Почему Россия осталась без «Оскара», зато с «Икаром»
Во второй раз после «Левиафана» фильм Андрея Звягинцева участвует и проигрывает в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой секции академики любят поддерживать заморские кинематографии, которые редко номинируются. А что может быть экзотичнее, чем чилийская драма «Фантастическая женщина» с трансгендером в главной роли? И чилийскую, и российскую ленту в США продвигал могучий прокатчик Sony Pictures Classics, но вокруг «Фантастической женщины» удалось создать немного больше пиара. Она была на слуху в кругу академиков и брала многие американские премии. Кроме того, в год под флагом феминизма сложно не проголосовать за фильм, где есть слово «женщина». Пускай и трансгендерная.
Впрочем, своеобразным российским присутствием в зачетном листе «Оскара» можно засчитать победу документального фильма Netflix «Икар», рассказывающего про допинговый скандал с нашими олимпийскими спортсменами. На фоне недавно отгремевшей зимней Олимпиады академики не смогли пройти мимо фильма, столь идеально попадающего в нерв исторического момента. «Мы посвящаем награду Григорию Родченкову, нашему бесстрашному осведомителю, который живет в большой опасности», — сказали авторы «Икара».
Победа «Формы воды»
Фильм Гильермо дель Торо довольно скромно взял всего четыре «Оскара» из 13 номинаций, включая две основные награды за лучшую режиссуру (ожидаемо) и главный приз (в интригующей гонке с «Билбордами»), а еще по мелочи за музыку и декорации. Если считать мелодраматическую оду любви немой девушки и ихтиандра своебразной хоррор-сказкой, то вместе со сценарной победой картины «Прочь» можно сложить это в оскаровский триумф современного жанра фильма ужасов. Если считать дель Торо мексиканцем («Я иммигрант», — заявил он со сцены), то вместе с победой мультфильма «Тайна Коко» его победа складывается в осанну Мексике, которую не раз чествовали на сцене в этот вечер.
В итоге конкурирующие «Три билборда» отметили только за актерские достижения. Учитывая общую умильность и отсылки к мюзиклам в картине дель Торо, сложно отделаться от ощущения, что «Форма воды» — это «Ла-Ла Ленд» этого года, которому оскаровские академики возместили прошлогодний курьезный проигрыш «Лунному свету».
Шутки про конверты
Да, организаторы не могли не обыграть «конвертный скандал» 2017 года, поэтому шутки про перепутанные фильмы тянулись через всю церемонию. Ведущий Джимми Киммел в открывающем монологе подтрунивал: «Если вы услышите свое имя, не вскакивайте сразу. Дайте нам минутку». Камера в этот момент выхватила сидящую в зале актрису Эмму Стоун из «Ла-Ла Ленда», а ее соседка по креслу Дженнифер Лоуренс не удержалась от того, чтобы не потроллить актрису, как бы указывая: «Да-да, это тебя касается».
Вручающий премию за лучший мультфильм актер Марк Хэмилл, открывая конверт, повторял вслух: «Только бы не сказать «Ла-Ла Ленд», только бы не сказать «Ла-Ла Ленд». Кстати, конверты в этом году были черно-белые, поэтому их было сложно перепутать: уж больно внятно и крупно белым по черному было напечатано их предназначение. Кроме того главную награду вновь вышли объявлять постаревшие «Бонни и Клайд» — актеры Уоррен Битти и Фэй Данауэй, перепутавшие названия фильмов в прошлом году. Потому что второй шанс на исправление — это важно. Однако принимающий награду Гильермо дель Торо на всякий случай все-таки в шутку проверил свой конверт.
«Прочь» взял «Оскар» за сценарий
Сатирический хоррор «Прочь» обошел в гонке за лучший оригинальный сценарий «Три билборда» и «Леди Берд», как то и предсказывали награды Гильдии сценаристов. Единственная, но важная награда для фильма, остроумно обыгрывающего расистское напряжение в современном обществе. Дебютант в режиссуре Джордан Пил — первый за 90-летнюю историю «Оскара» чернокожий сценарист, взявший награду в этой номинации.
«Зови меня своим именем» тоже выиграл
89-летний режиссер и сценарист Джеймс Айвори выиграл свой первый «Оскар» за сценарную адаптацию романа «Зови меня своим именем». Айвори пришел на церемонию в рубашке с изображением юного героя фильма Тимоте Шаламе, а на сцене прочитал трогательную речь, вспомнив своих уже ушедших из жизни соратников. Заслуженная и почетная награда за выслугу лет. Самый великовозрастный лауреат этого года.
Главный лузер «Оскара» наконец-то победил
Еще один заслуженный «Оскар» за долгие годы игнорирования. Известный своей несчастной судьбой по номинациям оператор Роджер Дикинс, в четырнадцатый раз вызванный на церемонию, наконец-то получил заветную награду за великолепную операторскую работу в «Бегущем по лезвию 2049». Второй наградой для этой фантастической ленты стал «Оскар» за лучшие спецэффекты.
Самовыдвигающиеся микрофоны!
Но главным спецэффектом церемонии стали микрофоны, которые самостоятельно подстраивались под рост выступающего на сцене. Особенно это стало заметно, когда на сцену поднялся высоченный баскетболист Коби Брайант за «Оскаром» за мультфильм «Дорогой баскетбол». Только посмотрите на это чудо техники.
Звезды ворвались в кинотеатр с едой
После прошлогоднего неловкого момента, когда организаторы привели на переполненную звездами церемонию ничего не подозревающих туристов (потом выяснилось, что среди них был преступник), в этот раз актеры решили сами выйти в народ. Джимми Киммел предложил звездной командой ворваться в соседний кинотеатр и, разбрасываясь едой, сорвать сеанс нового диснеевского фильма «Излом времени». Получилась довольно дикая картина, где Гильермо дель Торо вносит в зал огромный сэндвич, а Арми Хаммер ходит с огромной пушкой для хот-догов.
Автор короткометражки «Немое дитя» произнесла речь жестами
В категории «Лучший короткометражный фильм» победило «Немое дитя» — история о глухой девочке, которую сыграла реальная слабослышащая шестилетняя актриса. Британская актриса и соавтор фильма Рейчел Шентон специально для нее произнесла благодарственную речь, дублируя ее на жестовом языке.
Победная речь Фрэнсис МакДорманд
Не перестающая удивлять в каждом своем выступлении Фрэнсис МакДорманд (а в этом наградном сезоне ей пришлось много раз подниматься на сцену) выдала очередную мощную и будоражащую речь по случаю победы в категории «Лучшая женская роль» за фильм «Три билборда». МакДорманд поблагодарила свою банду братьев Коэн (за одним из которых она замужем), а потом попросила встать всех женщин в зале в качестве пестования новой женской волны в кино. Одну из самых ярких речей вечера актриса закончила загадочными словами: «Inclusion rider». Как потом выяснилось, это отсылка к выступлению профессора социологии Стейси Смит на конференции TEDWomen 2016 о проблемах гендерного и прочего разнообразия в фильмах. Сейчас пункт «Inclusion rider» набирает популярность в договорах, в которых актер или актриса требует набирать людей в команду на условиях равноправия.
Timeʼs Up в силе и в стиле
В отличие от церемонии «Золотого глобуса», где все звезды пришли в черном дресс-коде и с фирменным значком, в этот раз оскаровские гости уже не отказывали себе в цветном разнообразии нарядов, а со значком, кажется, пришел только Сэм Рокуэлл. Однако, чтобы мягко заявить о том, что «Оскар» тоже против Харви Вайнштейна и харассмента, на сцену поднялись Эшли Джадд, Аннабелла Шорра и Сальма Хайек, чтобы показать ролик о «разнообразии и равноправии».
Жена Пола Томаса Андерсона отжигает
Гораздо более яркое выступление получилось у женского дуэта Тиффани Хэддиш и Майи Рудольф (на минуточку, жена режиссера-номинанта Пола Томаса Андерсона). Босиком прошлись по горячим темам, так сказать. А можно теперь ведущими «Оскара-2019» будут именно они? Девушки за минуту пошутили лучше, чем за два часа Джимми Киммел.
Лучшая шутка Джимми Киммела
И все-таки у Киммела была одна разрывная и очень странная шутка про клонированных собачек Барбры Стрейзанд. За два года конферанса Киммела все уже даже успели отвыкнуть от такого вида юмора.
Песня из «Зови меня своим именем»
Суфьян Стивенс в тематическом пиджаке при поддержке певицы St. Vincent коротенько исполнил номинированную песню из фильма «Зови меня своим именем». Но «Оскар» в той категории все равно получил трек «Remember Me» из мультика «Тайна Коко». Ее на церемонии помогал петь актер Гаэль Гарсия Берналь.
И главный приз — гидроцикл!
В начале церемонии Джимми Киммел пообещал лауреату с самой короткой речью в конце вечера вручить настоящий гидроцикл с актрисой Хелен Миррен в придачу. В итоге «Кавасаки» выиграл художник по костюмам Марк Бриджес из «Призрачной нити» (вот так звучала его речь). Можно считать это единственной, но самой ценной оскаровской победой картины Пола Томаса Андерсона.