Фильмы Берлинского кинофестиваля 2024 года: оценки российских кинокритиков

Фото: Berlin International Film Festival
С 15 по 25 февраля проходит 74-й Берлинский кинофестиваль (или Берлинале), где российские критики первыми увидят новые фильмы Брюно Дюмона, Хон Сан Су, Оливье Ассайаса, Виктора Косаковского, Мати Дьоп и оценят конкурсные картины по десятибалльной шкале. Материал будет обновляться каждый день.
Антон Долин*

Meduza**

@anton_dolin

Андрей Плахов

«Коммерсант»

@andreiplakhov

Тамара Ходова
Дмитрий Елагин

Film.ru

@diepuppe

Дарья Тарасова

Кино-Театр.РУ

@plasticsinatra

* Минюст признал Антона Долина СМИ-иноагентом.

** «Медуза» внесена Минюстом в реестр иноагентов и признана нежелательной организацией.

«Такие мелочи» («Small Things Like These»), реж. Тим Милантс

Ирландская драма с Киллианом Мерфи — об исправительных монастырях для девушек

«Фильм открытия, приз присужден Эмили Уотсон за потрясающую роль».

6
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Ну что я вам могу рассказать про новый фильм с Киллианом Мерфи „Такие незначительные вещи“ (Small things like these), который открыл Берлинале. Если бы не Киллиан, вряд ли бы им кто‑нибудь заинтересовался, скажу вам честно.

Ирландия, 1985 год, смурной Киллиан играет продавца угля с большим сердцем. Он развозит уголь по местной деревеньке и по пути грустит от окружающей его бедности, пьянства, беспризорников и несчастных девушек, которых отдают в монастырь. У самого у него тоже жизнь была не сахар — когда он был маленький, его мать вместе с ним взяла на содержание богатая дама. Жили бедно, но хотя бы не на улице. Все, что ему когда‑то хотелось, это паззл на Рождество. И тот он не получил.

Весь фильм Мерфи ходит грустный, тяжело дышит, вспоминает прошлое и моет черные от угля руки. Смотреть на актера приятно, но причина его душевных переживаний более или менее становится понятна только к концу второго действия, что несколько фрустрирует.

Оказывается, в Ирландии до 96го года существовали женские исправительные учреждения при монастырях, которые эксплуатируют женщин. Страшную мать-настоятельницу в фильме играет великая Эмили Уотсон из „Рассекая волны“. То, что этот монастырь — сеть и что в нем происходит что‑то отвратительное, из фильма не особо понятно. О чем идет речь поясняют одной скупой строчкой в конце картины, а надо было в начале! Потому что без этого Киллиан так усиленно грустит и сопит почем зря. Эмоций это никаких не вызывает. Фильм улетучивается из головы сразу же при выходе из кинотеатра».

2
/10
Оценка
Тамары Ходовой

«Сухая и хрупкая, как уголь, мелодрама о бедной жизни. Киллиан Мерфи заслуживает награды».

8
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Берлинале открылся пресной драмой Тима Милантса „Такие мелочи“ с Киллианом Мерфи в роли трогательного совестливого угольщика. Экранизация романа Клэр Киган. Как‑то доставляя уголь в местный монастырь, герой сталкивается с жертвой монашеского произвола — девушкой, которую из‑за распутства решили насильно наставить на путь истинный. После судьбоносной встречи герой Мерфи многое понимает о судьбе собственной матери и пуще прежнего задумывается о несправедливости мира.

Это фильм про жестокие практики в исправительных учреждениях при ирландских монастырях, но до предтитровой текстовой справочки вы этого особо не поймете. Хорошо, что предтитровые текстовые справочки существуют».

4
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

5

«Кухня» («La Cocina»), реж. Алонсо Руиспаласиос

Непростые, ох непростые дела творятся в нью-йоркском ресторане на Таймс-сквер

1
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Андрея Плахова
1
/10
Оценка
Тамары Ходовой

«Кино отлично снято, но в рецепте истории любви эмигранта-повара и американки-официантки чего‑то не хватает. Наверно, оригинальности — истории надрыва человека из‑за тяжелой жизни показывают в конкурсе Берлина через раз, формула печали везде примерно одинаковая»

7
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Тут должна быть какая‑нибудь аналогия с „Медведем“, но я его до сих пор не посмотрела. Монохромная поэтика кухонных будней одного ресторанчика со спесивым нелегальским колоритом (нью-йорксковый мелтинг пот) и вечно юной Руни Марой».

7
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

4,2

«Мой любимый торт» («Keyke mahboobe man»), реж. Бехташ Санаиха, Мариам Могаддам

Одинокая иранская женщина решает пойти на свидание, которое принимает неожиданный оборот

6
/10
Оценка
Антона Долина*
7
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Пожалуйста, позвоните своим бабушкам (без иронии). Очень трогательная драма про попытки 70-летней героини побороть одиночество. В конце размазывает».

7
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

6,6

«Другой человек» («A Different Man»), реж. Аарон Шимберг

Актер с нейрофиброматозом делает себе пластическую операцию: неочевидный микс «Джонни-красавчика» и «Побудь в моей шкуре»

5
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Себастьян Стэн сыграл пустое место и получил за это актерский приз».

7
/10
Оценка
Тамары Ходовой

«Человек с деформацией лицевых тканей Эдвард снимается в дурацкой рекламе и мечтает о нормальной карьере. Однажды он знакомится с соседкой по этажу Ингрид: она начинающая драматургиня, обещает мужчине написать о нем пьесу, где ему достанется главная роль. Он же не может даже смотреть на себя в зеркало, а потому соглашается на крайне экспериментальное лечение. Прописанные таблетки работают, с новым лицом Эдвард начинает новую жизнь, берет имя Гая и строит успешную карьеру риэлтора. Он уже почти успел забыть девушку, но встречает Ингрид на улицах Нью-Йорка и видит, что она ставит в честь его имени пьесу.

Кроме актерской игры Ренаты Реинсве и Себастиана Стэна в фильме почти ничего нет. Сюжет о потерянной и возвращении идентичности рассказали уже много раз в самых разных форматах (мой любимый — „Феникс“ Петцольда). Здесь же попытка сделать все и сразу, от боди-хоррора до комедии положений. Получилась невнятная каша-мала».

6
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Себастиан Стэн надевает счастливое лицо, но оно почему‑то становится грустным. Прикольный многоуровневый триллер про лукизм и восприятие красоты (местами перевернутый боди-хоррор), но от рекурсивности в какой‑то момент начинает чуть-чуть болеть голова».

6
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

5,8

«Застывшее время» («Hors du temps»), реж. Оливье Ассайас

Ковидная мелодрама, снятая режиссером в саду своих родителей

6
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Андрея Плахова

Дмитрий Елагин (@diepuppe):

«Если бы психотерапевтка Ассаянса справилась со своей работой, то этого бы фильма мы не увидели и сохранили 105 минут наших жизней».

3
/10
Оценка
Дмитрия Елагина
4
/10
Оценка
Тамары Ходовой

«Оливье Ассайас снял автофикшновый фильм про отношения с братом и начало ковида. Задумывалось, видимо, как вневременное, а получилось устарелое».

4
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

4,4

«От Хильды, с любовью» («In Liebe, Eure Hilde»), реж. Андреас Дрезен

Необычная лав-стори про девушку из движения Сопротивления нацистам

7
/10
Оценка
Антона Долина*
6
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Лучше пересмотреть „Свинцовые времена“ или „Поруганную честь Катарины Блум“, чтобы что‑то узнать о реалиях немецких тюрьм середины 20-го века и духе сопротивления».

4
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Предсказуемая драма о девушке из сопротивления в Берлине 42-го. Бумажные персонажи».

3
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

5

«Другой конец» («Another End»), реж. Пьеро Мессина

Фантастическая (в духе сериала «Черное зеркало») антиутопия с Гаэлем Гарсией Берналем

2
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Тамары Ходовой

«Зрительское кино не без глупостей, но с правильными мыслями.

P. S. Не/намеренные отсылки к „Евангелиону“ порадовали».

8
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Смурной Гаэль Гарсиа Берналь пытается жить без погибшей супруги, но технологии все-таки помогают воскресить ее сознание, просто в другой оболочке (еще и с плоттвистом, куда без этого). „Черное зеркало“ who?».

3
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

4,5

«Империя» («L’Empire»), реж. Брюно Дюмон

Абсурдистская пародия на сайфай: таких «Звездных войн» вы еще не видели!

10
/10
Оценка
Антона Долина*
9
/10
Оценка
Андрея Плахова

Дмитрий Елагин (@diepuppe):

«1D кино: нужно найти тот самый ракурс, чтобы увидеть во всем этом хоть какой‑то смысл».

3
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Казаки-разбойники в северофранцузской глуши, но только в стиле „Звездных войн“ на минималках».

5
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

6,7

«Дагомея» («Dahomey»), реж. Мати Дьоп

Неигровая картина про возвращение королевских сокровищ из Парижа в Бенин

«Все-таки женские голоса в сегодняшнем искусстве — самые важные. Новое тому подтверждение — победа „Дагомеи“ Мати Диоп в Берлине. Как водится, многие радетели высокого эстетства возмущены. А я, как первый пропагандист кинематографа Диоп в российской кинокритике, конечно, очень рад».

8
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Это ошибка отбора, кино в конкурсе только ради председателя жюри Лупиты Нионго.

Это документальная картина о реинституции 26 объектов искусства из Франции в Бенин. Диоп наблюдает за транспортировкой сокровищ, дает нам возможность послушать комментарии экспертов, обсуждение пост-колониальных отношений на открытых панелях и так далее. Переодически в повествование врывается голос одной из статуй, излагающей мысли о жизни голосом будто из глубины веков.

And that’s it folks. Это кино могли бы показать в документальной программе, и никто ничего бы не потерял, а может быть и приобрел».

5
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Если бы украденные французами сокровища могли говорить. Слушать, правда, не особенно интересно, хотя и важно».

3
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

5,3

«Умирая» («Sterben»), реж. Маттиас Гласнер

Семья воссоединяется на фоне трагических обстоятельств

7
/10
Оценка
Антона Долина*
6
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Самый немецкий фильм в моей жизни».

9
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Трехчасовая история одной немецкой семьи, переживающей не лучший период (лучшего и не было). Замечательный Ларс Айдингер».

7
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

7,3

«Нужды путешественника» («Yeohaengjaui pilyo»), реж. Хон Сан Су

Хон Сан Су в третий раз объединился с актрисой Изабель Юппер, которая теперь играет преподавательницу французского языка, взявшую в ученицы двух кореянок

7
/10
Оценка
Антон Долина*
8
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Полный детокс, каждый год счастье».

8
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Можно вечно смотреть, как уморительная Изабель Юппер пытается учить корейцев французскому, вытаскивая (ну, почти) из них переживания. Отличная возможность отвлечься от чего угодно».

8
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

7,8

«Архитектон», реж. Виктор Косаковский

Киноэссе на тему архитектуры и того, каким будет завтрашний день

«„Архитектон“ Косаковского, прекрасный, хоть и не награжденный».

10
/10
Оценка
Антона Долина*
9
/10
Оценка
Андрея Плахова

«„Архитектон“ Крсаковского, честно говоря, вызывает много раздражения».

6
/10
Оценка
Тамары Ходовой

«Вообще, хотелось влепить 6, потому что фильм выстроен непозволительно плохо для Косаковского. В пресс-ките есть интервью, где он говорит о сильном стрессе из‑за *****, как она его сбила. Это нисколько не оправдывает совсем ненужного пролога с кадрами разрушений в Украине (потому кино в РФ не покажут). Душой понимаю, глазом осуждаю».

7
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Завораживающее и очень поэтичное высказывание на урбанистическую (и гуманистическую) тему. Камень — живее всех нас».

9
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

8,2

«Чужой язык» («Langue Étrangère»), реж. Клер Бюрже

Приехавшая по обмену в Германию француженка притворяется перед подругой по переписке совершенно другим человеком

5
/10
Оценка
Антона Долина*

«Сцена, где француженка плачет из‑за непонятного немецкого языка, — очень relatable„Узнаваемые“ с английского.. Но в целом кино беспомощное».

3
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Наивная квир-драма о взрослении в Европе, слишком озабоченной проблемами первого мира».

3
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

3,6

«Пепе» («Pepe»), реж. Нельсон Карлос де Лос Сантос Ариас

История бегемота наркобарона Пабло Эскобара

3
/10
Оценка
Антона Долина*
8
/10
Оценка
Андрея Плахова

«Этот год на Берлинале невероятно удачный для животных (но не сказать, что для зрителей АХАХА🤡). В „Загоне“ Сирша Ронан исцелялась от душевных ран с помощью заплывов с морскими котиками, которые больше похожи на морских щенят; в „Закате Снежного человека“ настоящий ансамбль великолепных актерских работ от американского льва, черепахи, змеи, скунса и других обитателей Северной Америки; в „Пепе“, с которого я ушла, повествование и вовсе ведется от лица гиппопотама; в „Любовь истекающая кровью“ и „Другом человеке“ отличные эпизодические роли котов. Надо придумать специального Золотого мишку Берлинале для хвостатых актеров».

2
/10
Оценка
Тамары Ходовой
7
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Гиппопотам-философ затрагивает жизни разных людей и размышляет о своей судьбе накануне смерти. Не особенно внятно».

4
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

4,8

«Дьявольская баня» («Des Teufels Bad»), реж. Северин Фиала, Вероника Франц

Австрийский хоррор про ужасы семейной жизни середины XVIII века

«Жуткий и прекрасный хоррор о депрессии в XVIII веке».

8
/10
Оценка
Антона Долина*
8
/10
Оценка
Андрея Плахова
8
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Натуралистичный феминистский хоррор на антиклерикальную тематику в Австрии 18 века. Самое страшное — как обычно, в простых людях».

8
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

8

«Черный чай» («Black Tea»), реж. Абдеррахман Сиссако

Выпускник ВГИКа мавританец Абдеррахман Сиссако снял кросскультурную мелодраму про роман ивуарийки и китайца, владеющего чайной лавкой

5
/10
Оценка
Антона Долина*
3
/10
Оценка
Тамары Ходовой

Дмитрий Елагин (@diepuppe):

«Это преступление. Какое‑то афро-азиатское кино на продажу, где у всех благостные лица в декорациях пластикового мира».

1
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Я узнала недостаточно фактов про чай».

1
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

2,5

«Глория!» («Gloria!»), реж. Маргерита Викарио

В 1800 году венецианскую музыкальную школу взрывает приобретение фортепиано

3
/10
Оценка
Антона Долина*
3
/10
Оценка
Андрея Плахова

Дмитрий Елагин (@diepuppe):

«Я всей душой уважаю желание режиссерки снять кино о композиторках 19-го века, чьи имена стерла история. With all that said — mama, this is garbage„При всем сказанном — мама, это фигня“ с английского. ».

3
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Безделушечная, но довольно симпатичная музыкальная комедия о воспитанницах монастыря, которые устраивают диверсию в присутствии Папы Римского.

4
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

3,3

«Сыновья» («Vogter»), реж. Густав Мёллер

Покой тюремной охранницы тревожит новый заключенный, как‑то связанный с ней в прошлом

3
/10
Оценка
Антона Долина*
2
/10
Оценка
Андрея Плахова
5
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Предсказуемая, но все равно действующая тюремная драма о круговороте насилия, подпитываемого чувством вины».

6
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

4

«Шамбала» («Shambhala»), реж. Мин Бахадур Бхам

Беременная женщина отправляется на поиски одного из своих мужей: первый непальский фильм в истории Берлинале

7
/10
Оценка
Антона Долина*
9
/10
Оценка
Андрея Плахова

Дмитрий Елагин (@diepuppe):

«Достойный кандидат на Золотого медведя».

10
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Упоительный этногипноз».

4
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

7,5

«Кому я принадлежу» («Mé el Aïn»), реж. Мериам Жобёр

Тьма сгущается над тунисской деревушкой — в дебютной картине канадки африканского происхождения

9
/10
Оценка
Антона Долина*
5
/10
Оценка
Дмитрия Елагина

«Если подождать, поэтика встает на свое место».

5
/10
Оценка
Дарьи Тарасовой

Общая оценка:

6,3

Тройка лидеров

Первое место

«Архитектон»

Второе место

«Дьявольская баня» и «Нужды путешественника»

Третье место

«Шамбала»

Расскажите друзьям