Фирменным стилем проекта занималось бюро «Щука», уличную мебель разрабатывали выходцы студии Wowhaus — творческое объединение «Утро». Сам комплекс включает в себя общественные мастерские с сыроварами и стеклодувами, а также фермерский рынок.
По соседству уже некоторое время работают «Городская ферма», пасторальный уголок сельскохозяйственной жизни с козочками и чаем в самоваре, и стародавний аттракцион «Рыбацкая деревня». Все это — и старое, и новое — выделено в отдельное умозрительное построение на ВДНХ с акцентом на промыслы и ручной труд, причащение к которому для жителя большого города — тоже отдых.
Идея
Еще команда Ильи Ценципера, взявшаяся переосмыслить одряхлевший советский комплекс два года назад, предложила разделить огромную территорию ВДНХ на парки поменьше — чтобы у каждого была своя тема и «уникальный пользовательский опыт». К домикам бывших павильонов «Овцеводство», «Коневодство» и «Свиноводство» отлично подошла идея публичных мастерских: при определенной доли воображения они могут напомнить европейскую деревушку, где селяне занимаются всяческим рукомеслом.
Павильоне № 47, он же «Свиноводство», теперь называется «Дом ремесел». Сюда поселили тех, кого принято называть мейкерами: владельцев маленьких, если не сказать микроскопических бизнесов, поднимающих отечественный дизайн, сыроделие, кофейную альтернативу и штучный дизайн. Важным критерием на кастинге резидентов стала их готовность показывать процесс производства общественности и предлагать социальные инициативы.
Примером служит «Авоська дарит надежду» — проект Евгения Раппопорта, который одним из первых в России стал налаживать производство, где заняты инвалиды, и активно про это рассказывать. Теперь их продукция продается по всей стране, а от плетеных авосек тут перешли к кожаным изделиям. Кроме «Авоськи» здесь также размещаются цветочная мастерская «Май–Май», кофейная лаборатория SmartCoffee, студия архитектуры и дизайна Uniquely, школа стеклодувов, мастерская Ольги Батуриной — что-то про раскрытие творческого таланта, вышивальная лаборатория Лизы Смирновой и школа сыроделия Олеси Шевчук. В соседних с павильоном домиках давно обжилась «Дымов Керамика» и косметическая лаборатория Pure Love — эти товарищи перенесли на ВДНХ все свое производство.
«Парк ремесел» — наш флагманский проект. Где, как не здесь, создавать общественные мастерские? Мы собрали более 15 проектов — от обжарки кофе до стеклодувного производства, так что каждый сможет найти для себя что-то интересное. «Дымов Керамика» работают у нас на протяжении полугода — учат лепить горшки и тарелки. Главное, что у каждого из арендаторов есть программа работы с детьми и взрослыми с особенностями развития: каждая мастерская приспособлена под это. Это социальное предпринимательство, поэтому арендная ставка наших у резидентов ниже, чем в среднем по городу и на самой территории ВДНХ».
Как это выглядит
«Свиноводство» расчистили и поделили на стеклянные боксы, вдоль них идет ничем не приметный коридор, так что посетители могут прогуливаться и подглядывать за работой мастеров. У входа здесь своего рода коммунальная кухня — общее пространство, где собираются проводить собрания, читать лекции, а зимой — устраивать маркеты. Ремонт на ВДНХ сделан скромный, чтобы арендаторы сами приспосабливали пространства под свои нужды.
Здесь, кроме всего прочего, есть мастерская профессиональных стеклодувов
Слева — школа сыроделия, справа — кофейный склад
Публичное пространство у входа: тут резиденты будут читать лекции, а еще зимой планируется устраивать маркеты
В шоу-руме Uniquely будут рассказывать о дизайне и продавать достижения отечественных мастеров
Мебель предоставил Клуб промышленных дизайнеров — объединение, куда входят, например, студии Archpole и Fineobjects
Все очень заняты — собирают воздушных змеев
Еда в сегодняшней Москве остается важнейшим из искусств (и ремесел), и тут ей тоже уделено много внимания. Олеся Шевчук училась готовить сыр в маленьком городе под Турином у мастера в третьем поколении. На ВДНХ она будет сама учить варить и выращивать сыр в камерах созревания. Пока в ее школе проходят первые мастер-классы сырных сомелье, стоят они недешево — например, секреты французских сыров продают за 6000 р.
Ростеры SmartCoffee — проект одной из основательниц «Даблби» Ольги Мелик-Каракозовой, тут собираются давать уроки обжарки кофе. Своя обжарка — это, прежде всего, гарантия качества, которая нужна профессионалам. Ольга также считает, что погружение в тонкости процесса поможет ценителям напитка понять его суть.
Большую комнату занимает студия архитектуры и дизайна Uniquely и шоу-рум Клуба промышленных дизайнеров. У них в планах тоже просвещение: например, собираются проводить лекции о плагиате и заимствованиях в дизайне. Уже сейчас проходят мастер-классы по изготовлению воздушных змеев. У соседей Uniquely — столярной мастерской «СМ-47» — можно под руководством профессионала качественно обстругать доску или сколотить табурет.
«Нашему проекту уже полтора года. Раньше мы были направлены на бизнес — у нас собирались профессионалы и обжаривали кофе, еще мы вместе экспортировали зерно. Сейчас мне захотелось открыть профессиональную сторону дела и для любителей, сделать кофе более доступным, объяснить, как все это работает. Во многих кафе приходится ждать по полчаса, и бариста с вами не разговаривает. Мы же хотим по выходным проводить экскурсии, семинары и рассказывать о том, как жарить кофе дома. А по будням будем работать в основном для себя — то есть жарить кофе на продажу».
«Авоська» сменила несколько локаций в городе и теперь дарит надежду на ВДНХ
Цветочная мастерская «Май–Май», помимо всего прочего, будет объяснять, как правильно ухаживать за цветами, чтобы они прожили подольше
Исчезновение импортного сыра в период санкций оказалось переворотным событием в жизни Олеси Шевчук
Вот в таких машинах и жарится кофе
Максим рассказывает о жизненном пути профессиональных стеклодувов
Стеклянная картина — тоже из мастерской стеклодувов
Большинство резидентов утверждают, что рентабельность для них не так важна: тут собрались уже сложившиеся производства, которые искали себе приятную компанию. Пока еще не все рабочие зоны функционируют, но уже сейчас можно записаться на двухдневный курс введения в сыроделие (13 500 р.) или в мастерскую вышивки Лизы Смирновой (3000 р. за мастер-класс) — художницы, рукоделием которой восхищается даже Vogue. А в «Дымов Керамика» за 12 000 р. можно научиться делать садовую скульптуру и обеспечить украшениями всех соседей по дачному кооперативу.
«В нашей школе вы сможете получить профессию сыровара: у вас будет рабочее место, кастрюлька с молодым сыром, который вы заберете домой и будете за ним ухаживать, как за ребенком. Я хочу доказать, что для производства сыра не нужен огромный завод — этим можно заниматься и дома. О каких-то прибылях своего проекта я вообще не думаю: мне скоро исполнится сорок, и я поняла, что выросла менеджером и хорошим человеком, но хочется оставить что-то после себя».
«Как-то нам привезли крем из одной лаборатории, и у него и консистенция, и цвет были жуткими — просто оттого, что его мешали неправильно. Так мы поняли, что нужно организовать производство, а заодно дать возможность москвичам что-нибудь сделать своими руками. Многие хотят приготовить маленькую партию косметики, но заводы просят минимум 200 литров. Здесь мы решаем эту проблему; также собираемся учить делать бальзамы для губ и свечи. А вот ресторан «Московское небо» хочет проводить мастер-классы про молекулярную кухню, и мы будем знакомить его гостей с ароматами еды».
Двор и фермерский рынок
Двором занималось творческое объединение «Утро» — ближайшая лавочка своим силуэтом напоминает арку главного входа ВДНХ
В кадках растут базилик и мята. Вся парковая мебель двигается — двор можно использовать по-новому
Свиньи на фасаде не дадут заблудиться: запомните, так выглядит павильон № 47
Во дворе «Свиноводства» на лето устроено многофункциональное пространство с лавками и клумбами на колесиках: при желании его можно конвертировать в филиал двора «Стрелки» — проводить тут маркеты, конференции или вечеринки.
В цветовом решении архитектуры, придуманной студией «Утро», были использованы те же цвета, что и для фермерского рынка, — из палитры фирменного стиля «Щуки».
Здесь и далее — элементы фирменного стиля «Парка ремесел»
«В парке посетители работают руками с природным материалом. Отсюда естественные цвета, простые геометрические формы — это своего рода графический конструктор, из которого складывается фирменный стиль. Мы придумали достаточно гибкую графическую систему, без модулей и сеток. Это позволяет довольно свободно собирать как милые нашему сердцу иллюстрации, так и лаконичные монохромные паттерны».
Рынок
Он, как это принято, состоит собственно из торговой части (30 точек) и фудкорта (15 проектов). Продают овощи, фрукты, выпечку и молочную продукцию — все это можно тут же слопать. Впрочем, есть вещи и поэкзотичнее репы с картошкой — например, мясо страуса с его же яйцами в парадной упаковке за 2200 р.
Фирменный стиль и цвета — от бюро «Щука», которые, помимо всего прочего, занимались журналами «Большой город» и The Prime Russian Mаgazine
На маркете будут все лето проходить фестивали сезонных продуктов. Ближайший — клубники
Здесь, прежде всего, будут продавать продукты, которые можно съесть на месте, — молоко, фрукты и, конечно же, мороженое
Все продукты с рынка можно будет доставить домой
Специфику проекту добавляет главный партнер — Министерство сельского хозяйства Подмосковья, куратором рынка выступает советник министра Анатолий Бойко. В этом отличие от Lavkalavka или Даниловского рынка — упор, пусть и неофициально, делается на продукты фермеров и хозяйство из Подмосковья, в том числе и потому, что оттуда дешевле везти, чем из Тульской или Рязанской области. Фудкорт устроен привычно: тут и бургеры (например, «Бургер Федя, простой и родной», 300 р.), и разнообразная пицца, и плов с шашлыком от проекта «Ура, шампура!»
«Не надо нас сравнивать с Даниловским: наш рынок дает возможность перекусить в парке и что-то небольшое взять с собой, а не закупиться на неделю. ВДНХ — это парк достижений, и какие-то вещи у нас можно рассматривать как сувенир. Ну например, яйцо страуса — принесите его домой, приготовьте яичницу со свежими помидорами на 15 человек. Планируем каждую неделю устраивать фестивали, экспериментировать с сезонным продуктом. На следующей неделе темой будет клубника, и хорошо, если каждый резидент сможет сделать с ней что-то необычное. Какой-нибудь бургер с прослойкой из клубники вместо огурцов, скажем».
Вердикт
Мастерские любят объединяться, чтобы снимать одно пространство, — получается дешевле и веселее. Можно вспомнить ювелирный магазин «Двенадцать» или «Флакон», который задумывался как дизайн-завод с небольшими производствами, хотя в итоге превратился в конгломерат магазинов.
На ВДНХ эта затея в меньшей степени ориентирована на коммерцию (может, поэтому некоторые мастер-классы так заградительно дороги), и в большей — на просвещение, социальную миссию. На старте все выглядит крайне симпатично. Будто попал в уютный 2012 год с его разговорами о том, как среда меняет людей, когда казалось, что через велодорожки проявляется промысел божий, когда было модно подворачивать джинсы и фотографироваться на фоне реечной архитектуры Wowhaus.