«Кинопоиск»
«Афиша Daily», SRSLY
«Медуза»**
Doxa
* Минюст признал Антона Долина СМИ-иноагентом.
** «Медуза» внесена Минюстом в реестр иноагентов и признана нежелательной организацией.
«Монстр» («Kaibutsu»)
Реж. Хирокадзу Корээда
Японская драма про конфликт в школе
Станислава Зельвенского
«Давний друг фестиваля режиссер Корээда перемудрил с картиной „Монстр“, обличающей главный человеческий порок, а именно склонность к бездумному осуждению. На удобном примере — начальной школы, в которой круговорот недопонимания и слухов приводит к буллингу и гомофобии, — Корээда пытается объяснить детям, а также их родителям, что слушать надо не „других“, а сердце. „Монстр“ полон умильных трюизмов: каждый имеет право на счастье/что не можешь выразить словами, сыграй на тромбоне, ну и так далее. В финале звучит невыносимо лирическая музыка почившего в этом году композитора Сакамото — даже если бы Корээда поставил на титрах „Лунную сонату“, было бы не так пошло».
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Первый конкурсный фильм — „Монстр“ Хирокадзу Корээды, одного из тончайших современных режиссеров, с картинами которого у меня складывается не всегда… но здесь сложилось, и еще как! Один из прекраснейших фильмов года, вне всяких сомнений».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
6,2
«Возвращение» («Le retour»)
Реж. Катрин Корсини
Эмигрантка, работающая на богатую парижскую семью, возвращается домой
Станислава Зельвенского
«„Возвращение“ Катрин Корсини, мечтающей о лаврах Дарденнов или хотя бы Гедигяна, наивная социальная драма о том, что бедность не порок, но большое свинство. Классовые и расовые (белыми нитками о черных) различия на фоне корсиканских пляжей. Смотреть, увы, невозможно».
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
3,2
«Юность (Весна)» («Jeunesse (Le Printemps)»)
Реж. Ван Бин
Док о молодых работниках китайской текстильной промышленности
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Жемчужина фестивальной программы — и довольно увесистая — трех с половиной часовой документальный опус Ван Бина „Юность“. Ух, какое кино».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
7
«Черные мухи» («Black Flies»)
Реж. Жан-Стефан Совэр
Американский триллер про молодого фельдшера, который первый год работает на скорой
Станислава Зельвенского
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
3,2
«О сухой траве» («Kuru Otlar Üstüne»)
Реж. Нури Бильге Джейлан
Турецкого учителя обвиняют в сексуальных домогательствах
Зинаиды Пронченко
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
5
«Зона интересов» («The Zone of Interest»)
Реж. Джонатан Глейзер
Новый фильм «британского Кубрика» про холокост
Станислава Зельвенского
«Новый пост про холокост. Показанный вчера фильм Глейзера „Зона интересов“ о хюгге Рудольфа Гесса, отгородившегося от Аушвица забором из флокс, уже объявлен самыми сердобольными и впечатлительными главным претендентом на победу. Мне же претенциозная картина Глейзера напомнила песню Майи Кристалинской „Колыбельная четырех дождей“. За 80 лет кинематографисты успели высказаться в разных тональностях, и мы знаем, что холокост бывает желтый, серый, синий, голубой… высокобюджетный, инди, ламповый, абстрактный, предметный, даже юморной. Глейзер выбрал якобы наиболее тонкий подход, из лимитированной серии „Холокост тут рядом“ — когда стреляют, пытают и жгут за кадром. А в кадре маэстрия из лаконичных намеков и отличная работа звукооператора. Фрау Гесс полтора часа выпекает штрудель, смахивая с ресниц не только муку, но и затесавшийся в рецепт пепел. Или фрау Гесс чистит зубы, а в зубной пасте спрятан алмаз. Ее сын играет в мяч, но и золотыми зубами тоже. В реке колыхаются кувшинки, но и чей‑то тазобедренный сустав. В финале „Зоны интересов“ Гесс пытается опорожнить желудок, стоя на лестнице, из его глотки, увы, ничего не льется кроме булькающих звуков. Зло кончилось, остались одни банальности. Пусть и виртуозные».
Зинаиды Пронченко
«В погоне за созданием документа — того, что, по Гуссерлю, называется одушевленным настоящим (lebendige Gegenwart), то есть универсальной формой трансцендентального опыта, — Глейзер идет от ошибки к ошибке, от промаха к промаху, поскольку имеет дело не с абстрактным злом: инопланетянами, доппельгангерами, любым метаконтекстом, удобным для интерпретации. А со злом живым, страшным, не покидающим границ вселенной».
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Как по мне, довольно вульгарная (хотя мастерская) эксплуатация».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
5
«Четыре дочери» («Les filles d’Olfa»)
Реж. Каутер Бен Хания
Тунисская документалка про женщину, чьи дочери сбежали к своим парням в террористическую организацию
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
4,25
«Банель и Адама» («Banel e Adama»)
Реж. Рамата-Тулай Си
Сенегальская драма про двух влюбленных, которые решают жить отдельно от своих семей
Зинаиды Пронченко
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
5,3
«Май, декабрь» («May December»)
Реж. Тодд Хейнс
Натали Портман должна сыграть героиню Джулианны Мур, которая состоит в скандальном браке
«Отличный Тодд Хейнс».
Станислава Зельвенского
«У Хейнса вышла стилистически безупречная картина о том, что любви покорны самые разные возрастные конфигурации. История Джулианны Мур, польстившейся на одноклассника сына и за это даже отсидевшей в тюрьме, подана в намеренно китчевой трактовке, сильно напоминающей Альмодовара. С иронией у Хейнса все в порядке, со смыслами не очень. На тему замахнулся, выводов испугался».
Зинаиды Пронченко
«Два„May December“ и „Perdidos en la Noche“. лучших фильма (still) фестиваля».
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
7,6
«Анатомия падения» («Anatomie d’une chute»)
Реж. Жюстин Трие
Немецкую писательницу обвиняют в убийстве супруга
Станислава Зельвенского
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Это очень интересная картина об анатомии преступления — классический материал европейского кино. Лауреат неожиданный, но не скандальный».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
4,8
«Зачинщица» («Firebrand»)
Реж. Карим Айноз
Историческая драма с Алисией Викандер и Джудом Лоу
Станислава Зельвенского
«Чем краше ред карпет, тем хуже фильм. „Зачинщица“ с Алисией Викандер в роли Кэтрин Парр и Джудом Лоу в роли ее мужа, кровопийцы Генриха VIII, — хорошо знакомый нам пример фемоптики, разглядывающей страдающее Средневековье. Мало того что большая часть (мотивационных) диалогов принадлежит к почетному кинематографическому жанру лайк/шер/репост — фейсбука*** в твиттере, так еще и английский XVI века теперь звучит как „have your people call my people“. Единственная отрада — бенефис Лоу, после молодого папы перевоплотившегося в старого короля. Он похож на портрет Гольбейна, он трясет вшивой бороденкой и внушительными ягодицами, он играет на дуде и на нервах придворных. И все это с удовольствием, которого в целом, увы, лишен зритель».
*** Facebook принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, его деятельность в стране запрещена.
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
4,2
«Опавшие листья» («Kuolleet lehdet»)
Реж. Аки Каурисмяки
В Хельсинки встретились два одиночества
«Вот люди чего‑то пыжатся, изображают из себя, а лучший режиссер все равно Аки Каурисмяки».
Станислава Зельвенского
«Много было слов сказано в адрес разных, в меру важных фильмов Каннского фестиваля-2023. Вот тут просматриваются очевидные параллели между сейчас и тогда. В свастике себя не узнаете? А в Генрихе VIII? Очень точно про диктатуру! Блистательно про коллективную ответственность! В итоге о том, что чувствует обычный человек при виде зла (банального или какого угодно), снял скромную, но совершенно волшебную картину Аки Каурисмяки. Ее герои — одинокие люди за сорок, перебивающиеся случайными заработками. Огни небольшого города Хельсинки освещают их путь — из убогой квартиры в унылый кабак. Иногда они оказываются в кинотеатре, на фильме Джармуша про зомби. По радио все время говорят про ***** в Украине. И все время хочется выключить эти сводки. Проклятая *****, но и жизнь проклятая. Надо ли выжить? Наверное. Ради чего? Они уже не знают. Возможно, ради друг друга. Или подобранной на стройке собаки, которую, конечно же, назовут Чаплин. Каурисмяки не идеализирует своих героев. Не хочет даже дать им имя, не то что надежду. В отличие от Дарденнов не пытается защищать их права — пролетариата, позабытого на фоне бесчисленных проклятий дня нынешнего. Да и потом они сами отчасти виноваты. Много пьют, мало к чему стремятся. Кроме робкой любви — не суть из отчаяния или представлений о заведенных порядках. Жизнь все же одна, заявляет Каурисмяки. И тем, кто за нее борется, а не против, надо пожелать удачи. „Опавшие листья“ Ива Монтана звучат особенно пронзительно по-фински. „Опавшие листья“ — лучший фильм этого фестиваля».
Зинаиды Пронченко
«Этот фокус не пройдет. „Вечный“ сюжет про два одиночества, лениво написанный и разыгранный, как в тридцать седьмой раз за день „Лунная соната“ в подземном переходе. Безусловно, кино безутешной реальности. Но утешение в прикладной синефилии (постеры любимых фильмов в кадре, свидание на Джармуше, ласковые кадры под аккомпанемент страшных новостных сводок) даже для гуманиста-минималиста Каурисмяки — шаг назад в режиссерские объятия братьев Котт. Для меня — вместе с Уэсом Андерсоном еще одна загадка все еще не развенчанного культа. C’est ne pas Cannes. DésoleВ переводе с французского „Это не Канны. Извините“.».
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Чистейший бриллиант».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
8
«Клуб Зеро» («Club Zero»)
Реж. Джессика Хауснер
У молодой учительницы возникает опасная связь с пятью учениками
Станислава Зельвенского
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
3,8
«Город астероидов» («Asteroid City»)
Реж. Уэс Андерсон
Традиционный слет юных астрономов резко прерывает одно событие
«Прекрасный Уэс Андерсон. Что‑то мне все нравится подозрительно».
Станислава Зельвенского
«Уэс Андерсон заколебал. В любых компаниях есть люди, которых годами зовут в гости или на мероприятия, потому что всем кажется, будто они имеют дело с „персонажем“. Но с годами становится понятно: персонажу нечего предъявить этому миру, кроме вельветовых костюмов и нелепой рубашки в горошек. Уже „Френч диспетч“ был устроен по законам ландшафтного дизайна. А „Город астероидов“ просто альпийская горка под ключ. Вместо садового гнома — Джейсон Шварцман, вместо карликовой туи — Том Хэнкс, за маргаритки отвечают непо-бебиNepo Baby — дети знаменитых родителей, которые получают работу и славу только благодаря своей фамилии. , и Тильда Суинтон торчит посередине увядшим подсолнухом. Зачем Андерсон нужен Каннам, понятно — ради хороших фото с красной дорожки. Нужен ли Андерсон кому‑то еще? Вряд ли. Ну может, старьевщикам его любимого города Парижа. Скажите, а что это там в углу, между охотничьими сапогами и граммофоном? Это Андерсон, отдаю даром, но учтите, он не влезет в багажник. Хорошо, я подумаю».
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Совсем не худший в этот раз Уэс Андерсон, „Город астероидов“. Ядерная война и карантин. Актуально, хотя и несколько игрушечно».
Антона Долина*
«Новый Уэс Андерсон, новое разочарование».
Анны Стрельчук
Общая оценка:
4,4
«Похищеннный» («Rapito»)
Реж. Марко Беллоккьо
Мальчика отдают на воспитание папе Пию IX
Станислава Зельвенского
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка
4,8
«Рагу Додена Буффана» («La passion de Dodin Bouffant»)
Реж. Чан Ань Хунг
Романтическая драма про мир высокой французской кухни XIX века
«Офигительный „Пот-о-фе“ Чан Ань Хунга, кулинарная поэма с Мажимелем и Бинош. Я бы на месте Эстлунда дал пальму с чистым сердцем (если не Аки)».
Станислава Зельвенского
«Вчера в Каннах показали фильм, после которого можно со спокойной совестью уезжать, хотя до закрытия еще два дня. „Потофе“ Чан Ань Хунга, экранизация романа Марселя Руффа 1924 года „Страсть Додена Буффана“. В этой виртуозной картине не происходит ровным счетом ничего. Просто Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош два с лишним часа готовят еду, а затем ее дегустируют, рассказывая параллельно байки про Огюста Эскоффье, Антуана Карема или Жана Брилья-Саварена, великих гурманов и поваров прошлого. Время действия 1885-й, разгар бель эпок, год, в который Сезар Ритц и Эскофье положили начало индустрии люкса, открыв в Монако „Гранд Отель“. Я не припомню, кто за всю историю искусств умел портретировать еду в различных ее ипостасях — от свежо и остро благоухающих устриц до слоеного пирога с раковыми шейками — лучше учеников Рубенса, Снейдерса с Йордансом. А вот поди ж ты, Чан Ань Хунгу удалось их превзойти. Не хотелось бы ударяться в пошлость и сравнивать кулинарный процесс с созданием Сикстинской капеллы или Оды к радости, но это именно оно, друзья. Героя Мажимеля переполняет любовь — он глядит на грушу в вине с той же нежностью, что и на Бинош, принимающую ванну. Мир состоит из даров — пенного моря, цветущего сада, человеческого сердца. И за это миру стоит быть благодарным. „Потофе“ самым ироничным образом рифмуется с другой конкурсной картиной „Клуб Зеро“ австрийского режиссера Джессики Хаусснер, посвятившей свой нелепый опус расстройствам пищевого цикла и заставившей персонажей ради сохранения планеты есть в кадре собственную рвоту. Доден-Мажимель не знает, можно ли спасти окружающую среду, но всегда готов выпить за ее здоровье бутылочку „Круга“ 1837 года, а затем сделать предложение Бинош. Брак — это ужин, начинающийся с десерта, — шутит Доден, получив от Жюльетт отказ. Каннский фестиваль вопреки данной остроте завершается, как и положено — на сладкое заготовили шедевр. Рубен Эстлунд будет полным идиотом, если не наградит „Потофе“ главным призом. В конце концов, мы находимся во Франции, жизнь в которой протекает за столом».
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Восхитительное кино о французской гастрономии и еде. Но сделано не случайно этническим вьетнамцем (и очень высоко мной ценимым режиссером) Чан Ань Хунгом. „Страсть Додена Буффана“ с Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимелем».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
7,4
«Солнце будущего » («Il sol dell’avvenire»)
Реж. Нанни Моретти
Итальянская комедия про цирк, кино и Рим 1950-х
Станислава Зельвенского
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
4,8
«Прекрасные дни» («Perfect Days»)
Реж. Вим Вендерс
Поэтическая зарисовка про токийского чистильщика туалетов
Станислава Зельвенского
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
5,6
«Прошлым летом» («L'été dernier»)
Реж. Катрин Брейя
Женщина вступает в сексуальные отношения со своим пасынком; французский ремейк датской эротической драмы «Королева сердец»
«Адвокат по защите несовершеннолетних спит с несовершеннолетним сыном мужа (от первого брака). Будучи пойманной с поличным все отрицает настолько талантливо, что отец выгоняет мальчика из дома. По форме картина Брейя совсем никудышная — с вздохами под простыней — но зато создан интересный образ лживой и подлой женщины, совсем не по делу употребившей свои права и свою свободу».
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Долина*
Общая оценка:
4,6
«Химера» («La chimera»)
Реж. Аличе Рорвахер
Начинающий архитектор открывает для себя подпольную империю по продаже украденных артефактов
Станислава Зельвенского
Зинаида Пронченко
Дениса Виленкина
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Не самый сбалансированный и цельный ее фильм, но восхитительно оригинальный».
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
6,6
«Старый дуб» («The Old Oak»)
Реж. Кен Лоуч
История паба в североанглийской деревушке
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Анны Стрельчук
Общая оценка:
4
Тройка лидеров
«Опавшие листья»
8
«Май, декабрь»
7,6
«Рагу Додена Буффана»
7,4