Интервью

«Просто, дерзко и понятно»: актер Артем Кошман — о «Черной весне» про школьников-дуэлянтов

21 ноября 2022 в 07:00
В онлайн-кинотеатре Start идет сериал «Черная весна», в котором одну из главных ролей сыграл Артем Кошман. Его герой — яркий, эксцентричный и провокационный старшеклассник Киса. «Афиша Daily» поговорила с молодым актером о профильном образовании, творческих перспективах и, конечно, о том, что такое «черная весна».
Справка

«Черная весна» — история про небольшой приморский город, школьных друзей, максималистские идеи и закрытый клуб дуэлянтов, существующий по законам справедливости и чести. Жизнь героев меняется так же резко, как и погода на море. Каждый поединок становится испытанием для персонажей. Благодаря дуэлям они познают себя и тайны вокруг.

— Тебе только исполнилось 19 лет, а твоя фильмография насчитывает уже с десяток проектов. Расскажи, как возникло желание сниматься в кино?

— Это желание появилось в шесть лет. Я смотрел телевизор, увидел «Титаник» и подумал: «Боже мой, как это красиво и масштабно. Хочу так же». В 11 лет я упросил маму отдать меня в актерскую школу. Она не сразу, но согласилась — возможно, у нее были какие‑то опасения. Однако они с отцом всегда меня поддерживали и поддерживают.

Я только пришел в школу «Киноребенок», а меня тут же поставили в кадр. Потом начались знакомства с одноклассниками, занятия. Там же случилась моя первая главная роль. Люди, с которыми я там познакомился, то, чему научился, — это бесценный опыт и знакомства.

Я три года туда отходил, а потом решил, что хочу расти дальше. Но для поступления в вуз было рано — я просто ждал и параллельно снимался в кино.

В 2016 году я снялся в своем первом полнометражном фильме — «Волшебниках» Рената Давлетьярова. Это была большая и ответственная работа. Фильм про мальчика, который находит в школьном шкафчике волшебный спичечный коробок. Сломаешь спичку — исполнится желание. Главная мораль картины — будь осторожен со своими желаниями.

Спустя шесть лет этот фильм наконец-то вышел в прокат (в ноябре 2022 года. — Прим. ред.). Когда я спрашивал, когда состоится премьера, Ренат отвечал: «Мы еще рисуем [спецэффекты]». Он долго работает над проектами, но хуже они от этого не становятся. Забавно, что в фильме я остался 12-летним мальчиком. Мой герой — геймер, к которому попадает одна из волшебных спичек. У меня нет ни одной реплики в картине — это особенность персонажа.

Вообще творчество вошло в мою жизнь со школьной скамьи. Спасибо классной руководительнице Вере Михайловне, которая сподвигла меня на то, чтобы читать стихи и играть в школьных постановках.

— Какое у тебя любимое стихотворение?

— Я многое прошел с «Балладой о матери» Ольги Киевской. Это одно из самых любимых — и потому что его выбрала для меня мама, и потому что с ним у меня связано много воспоминаний. Второе — «Людей неинтересных в мире нет» Евтушенко. А третье — «Облако в штанах» Маяковского.

— Ты окончил первый курс Щукинского училища. Как думаешь, насколько сейчас обязательно высшее актерское образование?

— Чтобы играть в театре, ты обязан иметь актерское образование. Думаю, это правильно. Ребята учатся четыре года в институте, бьются за то, чтобы выпуститься и пойти раскрыть душу на сцене, пропустить через себя роли героев известных классических произведений.

Образование дает тебе базу, стержень и самодисциплину. Отучившись год в «Щуке», я понял, что нужно постоянно репетировать. Это вечное движение, рост и практика.

Институт и театр — это розетка для актера. Ты можешь прийти туда и подпитаться чем‑то новым. Но это спорный вопрос: кто‑то настроен против консервативной школы Станиславского, кто‑то черпает вдохновение из других сфер. Большие мастера, мэтры вдолбили мне в голову, что учиться надо обязательно. И я в это верю: институт не будет бесполезен, если есть желание приобрести какие‑то знания. Учиться надо. Когда — другой вопрос.

— Хочешь играть в театре?

— Да, но позже. Хочу дорасти до него. Я вижу в театральной игре большую глубину и сильную обнаженность. Ты выходишь на сцену, у тебя нет дублей — все на одном дыхании. Впрочем, есть фильмы, которые тоже стараются снять с одного дубля. Нужно уметь держать сцену, повествование — а это умение идет из театра. Кажется, кино без театра невозможно. В обоих искусствах можно почерпнуть что‑то важное для себя. Но все же это отличные друг от друга вещи: играть в театре и в кино нужно по-разному.

— В онлайн-кинотеатре Start идет драма «Черная весна» с твоим участием. Что такое «черная весна»? Что заложено в этом словосочетании?

— Если честно, каждый день размышляю об этом. Свежая мысль, которая меня посетила, — это роман в сценарии. Как у Пушкина роман в стихах, только в сценарии. Роман — потому что это обособленная вселенная, в которой каждый персонаж живой, со своим внутренним миром. В сериале показаны отрезки из жизней персонажей. Эта подробная, как роман, история.

«Черная весна», по сути, про все: дружбу, первую любовь, разочарование, мечты, взросление, социальные проблемы, отношения отцов и детей. Возможно, это звучит банально, но именно в этом кроется магия происходящего в сериале. Это просто, дерзко и понятно. Мы говорим о том, что насилие в любой форме не может победить или разрешить какие‑то проблемы. Несмотря на то что дуэли — история про честь, справедливость, желание добиться истины, они все равно остаются насилием.

— Весна обычно ассоциируется с рассветом, молодостью, теплом и, как ты верно подметил, с первыми чувствами и опытом. В названии сериала она имеет мрачный, черный оттенок. Это говорит о том, что первый опыт будет болезненным?

— Именно. В этом и есть дифференциальность. Это весна, но она черная. Природа создала как хорошее, так и плохое. А мы привыкли отрицать плохое. Жизнь состоит и из того и из другого, поэтому нужно принимать все. В какой‑то момент авторы проекта хотели поменять название — не помню, с чем это было связано.

Я выступил резко против, сказал: «Как? Вы что? У нас весь сюжет связан с „черной весной“. В самом названии уже отражена суть. Это как верхушка айсберга».

— Твой герой — один из членов закрытого клуба «Черная весна» по имени Киса. На первый взгляд, он провокатор, эмоциональный эгоист, но в то же время неоднозначный персонаж. Как бы ты его сам описал?

— В Кисе сочетается удивительная наивность, присущая ребенку, эксцентричность и дерзость. Он максималист, который зарядился идеей создать закрытый клуб и не отступает ни на шаг от кодекса. В нем много граней: он и наивный парень, который по-доброму относится к близким, и зверь, который будет драться за друзей и принципы. Каждый участник клуба дуэлянтов несет что‑то свое. Все они удивительны и правдивы.

— Как раскрывается линия Кисы? Какую роль он играет в клубе?

— Он никогда не унывает. Он невероятно предан своим друзьям. Без него не было бы «Черной весны», потому что каждый из членов может положиться на него. У него характер зажигалки: он быстро вспыхивает, его постоянно куда‑то тянет, он хочет идти что‑то делать, творить. В клубе у него роль двигателя процесса и хранителя принципов. Есть моменты, когда он не прав, но он это понимает и пытается исправиться. Если выкинуть его из сюжета, в сериале не будет такого драйва. Я бы сказал, что Киса отвечает за взросление. Он становится осознаннее, проходя путь безудержного максималиста и эксцентрика. Удивительное сочетание льда и пламени.

— «Черная весна» входит в линейку проектов Start Young, соответственно целевая аудитория сериала — молодежь. Но кому еще неплохо было бы посмотреть этот сериал?

— В первую очередь — молодежи. Это подростковый сериал. Но его стоит посмотреть и отцам, и матерям. «Черная весна» расскажет им про социальные проблемы, которые существуют в отношениях между родителями и детьми. Возможно, даже покажет изнанку души ребенка. А возможно, вызовет у взрослых ностальгию по молодости.

Наш сериал, может быть, слишком взрослый для 12-летних. Я бы хотел предостеречь подростков. Напомнить им, что это кино, а не жизнь. Следует вдохновляться кино, но не переносить в жизнь вседозволенность, которая ни к чему хорошему не приводит. Я говорю и о насилии, и о запрещенных веществах. Я бы хотел, чтобы подростки, которые посмотрят этот сериал, следили за своим здоровьем и помнили, что все хорошо в меру. Как говорилось в «Обществе мертвых поэтов»: «Будьте осторожны, мальчики особенно впечатлительны в столь юношеском возрасте».

— Есть ли сцена в «Черной весне», которую тебе было тяжело сыграть?

— Была сложная сцена с матерью. Каким бы Киса ни был агрессивным и дерзким, с матерью он другой. Мне было трудно через этого героя передать очень теплые, интимные отношения с мамой. Он с ней совершенно другой. Я опасался, что передам это нечестно.

— Киса превратится в котенка?

— Да (смеется). Это произойдет где‑то в середине сериала во время общения с мамой.

— Ты готовился к роли Кисы?

— Конечно. Но это была подготовка не с помощью учебника, а ныряние вглубь себя. Я вынул наружу внутреннего зверя, избавился от хороших манер и воспитания. Авторы «Черной весны», режиссер Сергей Тарамаев и сценаристка Любовь Львова, рассказывали, каким видят Кису, и я его очень хорошо почувствовал. Для меня эта роль стала возможностью выплеснуть негатив и эмоции, которые мы порой не можем никуда деть в городской суете и страхе вести себя не по правилам. Я попытался вернуть себе внутреннюю свободу, раскрепощенность. Встречался с разными людьми, которые пережили в жизни то же самое, что и Киса, сталкивались с похожими проблемами.

реклама
Много я списал со своего близкого друга. Я очень вдохновился его примером и, кажется, сыграл именно его на пробах.

Кстати, Киса мне не понравился на этапе проб. Я подумал, что он какой‑то гопник. Люба с Сережей настаивали на том, чтобы я попробовал именно эту роль. И перед первым дублем я поймал себя на мысли: «Это такая крутая возможность. Выйди и сделай это». Мне понравилось. А в самом начале съемок [актер] Никита Кологривый сказал: «Братан, кайфуй». И я кайфовал.

Я благодарен всем, кто мне помог и кто внес вклад в создание «Черной весны». Мы действительно стали семьей. А пейзажи Черного моря сплачивали нас. Мы, кстати, открыли пляжный сезон 7 января, после съемок первой дуэли. Потом, правда, немного простыли, но было весело (смеется). Я вжился в Кису и не хотел снимать с себя его шкуру. Наверное, только через полгода после съемок я смог вернуться к себе. В этом персонаже нет ничего выдуманного: все с кого‑то взято, где‑то прочитано, что‑то — от меня из прошлого. Мне показалось, что вместе с ним я стал старше, смелее и увереннее в себе. Этих качеств мне как будто не хватало в тот момент.

Кадр из сериала «Черная весна»

— Это твой второй проект на Start. Видеосервисы пока остаются островком творческой свободы. Расскажи, как эта свобода ощущается молодым актером? Ты чувствуешь перспективы для развития?

— Платформы мягче регулируются, возможно, по сравнению с телеканалами. Самое цензурированное кино — это полные метры, которые выходят в прокат и на телеканалах. Платформы и авторские фильмы дают свободу. Мне интереснее с ними работать. В них есть золотая середина между жестким артхаусом и ханжеством. Тяжело показать правду жизни и преподнести материал более дерзко, а онлайн-сервисы здорово в этом помогают.

Сейчас наша киноиндустрия выходит на новый уровень. Я буквально чувствую это развитие. Если раньше говорили «Ты смотришь российское кино? Фу!», то сейчас ситуация обратная. Кино, в частности на онлайн-платформах, становится качественней. Лучше брать не количеством, а качеством: пусть в месяц выйдут пять тайтлов, но они будут превосходными. В будущем я бы хотел выйти на мировой уровень. Есть амбиции: хочется показать себя миру. Хочу поработать в международном проекте, ведь в нем встречаются люди с разными ценностями и менталитетом. И от этого фильм становится только лучше.

— Какая у тебя роль мечты?

— Я в пятом классе прочитал «Дубровского» и захотел его сыграть. Это не то чтобы мечта, а просто давнее желание. Я бы не хотел переделывать то, что уже снято, просто чтобы удовлетворить свои амбиции. Если роль уже гениальна, нет смысла ее играть заново. Да, Хит Леджер — лучший Джокер. Но Хоакин Феникс — другой Джокер. Они не могут соревноваться. В театре я бы выбрал роли Чацкого и Гамлета. А в кино хотел бы сыграть в фантастическом фильме, в котором главный герой а-ля Джон Картер переносится на другую планету и переживает там разные приключения. Еще действительно было бы интересно сыграть Билли МиллиганаОдин из самых известных в истории психиатрии людей с диагнозом «множественная личность». Расщепления личности Миллигана насчитывали 24 полноценных личности, из которых 10 были основными..

Смотреть
на Start
Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия