Выбор Анны Стрельчук
«Авгур» («Augure»), реж. Балоджи
Программа «Особый взгляд», приз «Новый голос»
Дебютная лента бельгийско-конголезского рэпера Балоджи и первый игровой фильм из Конго в «Официальном выборе Канн», в котором рассказываются истории четырех людей, в той или иной степени связанных с магией (авгуры — римские жрецы, которые предсказывали будущее по полету птиц). В картине форма идет рука об руку с содержанием. «Авгур» — фильм о колдовстве, построенный как помесь мифа и ЛСД-трипа. Это очень дионисийское кино в смысле утверждения жизни. Его структура ризоматичнаРизома — постмодернистское представление об «организации» бытия (текста), характеризующейся отсутствием структуры, системообразующего стержня, единой направленности и наличием неограниченных возможностей изменения.. «Авгур» — своеобразный пастиш на фильмы про возвращение домой. История главного героя (конголезца Коффи, приехавшего на родину) очень скоро становится своего рода хичкоковским макгаффиномПредмет, вокруг которого строится сюжет фильма. , и то, что мы считаем основным сюжетом фильма, оказывается только одной из линий повествования.
«Авгур» — фильм о встречах-пересечениях разных точек зрения, разных порогов интенсивности жизни, которые реагируют друг на друга, преломляются друг в друге. Чем ближе мы подходим к эпилогу, тем больше понимаем, насколько усложнилось наше восприятие этого фантасмагорического путешествия. Кроме того, в фильме очень интересно раскрыта и показана тема траура и смерти (неслучайно действие происходят в дни пасхальной недели). Некрополитика и некроэстетика здесь дополняют экзистенциальный пласт повествования, показывая, как через утрату близких мы сталкиваемся с собственным «бытием к смерти».
«Странный образ жизни» («Extraña forma de vida»), реж. Педро Альмодовар
Специальные показы
После «Человеческого голоса» — совместной работы Педро Альмодовара и Тильды Суинтон по одноименной пьесе Жана Кокто — режиссер снова снял короткометражку, заявив, что именно с лаконичной кинематографической формой ему сейчас интереснее всего работать. В «Странном образе жизни» Альмодовар избегает штампов жанра вестерн. В кадре в основном сосуществуют два персонажа, которых играют Педро Паскаль и Итан Хоук. Старые друзья-ковбои встречаются после долгой разлуки и обнаруживают, что их давняя взаимная симпатия все еще не угасла. Их общение, однако, омрачается тем, что сын одного из ковбоев убил жену брата другого.
«Май, декабрь» («May December»), реж. Тодд Хейнс
Основной конкурс
Тодд Хейнс обманул все ожидания и вернулся с трагикомедией об абьюзе в неравных союзах (что следует уже из названия фильмаMay December — английское выражение, описывающее любовный роман с большой разницей в возрасте. ). Главная героиня — гиперпопулярная актриса Элизабет Берри (Натали Портман). Она решает сыграть противоречивую Грейси Атертон-Йо (Джулианна Мур), прославившуюся романтической связью с 13-летним подростком. Фильм исследует психологические травмы и механизмы психики, задействованные в подобного рода отношениях. Обращает внимание на то, что никто от них не защищен. Грейси, отрицая свою ответственность, прибегает к эмоциональному насилию и газлайтингу. В то же время «Май, декабрь» поднимает вопросы системной мизогинии, а режиссер не пытается сделать свою оптику универсальной. Тодд Хейнс находит баланс между серьезностью темы и иронией, воспроизводя эстетику ток-шоу и кэмпа. Персонажи фильма сотканы из противоречий, а потому «Май, декабрь» можно воспринимать как глубокое изучение человеческой души, представленное через театральность и мимезис, подражание.
«Опавшие листья» («Kuolleet lehdet»), реж. Аки Каурисмяки
Основной конкурс, Приз жюри
Аки Каурисмяки снял самый гуманистический фильм фестиваля, в котором люди, в отличие от животных, парадоксальным образом даже не обладают именами. Это небольшая история о двух ординарных личностях (женщине и мужчине), проживающих любовь во время войны в недалеком то ли будущем, то ли прошлом, но сущностно режиссер все равно апеллирует к настоящему. Фильм полон визуальных (прямых и косвенных) референсов к Годару — к примеру, на уровне цвета и диалогов. «Опавшие листья» напоминают совершенно необязательное на первый взгляд, но при большем приближении очень тонкое и нюансированное исследование человеческой близости наподобие «Короткого фильма о любви» Кшиштоша Кесьлевского.
«Зона интересов» («The Zone of Interest»), реж. Джонатан Глейзер
Основной конкурс, Гран-при
«Зона интересов» Джонатана Глейзера и студии A24 — один из самых шумных фильмов этого года из‑за своей неординарной эстетики. В фильме рассказывается история коменданта Аушвица Рудольфа Хесса (Кристиан Фридель) и его жены Хедвиг (Сандра Хюллер), «королевы Аушвица», которые создали свой маленький рай на Земле за забором самого страшного места в истории человечества. Это фильм о «банальности зла», который поражает своей медитативной рутинностью и стерильным мизансценированием. Глейзер не прибегает к преувеличенному насилию и прочему эксплуатейшену. Такой подход позволяет передать ужас, происходящий на экране, не обесценивая жертв и не романтизируя нацистских преступников. «Зона интересов» почти не показывает страдания — зрители в основном их слышат. В пасторальную жизнь Хессов по ночам просачивается реальный ужас. Перманентно слышны душераздирающие крики и видно отражение пламени от только что построенного циркулярного крематория. Глейзер («Сексуальная тварь», «Побудь в моей шкуре») очень внимателен к деталям и до определенной степени переизобретает киноязык.
«Монстр» («Kaibutsu»), реж. Хирокадзу Корээда
Основной конкурс, приз за лучший сценарий Юдзи Сакамото
В фильме «Монстр» режиссер «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээда обращается к излюбленной теме обретенной семьи, а также взросления и первой влюбленности. Концептуально воспроизводя рассказ «В чаще» Рюноскэ Акутагавы, экранизированный Акирой Куросавой в «Расемоне», Корээда также использует прием с тремя разными точками зрения: матери, сына и его школьного учителя. В центре сюжета — проблема школьного насилия, на которую зрителю предлагается взглянуть через три призмы, где самым близким к истине будет детский взгляд на мир, ведь сегодня именно взрослым стоит учиться у своих детей, а не наоборот. Так, «Монстр» — это кино не только о внутренних демонах, но и о том, что мы все в равной степени внутри беззащитные дети и, если прислушиваться к детям с самого начала как к равным, есть ничтожный шанс сделать этот мир лучше.
Выбор Дениса Виленкина
«Восхищение» («Le ravissement»), реж. Ирис Кальтенбак
Программа «Неделя критики»
Лидия (Афсия Эрзи), акушерка с очень грустными глазами, встречает серба Милоша (Алексис Маненти), водителя автобуса, который пишет стихи в свободное время (точно, как Патерсон). Лидии нравится проводить время с Милошем. Милошу нравится формат ONSОne night stand — секс на одну ночь.. Проходит время, подруга Лидии Саломе рожает, и девушка начинает помогать ей с младенцем, все больше понимая, что обмануть Милоша и выдать ее ребенка за своего — отличный план. Дебют парижанки Ирис Кальтенбак — украшение параллельной программы фестиваля «Неделя критики», лиричная и нежная картина о желании быть нужным/ой. При всей камерности фильма заметным французским актерамЭрзи, к примеру, звезда «Кус-куса и барабульки» Абдельлатифа Кешиша и «Дома терпимости» Бертрана Бонелло, а Маненти — актер и сценарист «Отверженных». есть где развернуться, а мелодраматичный сюжет постепенно набирает саспенс. Все это отличные поинты для начала режиссерской карьеры.
«Обнаженная муза» («Bonnard, Pierre, Marthe»), реж. Мартен Прово
Программа «Каннские премьеры»
Великий импрессионист Пьер Боннар (Венсан Макень), до того как стать великим, на чердаке парижской квартиры рисовал с натуры свою девушку Марту (Сесиль Де Франс). Годы шли, любовь ржавела, приходила муза-разлучница (Стейси Мартин), но искусство никогда не страдало от поворотов судьбы художника. Несмотря на то что режиссер Мартен Прово («Я и ты») педантично придерживается биографии Боннара, он скорее одушевляет трагикомедийную фантазию, похожую на парижский Диснейленд для взрослых. Игривое французское настроение под крышами Парижа сменяют драматические второй и третий акты. Ну и к тому же такого Венсана Макеня (неизменное альтер эго Оливье Ассайаса — к примеру, в недавней «Ирме Веп») вы, скорее всего, еще не видели.
«Наш день» («Uriui haru»), реж. Хон Сан Су
Программа «Двухнедельник режиссеров»
Сеул. В одной квартире известная актриса Санг Вон (Ким Мин Хи) дает советы начинающей актрисе за порцией острой лапши с пастой чили. В другой квартире тоже за порцией лапши пожилой поэт Уй Джу (Ки Чжу Бон) встречает гостей, пришедших снимать о нем документальный фильм. Эти истории, на первый взгляд, ничто не связывает. Но, как обычно бывает в фильмах Хон Сан Су, в «Нашем дне» главные партии отведены перекличкам чужих жизней, привычек и слабостей. Хон в своей обычной манере говорит о том же, о чем примерно и всегда. Режиссер, давно ставший узнаваемым брендом, а не просто кумиром синефилов, снимает по несколько фильмов в год и выполняет работу сразу нескольких цехов (даже художника-постановщика и композитора). Ощущения от «Нашего дня» замечательные. Полтора часа бытовых наблюдений, в которых страсти кипят вокруг игры в камень, ножницы, бумагу и выпивки на спор, — редкий пример авторской стабильности. Возможно, хотелось бы трюков со временем. Но трюк с соджу в конце как финальной точкой на пути отказа от алкоголя, может стать оргазмом для поклонников автора.
«Король улиц» («Omar la fraise»), реж. Элиас Белькеддар
Внеконкурсные показы
Рецидивист Омар (Реда Катеб), преследуемый французскими властями, вынужден релоцироваться в Алжир, где его закадычный друг Рожер (Бенуа Мажимель) предлагает строить криминальную империю с нуля. Тандем Катеб — Мажимель является бронебойной заявкой на успех, размах их комедийных пикировок достоин «волчьей стаи» из «Мальчишника в Вегасе». Режиссер-дебютант Элиас Белькеддар, более известный как сценарист «Моих дней славы» и «Афины», превращает Алжир в гангста-парадайз с кальянами, музыкой, разрывающей сабвуфер, и большими черными тачками, пересекающими пустыню. В этом жирном пацанском кино, где очень не хватает фразы про «мафон», Белькеддар оставляет место и для ловкого морализаторства (как в лучших голливудских комедиях — например, в «Парнях со стволами»), и для познания героями, активно идущими к исправлению, местной культуры.
«Рагу Додена Буффана» («La passion de Dodin Bouffant»), реж. Чан Ань Хунг
Основной конкурс, приз за лучшую режиссуру Чан Ань Хунгу
Франция конца XIX века. Повар Эжени (Жюльетт Бинош) на протяжении 20 лет была для маэстро Додана Буффона (Бенуа Мажимель) не меньшей любовью и страстью, чем высокая кухня. Чувство, которое пара испытывала друг к другу, передавалось и их гастрономическим соблазнам. Экранизация опубликованного в 1924 году романа Марселя Руффа в руках Чан Ань ХунгаВьетнамский автор, осевший во Франции и известный по «Аромату зеленой папайи» («Золотая камера» за лучший дебют в Каннах-1993 и номинация на «Оскар») и киноманский favorite pick «Я прихожу с дождем». превратилась в увесистый (145 минут флюидов и запахов), чуть ли не монументальный труд о любимом совместном деле как идеальном рецепте семейной жизни. Выйди фильм больше 50 лет назад, французские культурные революционеры киножурнала «Cahiers du Cinéma» во главе с Андре Базеном, конечно, разорвали бы его на багетные крошки. Оценки французов и сейчас (отчасти справедливо) не восторженные. А мы лишь можем констатировать: мало, кто умеет работать в жанре «кино про еду и чувства» так же, как одаренные азиаты. Взять хотя бы шедевр Энга Ли «Есть, пить, мужчина, женщина».
Один из лучших фильмов в карьере Тодда Хейнса. Актриса (Натали Портман) перевоплощается в звезду первых полос таблоидов (Джулианна Мур) с непростыми последствиями для обеих.
Эмоциональная драма об идеальных с виду отношениях, ставших чудовищным актом абьюза. Виржини Эфира играет сестер-близнецов.
Возвращение Мишеля Гондри в кинорежиссуру с очень личной и невротичной комедией о режиссере, который перестал пить таблетки.
Смелая сатира от одного из ведущих мексиканских режиссеров — призера Канн и Венеции. «Во все тяжкие» встречают «Квадрат» и удваивает ай-кью.
Четвертый игровой полнометражный фильм Аличе Рорвахер («Чудеса», «Счастливый Лазарь»). Погружение в мир магического реализма вместе с Джошем О’Коннором в роли расхитителя этрусских гробниц.