Это, впрочем, никак не отразится на качестве — вместо пяти сцен строят шесть, будет три отдельных арт-зоны, несколько фудкортов, а также миллион тайных переходов и закутков, кротовьих нор, неожиданных лазеек и червоточинок.
Первая арт-зона находится прямо на входе. Спустишься по крутой лестнице, которую и в свете дня обнаружить трудно, — и оказываешься в так называемом павильоне специй: кругом развешаны травы — и пахнет соответствующе, как на даче. Дальше — совместный арт-проект команды Никола-Ленивца и группы «Фосфор» под названием «Рябь» — аудиоинсталляция с бесконечным эхом.
Большинство объектов сработаны из предметов, найденных здесь же. Отдельные штуки завезли: например, договорились с префектурой, чтобы сюда весь месяц стаскивали срубленные деревья. Из дерева, обработанного на скорую руку, построено примерно все. Кто-то из друзей привез ненужные рамы из деревенских домов, еще кто-то притащил в Москву из заброшенного тульского кинотеатра груды старых стульев и кресла. Есть и прошлогодний пластический мем — фаянсовые унитазы, из которых растут цветы.
Танцпол под названием Klub задумывался как площадка для своих — всего на 30 человек. А когда здесь начали сносить стены и все обустраивать, стало понятно, что прятать такую площадку от людей — кощунство. В результате лайнап в последний момент переделали и часть артистов переместили сюда — включая Palms Trax, Рона Морелли и Веронику Васик. Этот танцпол — для самых стойких — работает с начала до утра понедельника.
Если в прошлые годы от одной сцены до другой нужно было проходить через поля или выжженную пустыню, то в этот раз можно будет шататься в теньке между заводскими зданиями, и каждый уголок без музыки приспособлен под чилл-аут. Между сценами Klub, Sun и Block стоит Arma Shop со всевозможным мерчем и, внимание, первая собственная инсталляция «Афиши Daily» — «Сельская Аптека». В лавке «Афиши» можно бесплатно взять таблетку от головной боли, витамин C или активированный уголь. А еще — сменить футболку на новую, найти самые простые солнечные очки и купить свежие носки. Все старомодное, непритязательное, дешевое — короче, не как обычно.
Вместо легендарной прошлогодней сцены Depo строится площадка Block. Принцип сопричастности сохранен: диджей будет окружен людьми со всех сторон, танцевать можно и на нижнем уровне (там, где на картинке стоит грузовик), и на балконах по периметру, и за спиной артиста. За этой площадкой будет натуральное огневище — компания Burn строит ритуальный костер.
Будут ли на фестивале в этот раз великие джунгли танцпола Woodz, не было понятно до конца — на МоЗАЛе нет ни леса, ни места, где можно было бы устроить многоуровневую конструкцию амфитеатра. Нынешний Woodz оградили от заводской архитектуры стеной, бар и диджейку выстроили в восточном стиле и даже высадили здесь сахарный тростник — похоже на японский садик. Лайнап солидный — Рикардо Виллалобос (он выступает на фестивале аж дважды, второй раз — на Sun Stage), Билл Патрик, The Mole, Франческо Дель Гарда и целая россыпь других уважаемых электронных артистов.
Любая лестница, проход или тропинка — не просто так. Она может вести в арт-зону, место для отдыха, на полянку с инсталляцией или, как ни прозаично, к туалетам.
Вместо сонного царства Dreamland будет большая деревянная постройка с вьетнамскими мотивами в оформлении — с лежанками, кроватями, подушками и домиками на деревьях. Это похоже на детскую площадку, только рассчитанную на взрослых.
После этих выходных многие постройки демонтируют — в том числе вьетнамскую деревню. Что здесь будет дальше, пока неизвестно. Ведутся разговоры о том, чтобы сделать МоЗАЛ постоянной локацией команды Outline.
Монументальные уличные картины, которые превращают заводы в арт-объекты, — такая же важная часть Outline, как музыка или свет. Здание Main Stage — там основная сцена — расписывает широко известный американский уличный художник Maser — это несколько сотен квадратных метров. Большую часть программы курирует Артем Стефанов и его команда (например, именно он писал «честность», «сознательность» и прочие красивые слова на стене Tele 2 — все это будет переливаться ночью благодаря, опять же, Sila Sveta). Всего здесь работает с дюжину уличных художников, столько же занимается малыми форматами — картинами, инсталляциями и световыми объектами.
Та самая главная сцена расположена в здании действующего кинопавильона — в обычное время здесь выстраивают декорации — например, для военного кино. На входе — виски-бар, который невозможно пропустить, в самом помещении — гигантская светопостановка группы Tundra, известной по совместному с Sila Sveta проекту «Лес» — обещают чудо с четырьмя сотнями лазеров.
На главном танцполе — самые важные артисты: Дэниел Белл, Byetone, Мэттью Джонсон, Cute Heels. Во всех этих боксах — звуковое и световое оборудование, его столько, что хватило бы на стадион «Уэмбли». Окна — от пола до потолка и частично выбиты — значит, будет не слишком душно. Остальное уже магия, которая начнется, когда сюда придут 15 тысяч человек, честно купивших билеты. Для главного сюрприза Sila Sveta в сотрудничестве с хореографом Олегом Глушковым готовит гигантскую инсталляцию — самая зрелищная часть шоу придется на презентацию альбома «Открой коробку» Филиппа Горбачева в 2 часа ночи и да, это очень нужно увидеть.
На Outline не действуют обычные деньги. Чтобы люди не стояли в очередях в баре и не путались в бумажках, здесь ввели безналичную систему, принятую на большинстве европейских фестивалей. Всем посетителям выдадут специальные браслеты, на территории фестиваля будут работать два пункта, где их можно будет зарядить деньгами — с карточки или наличными, — и стоимость напитков будет списываться уже с браслета. Наличные тоже стоит иметь с собой. Если в конце фестиваля на балансе браслета что-то останется, вернуть деньги можно будет в тех же пунктах. В этом автобусе рядом с танцполом Dark как раз разместится такой обменник.
Танцпол Dark в узком заводском проходе будет открыт только ночью — последнее выступление назначено на 7 утра. Здесь самая гнетущая атмосфера: темно, шумят трубы и советские лозунги на многолетних плакатах призывают к труду. Почти все артисты Dark выступают с лайвами: в некотором роде это трибьют советским рок-котельным и американским рок-гаражам.
Одна из таких дверей ведет в обыкновенный подъезд. Если подняться на четвертый этаж — попадете в актовый зал детсадовского толка. Ночью здесь будут чтения авангардной поэзии, днем — да что угодно.