В излюбленном киношниками Чертаново, где шастают герои сериала «Закон каменных джунглей» и фильма «Коробка», пока на них не свалился неопознанный летающий объект из «Притяжения» Федора Бондарчука, теперь еще проживает киносемейка Терентьевых. Отец Ольги — одержимый алкоголем, оттого практически неуязвимый футболист на пенсии, пополняющий тээнтэшную коллекцию грустных физруков. Сестра Ольги — шальная савраска, неразборчиво ищущая счастья с разными мужиками. Дочь Ольги — малолетняя чика, успевшая заделать «бэбика» в первой же серии. Сын Ольги — оставленный от залетного азербайджанца мальчуган, с упорством исследующий в себе восточные наклонности. Ухажер Ольги — ангел во плоти из Рязани, водитель катафалка с самым добродушным взглядом на свете и с самой чудной бабушкой. Кто-то скажет — вот она, наша семейка Аддамс, другой — вот он, наш ответ западному хиту «Бесстыдники». Истина где-то рядом, но ближе, чем кажется.
В центре этого урагана — сама Ольга. Мать-одиночка по жизни, педикюрщица по профессии, поющая душа по настроению, повелительница бури по сути. В царстве Ольги всегда творится беспорядок, нависает перманентное состояние катастрофы и ощущается вечная «Страна Оз», но во многом она сама является и первопричиной, и заложницей этих мытарств. Чуть ли не главная моральная дилемма первого сезона: как вырваться из замкнутого круга, если ты сам и есть этот круг? Прошлое догоняет и тянет камнем на дно. Это же роднит «Ольгу» с главной темой «Физрука»: Фома не может измениться, потому что он Фома, а у Фомы всегда будут проблемы. Проблемы Ольги тоже вшиты в ее ДНК. Претензию к своей судьбе она формулирует в финальном монологе первого сезона: «Че так-то все, а? За что? Че-то делаю не то, выбираю не то, суечусь-пыжусь — все не туда вообще». Остальные герои тоже решают свои отношения с предопределением и прошлым под ироничные переливы песни «Beautiful Life»: злополучная личная жизнь сестры, тяга к алкоголю и спортивная карьера отца, закавказские гены сына, наследственный нрав дочери.
Как шутит про себя артистка Яна Троянова, кого бы она ни играла, в ней все равно всегда видят образ России. Забавно, но в этот раз это больше всего похоже на правду. Действительно, как тут не сопоставить образ родины с ролью многострадальной матери, которая и приголубит, и к черту пошлет. У нас целая страна таких Оль. Поначалу были опасения, что Троянова зароется в роли, начнет эксплуатировать свои наработанные навыки в зазоре от «Волчка» до «Кококо», но, естественно, оказалось, что она давно уже дозрела до темпераментной мощи Любови Полищук и Нонны Мордюковой. Другой актрисы в русском кино на эту роль просто не найти. Теперь это самая народная роль музы Василия Сигарева, которая долго отказывалась от сериалов. Теперь зрители называют ее Ольгой.
Вместе с «Ольгой» канал ТНТ продолжает исследовать и отображать русскую жизнь в разных ее проявлениях. Удивительно, но канал с блестящими камнями в аббревиатуре всегда был развернут лицом к народу и тяготел к хтоническому телепродукту. Там, где у СТС были сахарные «Воронины», у ТНТ были едкие уральские «Счастливы вместе». Вместо романтичных «Кадетства» — простодырый «Универ», популяризировавший слово «пипец». Вместо элитной гастрономии «Кухни» — свойская медицина «Интернов». Вместо волшебников «Закрытой школы» — пермские «Реальные пацаны». Если раньше для того, чтобы проверить человека на снобство и прощупать на близость к народу, достаточно было спросить про «Физрука», то теперь впору использовать «Ольгу» в качестве лакмусовой бумажки.
Семейные отношения по-разному отображались в призме канала ТНТ: в «Счастливы вместе» — подтрунивали друг на друг другом, в «Озабоченных» — умалчивали, в «Сладкой жизни» — откровенничали, в «Ольге» — кричат. Это горькая комедия про ваших вечно орущих соседей сверху, про ваших родственников и, скорее всего, еще про что-то очень знакомое и близкое. Во вселенной «Ольги» все решается с помощью ора. Неслучайно в сериале есть эпизод, где Гриша привозит Ольгу в поле, чтобы под шум самолетов проорать свои проблемы. Орущие друг на друга персонажи стали новой нормой в русском кино. Возможно, пришло такое время, что молчать уже невозможно, но действительно все чаще драматургию конфликта в нашем кино стали показывать через крики. Может быть, зрителю так понятнее и ближе. Например, половина зрительских претензий к «Дуэлянту» сводится к тому, что людям просто не хватило эмоций, так как в фильме никто не орет друг на друга, а все конфликты решаются сухо — при помощи дуэли. На примере «Ольги» как-то стало особенно очевидно, что время тихого кино прошло.
Щепотку черного юмора сериалу добавляет тема смерти, которая проходит через весь сериал. Ольга встречает свою любовь на катафалке, в самый драматический момент главные герои начинают копать могилы, персонажи зачастую выдают себя за мертвых, Гриша перевозит в гробу все что угодно. Последний раз на ТНТ столько шуток про смерть было только разве что в сериале «Бедные люди» (еще одна отличная комедия этого года, которая, к сожалению, не стала народным достоянием), но там к этому подталкивал готический питерский флер, а в «Ольге» это скорее символ перерождения, новой жизни героев. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Больше всего в «Ольге» цепляет удивительно слаженный сценарий — особенно если учитывать то, что над ним работали сразу девять человек. Все четко выверено, плавно вскрываются все необходимые для жанра карты, персонажи живые в каждой фразе, практически в каждой серии есть убойные и гениальные моменты (случай на бандитской стрелке, случай на церковной пасеке, случай с паленой водкой). Помимо Трояновой на огонек заглядывают еще актеры из других фестивальных фильмов: невероятная Роза Хайруллина в роли бабушки, Константин Мурзенко в роли батюшки, Олег Васильков из фильмов Алексея Мизгирева, Надежда Лумпова из фильма «Еще один год». Впрочем, все эти шуточки-прибауточки вряд ли бы сработали, если бы не крутейший цех художников-постановщиков и художников по костюмам, которые воссоздали на экране реалистичные квартиры и правдивые детали быта. Только на фоне среднестатистического и будничного ада все это веселье могло заиграть и зажить. В конце концов, даже если завешать всю страну броской рекламой «Смотри у меня!», смотреть все равно будут лишь на что-то настоящее.