«Оскар-2017»

Номинанты на «Оскар-2017»: главные фильмы

Фотография: Cinema Prestige
Все, что мы писали об основных претендентах на премию «Оскар» этого года.

«Ла-Ла Ленд» («La La land»)

Лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль (Райан Гослинг), лучшая женская роль (Эмма Стоун), лучший оригинальный сценарий, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучший оригинальный саундтрек, лучшая песня (дважды), лучший дизайн декораций, лучший дизайн костюмов, лучшее сведение звука, лучший монтаж звука.

Стопроцентная, выдающаяся удача — кастинг Эммы Стоун; вот уж кто точно далеко пойдет (это не новость, впрочем). Всякий раз, когда фильм рискует захлебнуться в своей тщательно выпестованной искусственности или сценарных банальностях, она одним движением вытаскивает его на поверхность. Первое, что вспоминается, конечно, момент с «I Ran» как завершение не самой остроумной сценки с кавер-группой и Гослингом в шароварах. После «Этой — дурацкой — любви» и «Охотников на гангстеров» кажется, что Стоун с Гослингом уже идут в комплекте, но Шазелл распоряжается актером не самым очевидным образом: тот играет скорее в русле «Славных парней», чем тех фильмов или прославивших его романтических драм. Интровертный, неартикулированный, как будто бы даже неинтересный персонаж. Это риск для фильма про чувства (а является ли «Ла-Ла Ленд» фильмом про чувства?), но это дает такой нужный современный эффект: словно в мюзикл забрел герой мамблкора.

«Манчестер у моря» («Manchester by Sea»)

Лучший фильм, лусший режиссер, лучшая мужская роль (Кейси Аффлек), лучшая мужская роль второго плана (Лукас Хеджес), лучшая женская роль второго плана (Мишель Уильямс), лучший оригинальный сценарий.

Тихая прелесть «Манчестера у моря» — в стертости провинциального быта, убаюкивающего своей неизменностью. Сам фильм говорит на таком языке. В нем нет намека на позерство или концептуальность, он позволяет отстраненно следить за жизнями обитателей одноэтажной Америки и радостно поражаться, как всем им друг с другом не скучно. Поэтому здесь много юмора и неброской нежности, филигранно разыгранной актерским ансамблем, от знаменитой (и тоже получающей номинации пачками) Мишель Уилльямс до безвестных эпизодников.

«Лунный свет» («Moonlight»)

Лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль второго плана (Махершала Али), лучшая женская роль второго плана (Наоми Харрис), лучший адаптированный сценарий, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучший оригинальный саундтрек.

Детство, отрочество и юность Широна — чернокожего парня из гетто-района Майами, который болезненно переживает свою гомосексуальность. Фильм поделен на три главы, в каждой из которых героя играют разные актеры — причем Треванте Родес, которому досталась взрослая и брутальная версия Широна, в третьем акте гениально играет замешательство. «Лунный свет» — легкая мишень для нападок, фильм несложно обвинить в спекулятивности выбранной темы (чернокожие геи!), однако Барри Дженкинс воспаряет над конъюнктурной повесткой и мастерит драму из пауз и недосказанностей, тектонических внутренних переживаний героев, сыгранных, однако, без надрыва. В итоге у него получается история про то, что человеку нужен свет, и не только синий, но и лунный — самый теплый свет, как известно по фильму «Жизнь Адель».

«Прибытие» («Arrival»)

Лучший фильм, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучший дизайн декораций, лучшее сведение звука, лучший монтаж звука.

Глаза — но не камера — устремлены в небо, и мы слышим, чувствуем, проживаем инопланетное прибытие еще до того, как видим его. Вильнев же тем временем не спеша разглядывает дом, где живет героиня, и ее университет, уже обнаруживая в обезличенных архитектурных формах космическое отчуждение и подготавливая рифмы, которые сработают только в конце этой прихотливо собранной картины. Насколько амбициозна структура «Прибытия», становится понятно, когда авторы сами выбрасывают белый флаг: где-то в середине вдруг появляется закадровый голос и за пару минут продвигает действие на недели вперед — бесконечно странное, отчаянное решение.

«Джеки» («Jackie»)

Лучшая женская роль (Натали Портман), лучший оригинальный саундтрек, лучший дизайн костюмов.

Выстрелы в Далласе в 1963 году обернулись трагедией для всей Америки, но в своем англоязычном дебюте чилиец Пабло Ларраин рассказывает о том, как по убитому президенту Джону Кеннеди скорбит не страна, а его жена Жаклин (Натали Портман), убежденная в том, что период правления JFK был похож на его любимый мюзикл «Камелот» — полное надежд и целеустремленных молодых людей время, которое больше никогда не повторится. Продюсером этого талантливо написанного (приз за сценарий на Венецианском кинофестивале) и не менее талантливо сыгранного байопика о первой леди выступил Даррен Аронофски, в сотрудничестве с которым Портман уже однажды завоевала «Оскар» за роль в балетном триллере «Черный лебедь». Пора повторить.

«Ограды» («Fences»)

Лучший фильм, лучшая мужская роль (Дензел Вашингтон), лучшая женская роль второго плана (Виола Дэвис), лучший адаптированный сценарий.

Бывший афроамериканский бейсболист, а ныне мусорщик Трой Макссон (Дензел Вашингтон) пытается обеспечить свою семью в Питсбурге 50-х годов и строит вокруг дома забор, который выступает завуалированной аллегорией эмоционального барьера между ним и его близкими — женой и детьми. За экранизацию пьесы «Ограды» пулицеровского лауреата Аугуста Уилсона взялся оскаровский лауреат Дензел Вашингтон, уже игравший в этом произведение на Бродвее, а значит, знающий его как свои пять пальцев. Вердикт: крепкая драматургия в надежных кулаках.

«Любой ценой» («Hell or High Water»)

Лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Джефф Бриджес), лучший оригинальный сценарий, лучший монтаж.

«Любой ценой» называют неовестерном, но это скорее даже поствестерн: Макензи снимает Техас как уходящую, почти ушедшую натуру. […] Но никаких иллюзий по поводу традиционного Техаса авторы не испытывают и нам не советуют: главная ценность тут, очевидно, не ранчо и рабочие места, а оружие — буквально у каждого прохожего за поясом спрятан пистолет, и больше всего этому прохожему хочется безнаказанно пустить его в ход. Среди главных героев эти противоречия для наглядности вроде бы разведены: один брат — доведенный до ручки бедняк, другой — психопат со стволом, но по ходу дела границы начинают стираться, а характеры усложняться (это касается и персонажа Бриджеса, тоже совсем не однозначного). Что превращает «Любой ценой» из просто хорошего фильма в превосходный: тут есть напряженный триллер с перестрелками, есть социальная драма, есть — несколько неожиданно — масса смешного, и вдобавок есть величественная человеческая история, которую не слишком ожидаешь встретить в краю депрессивных дайнеров, разбитых пикапов и клетчатых рубах.

«По соображениям совести» («Hacksaw Ridge»)

Лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль (Эндрю Гарфилд), лучший монтаж, лучшее сведение звука, лучший монтаж звука.

«По соображениям совести», возвращение Мела Гибсона в режиссуру после долгого перерыва, открывается флешфорвардом в 1945 год — битвой на Окинаве, которой будет посвящена вторая половина 140-минутного фильма. Это, можно сказать, всего лишь трейлер, но многообещающий: в рапиде разлетаются тела, рвутся снаряды, свистят пули, полыхает огонь. Это очень страшно — и каким-то извращенным образом очень красиво; этот отрезок уже обозначает противоречия, из которых будет складываться картина, героический военный эпос об убежденном пацифисте.

«Скрытые фигуры» («Hidden Figures»)

Лучший фильм, лучшая женская роль второго плана (Октавия Спенсер), лучший адаптированный сценарий.

После полета Юрия Гагарина в космос США активизирует все свои мощности, чтобы не проиграть космическую гонку Советскому Союзу. И вот буквально через месяц Америка отправляет своего первого астронавта Алана Шепарда к звездам. Но в этой грамотно разыгранной партии были скрытые фигуры — фильм Теодора Мелфи рассказывает как раз о них: чернокожих женщинах-математиках (Тараджи П.Хенсон, Октавия Спенсер и певица Жанель Моне), которые проводили для НАСА вычисления по траектории движения корабля. Как водится, все было непросто: им пришлось столкнуться с недоверием и расизмом, но «Скрытые фигуры» показывают, как любая дискриминация изживается за счет стремления делать общее дело. Главного инженера НАСА играет Джим Парсонс из «Теории большого взрыва».

«Лев» («Lion»)

Лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Дев Пател), лучшая женская роль второго плана (Николь Кидман), лучший адаптированный сценарий, лучшая операторская работа, лучший оригинальный саундтрек.

25 лет назад индийский мальчик Сару Брайерли потерялся и обрел новый дом в Австралии. Но воспоминания не дают ему покоя, поэтому он решает отыскать свою настоящую семью. Приемную мать главного героя играет Николь Кидман, его девушку — Руни Мара, самого Сару — Дев Пател, уже ставший главным индийским лицом в англоязычном кино («Миллионер из трущоб», «Робот по имени Чаппи»). Фильм поставил Гарт Дэвис, набивший руку на историях про пропавших детей на сериале «Вершина озера». Впрочем, «Лев» — не детектив, а классическая драма о поисках собственной идентичности, показательно основанная на реальных событиях.

«Она» («Elle»)

Лучшая женская роль (Изабель Юппер).

По репортажам из Канн, куда Верхувен попал второй раз в жизни, складывалось впечатление, что это какой-то немыслимо провокационный фильм. Что вроде бы больше говорит о нынешней пугливой эпохе (и общей ажитации каннских корреспондентов), чем о самой работе: рискованная — да, шокирующая — едва ли. Это очень французское сочетание черной комедии, триллера и эротической драмы — в духе какого-нибудь Мишеля Девиля. И ядовитая ирония над буржуазными нравами, которой иногда тонко, а иногда не очень пронизана «Она», конечно же, никаким боком не является сюрпризом.

«Тони Эрдманн» («Toni Erdmann»)

Лучший фильм на иностранном языке.

Дочь слегка стыдится отца. Рядом с ней — холодной безупречной блондинкой — он выглядит настоящим чудовищем. Но тот не соглашается исчезнуть с горизонта и появляется вновь и вновь, оправдывая непристойную навязчивость любовью. Количество неловких ситуаций и немых сцен к финалу становится критическим. Марен Аде сняла комедию, временами — ужасно смешную. Ее персонажи моментально узнаются, отдельные сцены и гэги вызывают в зале взрывы смеха. Но секрет обаяния «Тони Эрдманна» в том, что источником комического здесь становится трагическое. […] Кульминационная сцена фильма — день рождения героини, на котором та безуспешно пытается втиснуться в узкое обтягивающее платье, а потом, слетев с катушек, снимает его вовсе. Каждому гостю, позвонившему в дверь, она объявляет о решении провести голую вечеринку. Чисто карнавальное действо — скорее абсурдно-комическое, чем эротичное.

«Капитан Фантастик» («Captain Fantastic»)

Лучшая мужская роль (Вигго Мортенсен).

Несмотря на изобилие вундеркиндов и совершенно уэс-андерсоновский постер «Капитана Фантастика» — Вигго Мортенсен в неслыханном костюме, девочка в противогазе, — это вовсе не «Семейка Тененбаум»; скорее родственники семьи, которая поехала на конкурс «Маленькая мисс Счастье». Получивший приз в каннском «Особом взгляде» фильм Мэтта Росса — начинающего режиссера и опытного актера, известного сейчас по сериалу «Силиконовая долина», — сделан в жанре, довольно распространенном в американском инди-кино: приятная во всех отношениях зрительская мелодрама с элементами черного юмора, цинизм (притворный) которого вроде как приглушает излишнюю сентиментальность (совершенно искреннюю).

«Лавинг» («Loving»)

Лучшая женская роль (Рут Негга).

В конце 50-х в штате Виргиния супруги Ричард и Милдред Лавинг (Джоэл Эджертон и Рут Негга) были приговорены к лишению свободы за вступление в межрасовый брак. В основу фильма Джеффа Николса («Мад», «Специальный полуночный выпуск») лег реальный судебный прецедент «Лавинги против Виргинии», но режиссера интересуют не заседания, иски и процессуальные решения, а история противостояния человека и системы, в которой движущей силой становится любовь: недаром Лавинг — не только фамилия главных героев, но и «любящий» с английского.

«Кубо. Легенда о самурае» («Kubo and the Two Strings»)

Лучший анимационный фильм, лучшие визуальные эффекты.

В «Кубо» буквально каждая деталь, персонаж, поворот сюжета противоречат общепринятым шаблонам семейного анимационного кино. Место действия — загадочная Япония. Главный герой — калека. По ходу действия он теряет родителей и сражается насмерть с кровными родственниками. При этом его инициация вовсе не завершается превращением из угловатого тинейджера в блистательного воина (а чем заканчивается, мы не скажем). Его союзники — говорящие на человеческом языке Обезьяна и гигантский Жук, вызывающий в памяти «Превращение» Кафки. Есть и другие милые подробности вроде схватки с гигантским и довольно жутким скелетом или ужина в чреве полуразложившегося мертвого кита; на ужин подают похлебку из его внутренностей.

«О.Джей: Сделано в Америке» («O.J.: Made in America»)

Лучший документальный фильм.

Сложно вспомнить еще один документальный фильм, который выстрелил бы в январе, при этом шум вокруг него не утих бы к концу декабря. Перед нами телевизионный мини-сериал, который с вероятностью 99% будет номинирован на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» (что, собственно, и произошло — прим. ред.). В США на канале ESPN есть рубрика «30 for 30», в которую объединены документальные фильмы о спортсменах, и это мог быть просто очередной фильм из этого проекта. Но канал ESPN понял, что у них на руках нечто большее. Вместо запланированной 5-часовой версии они расширили фильм до 7,5 часов. И полностью показали его на «Сандэнсе». Дальше произошло невиданное. Фильм моментально вошел в топы кино- и теле-критиков, возглавил рейтинги на профильных сайтах. Интерес подогревал и вышедший в феврале игровой сериал «Американская история преступлений» про суд над О.Джеем Симпсоном. Канал решил играть по-крупному и за пару недель до июньской телепремьеры выпустил его в кинотеатрах, чтобы квалифицировать фильм к оскаровской гонке. Если вы смотрели художественный сериал, то знайте, что здесь суду уделено всего 2 часа из фильма, остальное же посвящено жизни О.Джея до и после, поэтому это не будет повторением уже известного.

«Анимированная жизнь» («Life, Animated»)

Лучший документальный фильм.

В фильме рассказывается о том, как готовится ко взрослой жизни Оуэн Саскинд — мальчик с аутическим расстройством, который перестал разговаривать в три года. Спустя почти двадцать лет Оуэн находит работу и пытается начать жить отдельно от родителей — и все это благодаря героям диснеевских мультфильмов, повторяя реплики которых он научился выражать радость, гнев, озабоченность, печаль и усталость. Получивший режиссерский приз на последнем «Сандэнсе» фильм об Оуэне и его отце, журналисте The New York Times Роне Саскинде, в первую очередь о том, сколько терпения, принятия и профессиональной помощи нужно выделить каждому ребенку с особенностями, чтобы он был готов ко встрече со взрослым миром.

Расскажите друзьям