31 января в кинотеатре «Пионер» начнется третий сезон фестиваля «Бесценные города в кино» от Mastercard. «Афиша Daily» вспоминает лучшие фильмы программы за все время существования одного из самых модных городских кинофестивалей и анонсирует премьеру фильма «Сияние» Наоми Кавасе.

партнерский материал
партнерский материал

Mastercard традиционно поддерживает главные события в мире кино. Компания является не только официальным партнером Каннского и Венецианского кинофестивалей, но и проводит в Москве собственный фестиваль «Бесценные города в кино», который уже третий год проходит в в кинотеатре «Пионер». На фестивале в течение всего сезона устраивают важные премьеры и ретроспективные показы, каждый фильм связан с одним из городов мира — Нью-Йорком, Берлином, Парижем, Москвой, Лондоном, Римом, Сан-Франциско и другими.

«Сияние» («Hikari»), реж. Наоми Кавасэ

Премьера 31 января 2018 года

Новая лента титулованной японки, любимицы Каннского кинофестиваля Наоми Кавасэ («Лес скорби», «Красный цветок Луны»), ее творческий метод имеет тенденцию с каждым фильмом все дальше погружаться от документального метода в задумчивый сентиментализм, чем разочаровывает одних зрителей, но неимоверно радует других. Эта по обыкновению нежная и красивая история рассказывает о возникающих чувствах между теряющим зрение фотографом и девушкой, создающей тифлопереводы для слабовидящих людей. Драма о взглядах и прозрениях была показана в конкурсе Канн-2017, а российскую премьеру держатели карт Mastercard смогут увидеть 31 января в кинотеатре «Пионер» в рамках фестиваля «Бесценные города в кино».

Фильм
Сияние

«Римские каникулы» («Roman Holiday»), реж. Уилльям Уайлер, 1953

Был показан на фестивале 25 июня 2016 года

Сказка о принцессе и почти нищем снималась в Риме, поэтому пропитана неголливудской непосредственностью и итальянским солнцем. Принцесса Анна, совершающая турне по европейским столицам с политкорректными ответами на вопросы журналистов, насильно ест печенье с молоком на ночь и проклинает свое происхождение. После истерики ее кормят снотворным, и сон настигает сбежавшую принцессу около одного из фонтанов — там ее принимает за пьянчугу и довозит до дома карточный игрок и не соблюдающий дедлайны слишком красивый американский журналист. Он не скажет ей, что отлично знает, от кого она прячется, она не объяснит свое происхождение — и оба оставят неоконченный роман в такси на одной из узких римских улиц. «Римские каникулы» — один из самых теплых фильмов об освобождении: от власти редактора или королевского расписания. О гуляющем ветре в волосах, соблазне состричь косы, которые нравятся твоему охраннику больше, чем тебе, и о вечной радости съесть мороженое на Испанской лестнице, прикурить первую сигарету и ударить полицейского гитарой по голове.

«Манхэттен» («Manhattan»), реж. Вуди Аллен, 1979

Был показан на фестивале 18 марта 2017 года

На стоязыком и мультиэтажном острове одноэтажный Аллен полеживает со студенткой-коханочкой (Хемингуэй), препираясь с ней насчет психоанализа, Бога и количества раз за ночь. Параллельно увлекается искусствоведшей (Китон), язвя с нею по адресу сограждан, смерти и бывшей жены-лесбиянки. Иногда кажется, что Вуди живет в каком-то другом Нью-Йорке, нежели остальные несколько миллионов вуди. В малолюдном, теплом, расшитом огнями, вот только вчера оставленном за углом твоей улицы городе синих сумерек и вдумчивых такс. Любимые города всего мира бок о бок стоят на часах вдоль одной предлинной набережной, похожие, как погодки, — ведь ни одному нормальному человеку не придет в голову влюбляться в разнящие их достопримечательности. Лучший из нормальных, Вуди Аллен любит в Нью-Йорке общие места: утро седое в гирляндах мостов, низкий свет и гур-гур джаз-клубов, обрывки ученой болтовни о Борхесе, о Бергмане, о сексе, речной трамвай и рослую маруську в платье цвета белой ночи (между прочим, внучку Хемингуэя!). Только в его черно-белом городе можно с Тридцать девятой сразу свернуть на Маросейку. И тут же налететь на самого Вуди, спорящего с Тимофеевским о Гершвине.

«Схватка» («Heat»), реж. Майкл Манн, 1995

Был показан на фестивале 30 сентября 2017 года

Смертельно усталый полицейский (Пачино) ловит в Лос-Анджелесе смертельно усталого гангстера (Де Ниро). Друзья и враги погибают один за другим, личная жизнь ни к черту, и ничего, кроме уважения, законник и бандит друг у друга не вызывают. Но один понимает, что все равно нужно ловить, а другой — что бежать. Два величайших американских актера современности до «Схватки» играли вместе только однажды — во втором «Крестном отце», — но там они жили в разных временах и поэтому в кадре ни разу не встретились. Здесь, в трехчасовом фильме, у них всего одна полноценная парная сцена — и уже она одна стоила бы того, чтобы городить весь сыр-бор. В «Схватке» есть виртуозные ограбления, эффектные перестрелки, множество микросюжетов, каждый из которых тянет на полнометражный фильм, ударные реплики, превосходные роли второго плана и головокружительные общие планы, снятые фантастическим оператором Данте Спинотти. И вся эта эпическая громадина где-то ближе к концу вдруг съеживается до размеров одного столика в ночной закусочной, где сидят Де Ниро и Аль Пачино, впервые решившие посмотреть друг другу в глаза. Они больше молчат, чем говорят, но это кульминация и центр тяжести фильма, потому что им и не нужно ничего говорить. Слишком много герои в своей жизни успели сделать, а актеры — сыграть, слишком тесно им в одном кадре. «Может, мы больше никогда не встретимся», — подведет итог Де Ниро. Как знать.

«Перед рассветом» («Before Sunrise»), реж. Ричард Линклейтер, 1995

Был показан на фестивале 21 мая 2016 года

Почти 20-летняя трилогия Ричарда Линклейтера началась с идеи одного фильма — о дне в чужом городе, где юные американец и француженка встречаются, влюбляются друг в друга и проводят вместе 24 часа. Скупой на обстановку — мы смотрим в основном только на Итана Хоука и Жюли Дельпи — и богатый на детали, «Перед рассветом» исследовал механизмы первой любви, флирт и романтику, вдохновляясь невесомыми историями чувств европейской «новой волны». Один день в Вене стал хитом — и фильм получил продолжение в «Перед закатом» и «Перед полуночью»: каждый раз перед нами те же самые герои 9 лет спустя — растерянные и неуверенные в себе, потерявшие надежду и желающие самореализации, приобретающие опыт и делающие ошибки на наших глазах. Трилогия Линклейтера о меняющемся чувстве одних и тех же людей разрушает романтические иллюзии о моногамии и стандартах отношений — любить больно, быть вместе трудно, а выручают только самоирония и готовность в нужный момент подыграть другому.

«Кэрол» («Carol»), реж. Тодд Хейнс, 2015

Был показан на фестивале 30 января 2016 года

«Кэрол» — фильм, снятый с высоты сегодняшнего дня, ретро, рассказ о темных веках. Зритель, если он не совсем уж дремучий, с первых минут принимает сторону героинь и угадывает эволюцию их чувств на три хода вперед. Это по-своему комфортное чувство, но из-за него в истории отсутствует нерв и трение носит преимущественно социальный характер. Не классовый — что напрашивается и, возможно, было бы интересно, — а лишь на уровне «мы против них», любовь против общества нелюбви. <…> Смешно обвинять мейнстримовый фильм в том, что все слишком красивые, но притворяться, что именно эта изумительная, идеально подобранная пара — беленькая и черненькая, взрослая и молодая, аристократка и простушка — как-то символизирует угнетенный гомосексуализм, тоже немного смешно. Бесконечно манерная, в конечном счете монотонная в своих производственных статях и безупречном вкусе, «Кэрол» оказывается не пощечиной, но поцелуем — фильмом из тех, для которых маркетологи застенчиво и сладострастно извлекают табличку «Запретная любовь».

«Джеки» («Jackie»), реж. Пабло Ларраин, 2016

Был показан на фестивале 31 января 2017 года

На излете осени 1963 года журналист (Билли Крудап) приезжает в резиденцию семьи Кеннеди в Новой Англии, чтобы взять интервью у Жаклин Кеннеди (Натали Портман). Это больше не ее дом: неделю назад, 22 ноября, она перестала быть частью могущественного клана и первой леди Америки, превратившись в первую вдову. <…> Почти все действие «Джеки» умещается в три дня между убийством Кеннеди и его похоронами. Из прошлого — разве что экскурсия по Белому дому, которую первая леди, прекрасно разбиравшаяся в пиаре, провела для телевидения и которую Ларраин кропотливо переснял с Портман. Тут самое время сообщить, что Портман бесподобна: внешне она похожа на Джеки куда меньше, чем Рейчел Вайс (которая должна была ее играть изначально), но об этом забываешь через пять минут и навсегда. И технически — манеры, мимика, своеобразный выговор, — и эмоционально это стопроцентное попадание в необходимый фильму образ и тончайшая работа внутри него. На сегодня это самая сложная, лучшая ее роль.

«Персональный покупатель» («Personal Shopper»), реж. Оливье Ассайяс, 2016

Был показан на фестивале 25 февраля 2017 года

Конечно, это не вполне фильм ужасов, как «Фотоувеличение», дальний родственник этой картины, не вполне детектив, но режиссер с самого начала дает понять, что готов зайти далеко: в первой же сцене Стюарт остается ночевать в огромном доме, где жил ее покойный брат, и сталкивается там с натуральными призраками, летающими по воздуху и изрыгающими эктоплазму. И уже тут зрителю нужно принять решение: либо заключить, что Ассайяс выжил из ума и/или издевается (как сделали многие критики), либо все-таки попытаться понять, зачем ему это надо. <…> Сказать, что «Покупатель» — готическая драма про человека с айфоном, значило бы огрубить этот многозначный, игривый, странный и блестящий фильм, но в каком-то смысле это, безусловно, так — технологии все время по-новому оформляют наше одиночество и страх смерти, и Ассайяс предполагает, что если с потусторонним можно перестукиваться, то можно и чатиться.

«Осколки», реж. Алиса Хазанова, 2017

Был показан на фестивале 25 октября 2017 года

Случай в корне нетривиальный для российского кино — таких несистемных дебютов у нас не было давно. Актриса Алиса Хазанова — фестивальная любимица из фильмов Хомерики, Германики и Литвиновой — сняла кино на английском языке в Нью-Йорке с неизвестными американскими актерами с помощью мастеров Hype Production, что делали дебюты Романа Волобуева, Александра Молочникова и два последних фильма Кирилла Серебренникова. Волобуев и тут выступил в некотором смысле продюсером и даже полностью смонтировал «Осколки». Но в отличие от предыдущих картин «Хайпа» хазановские «Осколки» прошли мимо любых трендов «Кинотавра» и Фонда кино и премьерились в рамках ММКФ-2017, но все равно как будто где-то особняком. Это максимально герметичная картина, зацикленная на восприятии одной героини (ее играет сама Хазанова), запертой в клетке отношений. Это кинематографический мир отелей, коридоров, закутков, темных ресторанов и бара с типичным болтливым барменом. Это калейдоскоп из киношных представлений о браке, диалогах и мужчинах, который всеми своими трюизмами, наоборот, встраивает картину, что все может быть немного иначе. Фильм состоит из тех самых заглавных осколков, в которых отражается что-то из кино Джона Кассаветеса, Алена Рене (в частности, «В прошлом году в Мариенбаде») и Дэвида Линча, но именно благодаря этому рождается ощущение того, как сложно проверить реальность на реальность, пока не найдешь себя.

«Тельма» («Thelma»), реж. Йоаким Триер, 2017

Был показан на фестивале 18 ноября 2017 года

Первый час фильма за исключением пока непонятного и оттого особенно зловещего флешбэка в прологе — вообще почти реалистическая драма со знакомыми мотивами: религиозная семья со сводом запретов, подавленная сексуальность, девочка превращается в женщину и все такое прочее. Потом «Тельма» потихоньку сдвинется в сторону сверхъестественного — и там есть что-то вроде тайны, но по большому счету подробности не очень важны: как и в «Кэрри», сказочное измерение — лишь распространенная метафора. Некие способности, которые открываются у героини, не более чем художественный комментарий к изменениям в ее организме, характере и статусе.

В рамках программы Бесценные Города для держателей карт Mastercard, неравнодушных к искусству кино, действуют скидки и привелегии. Например, cкидки в кинотеатре «Пионер», кинотеатрах сетей «Формула Кино» и «Кронверк Синемa» или месяц подписки на онлайн-кинотеатр IVI в подарок. Чтобы воспользоваться предложением, оплатите билет вашей картой Mastercard на сайте кинотеатра или в кассе. Узнайте больше о предложениях программы на сайте.