Зельвенский про «Человека-паука: Возвращение домой»

Новейший «Человек-паук» оказался симпатичным школьным отвлечением от вселенских битв Мстителей.

15-летний Питер Паркер (Том Холланд) по ночам становится Человеком-пауком, борется в Куинсе с похитителями велосипедов, спасает котов и переводит старушек через дорогу. Правду о себе ему приходится скрывать как от тетушки Мей (Мариса Томей), так и от одноклассников — в том числе пухлого лучшего друга (Джейкоб Баталон) и отличницы (Лора Хэрриер), в которую он влюблен. Свои частые отлучки он объясняет стажировкой в корпорации Тони Старка — что до известной степени правда: Старк (Роберт Дауни-мл.) после памятной битвы в немецком аэропорту подарил Паркеру новый костюм (не без нюансов, как выяснится) и велел Хэппи Хогану (Джон Фавро) за ним приглядывать.

Но Мстители заняты переездом, и им не до Питера. Также им лень снизойти до нового местного злодея: прораба Тумса (Майкл Китон), у которого союз государства с крупным капиталом (тот же Старк) отжал подряд на уборку высокотехнологичного инопланетного мусора. Украв пару образцов, Тумс наладил с бригадой маленькое подпольное производство супероружия, а себе смастерил костюм с крыльями.

«Возвращение домой» — уже третий старт «Человека-паука» за последние 15 лет, но тут, конечно, есть своя логика: в кино это единственный популярный супергерой-тинейджер, и студиям не хочется, чтобы он взрослел. И Тоби Магуайру, и Эндрю Гарфилду было под 30, когда они впервые натягивали красно-синий костюм; англичанину Тому Холланду всего 21 год, так что у него есть все шансы протянуть дольше предшественников. Тем более что теперь героя интегрировали в марвеловскую киновселенную, откуда так просто не убежишь. Хотя из Мстителей в «Возвращении» представлен — и достаточно мимолетно — только Железный человек с его ближайшим окружением (плюс воспитательные ролики с Капитаном Америкой). Зато, как следовало уже из камео Паркера в «Первом мстителе», в этот раз нас избавили от хорошо знакомого вступления с пауком-мутантом, постепенным осознанием своих новых возможностей и т. д. Человек-паук сразу готов действовать.

Правда, заняться ему долгое время особенно нечем, и фильм бродит по территории скорее подростковой комедии, нежели супергеройского комикса — тоже, впрочем, исхоженной вдоль и поперек. Авторы хором ссылаются на фильмы Джона Хьюза как на главный источник вдохновения, и пусть это некоторая натяжка, понятно, что они имеют в виду. Правоохранительная деятельность Питера служит фоном для проверенных подростковых испытаний: вечеринка, школьная олимпиада, школьный бал (homecoming из названия), первая любовь, знакомство с родителями и так далее. Не все получилось одинаково хорошо: романтическая линия, скажем, слабовата — девушке (в исполнении, к слову, 27-летней модели) поленились придумать интересный характер: она просто высокая и красивая (слишком высокая, Паркер). Однако в целом это мило, невинно и достаточно весело: понятный акцент сделан на дружбе героя с другим гиком. Режиссер «Возвращения» Джон Уоттс прежде снял маленький инди-хит «Полицейская машина» про двух деревенских мальчиков, за которыми гоняется коррумпированный шериф Кевин Бейкон, и по этому фильму было ясно, что он умеет работать с детьми.

Готов ли Уоттс для блокбастеров — другой вопрос. Экшен-сцены — на суше, в море и в небе — сделаны, разумеется, на подобающем случаю уровне, но банально, а порой и невнятно: трудно представить, что школьники будут взахлеб пересказывать друг другу какой-нибудь эпизод. Правильно и приятно, что Человек-паук не спасает планету, а занимается локальными уголовниками (ставки к концу повысятся, но не то чтобы очень). И смешно, что Майклу Китону в очередной раз вручили крылья. Но все равно есть ощущение, что со злом сценаристы недоработали. У Китона, в общем, одна большая сцена, хоть как-то достойная его таланта, у его подручных (три отличных артиста) ни одной. Видно желание привнести в детские приключения некий парадоксальный взрослый смысл: антагонисты — жертвы капиталистической машины, которую олицетворяет Старк, но эта тема не развита, а едва обозначена.

Все равно этого «Паука» в его наилегчайшей весовой категории можно признать удачным: симпатичный артист, очень бодрый ритм, располагающая тональность. Пока у Мстителей ожесточенные споры о природе добра, сложная личная жизнь, идиосинкразии и ипотека, Питер Паркер озабочен тем, чтобы не расстроить тетю и не остаться после уроков. И если рассматривать «Возвращение» как историю взросления, урок этого фильма и глубоко индивидуален, и универсален: главное для юноши — не вырасти в Капитана Америку.