Русские сериалы

«Карамора» и «Этерна» — два новых русских фэнтези-сериала про вампиров и игру престолов

31 января 2022 в 13:11
Фото: «START»
В январе состоялись стриминговые премьеры двух громких отечественных новинок — «Караморы» на Start и «Этерны» на «Кинопоиске». Оба сериала выступают в жанре фэнтези (низком и высоком соответственно). Рассказываем, насколько успешно.

«Карамора»

Данила Козловский в эффектной кожанке захватывает телеграф в предреволюционной России. Он — лидер анархистов по прозвищу Карамора, занятый революционными делами до тех пор, пока после очередного теракта все члены его ячейки, включая возлюбленную, не гинут в кровавой бане. Всему виной — внезапно — кровожадные вампиры из высшего общества. Спасшийся плавью через коллектор, как супергерой, Карамора отправляется в Европу, где ищет союзников для борьбы с нечистью, вооружившись голливудским английским.

Завязка «Караморы», сочетающая триллер про революционеров и вампирский хоррор, по любым стандартам звучит эффектно. Это чистое бульварное чтиво — в лучшем смысле этого выражения. Увы, нельзя сказать, что завышенные до потолка ожидания зрителей сериал оправдывает: он банально не выдерживает жанровой интенсивности — добрую половину действия можно смело вырезать или промотать.

Вот конкретные цифры: пилот начинается с двухминутной сцены захвата телеграфа, дальше следует заставка с титрами на целую минуту и постельная сцена еще на две минуты. Сцене пыток буржуев предшествует продолжительное выступление анархиста с речью, а после кульминационной вампирской резни следует очередная постельная сцена (пусть и фантазийная). Пропорция «50% действия, 50% филлера» выдерживается практически идеально, причем действие здесь впечатляющее ровно настолько, насколько невыносим мелодраматический балласт. К слову, недооцененный недавний «Кингсман», работающий на том же псевдоисторическом поле (камео Гаврило Принципа, Григория Распутина), был наполнен задорными экшен-номерами чуть менее, чем целиком.

Пара сражений с вампирами и не только — это самый настоящий сплэттер, то есть поджанр ужасов, где упор делается на предельно натуралистичное изображение увечий. Вампир вырывает у жертвы позвоночник; у него самого лицо разлетается в лохмотья после выстрелов в упор; чью-то голову насаживают на пожарный конус. Даже удивительно, как Козловский-постановщик смог с таким успехом сделать что‑то в духе С.Крейга Залера; возможно, эти сцены — некий рудимент первой версии пилота «Караморы», поставленной Ильей Найшуллером.

Увы, в следующих сериях действие настолько увядает, что даже пропорция 50/50 не выдерживается. Фактически экшен-сцен уровня пилота больше нет, а сам сериал окончательно вырождается то в вампирскую мелодраму (впрочем, Филипп Янковский весьма хорош в роли вкрадчивого кровососа), то в авантюрное приключение с покатушками по Европе. И если расчлененка в сериале смотрелась более чем конкурентоспособно, то эти жанры выглядят откровенно второсортно. Антураж (костюмы, декорации, массовка) сугубо сериальный (русскосериальный), а драма — сборник вампирских клише, которые даже в фанфике по «Сумеркам» не смотрелись бы свежо. Остается лишь надеяться, что в оставшихся сериях сезона (всего их 8, по 50 минут каждая) наберется материала хотя бы на толковый полуторачасовой фильм в заявленном жанре — тогда просмотр можно было бы оправдать усиленным мысленным перемонтажом.

Смотреть на

«Этерна»

Игра престолов продолжается в королевстве Талиг на планете Кэтриана. Больше всего место действия напоминает императорскую Россию — если и не типовыми костюмами и компьютерными замками, то на уровне русых голов курсантов и желтых листьев кленов. Главных героев два: во-первых, проходящий военное обучение герцог Ричард, сын мятежника; во-вторых, принц в изгнании Альдо, готовящийся противостоять узурпаторам, не выезжая из своего, условно говоря, Монако. Заклятый враг для обоих персонажей — маршал по прозвищу Ворон (Юрий Чурсин из «Изображая жертву»), главный защитник легитимности нынешних правителей. За угрюмого Ворона и узурпатора-пухляша, пожалуй, болеть хочется все же охотнее, чем за кучерявого принца и его покровителя — жреца с выбритой макушкой.

реклама

Отечественная фэнтези-сага «Этерна» стартует не с полноценного сезона, а с полнометражного пилота. С первых минут зрителя атакуют пулеметной очередью из имен богов и королей из вымышленной истории, как будто авторы специально хотят, чтобы дальше нарисованного на компьютере пролога продолжили просмотр только хардкорные фэнтези-гики, а не обычные зрители. Как ни удивительно, но что такое, собственно, «Этерна», с экрана так и не поясняют, даже когда в очередной урок истории превращается обучение герцога в академии оруженосцев.

За прологом не следует внятное представление главных героев, вместо этого показывается военное сражение на берегу реки — с копьями, мечами, всадниками и мушкетами. Можно вспомнить, что в начале «Игры престолов» логика повествования была прямо противоположная: пилот бережно обрисовывал главных героев в мирное время, а центральные битвы сезона (в Шепчущем лесу, на Зеленом Зубце) и вовсе оставались за кадром по логистически-бюджетным причинам. Первая часть «Этерны» лишний раз подтверждает, что то был верный подход: из‑за незнакомства с какими‑либо персонажами за потасовками двух армий следить крайне скучно; да и на уровне постановки эти реконструкторские бои вряд ли кого‑то впечатлят.

Возможно, последовательная драматургия интересует только казуальных зрителей; поп-культурным феноменом «Игра престолов» стала именно благодаря им самым, полюбившим скорее не саму вселенную, но харизматичных героев внутри нее. А истинным фанатам жанра фэнтези, допустим, больше интересны вещи вроде проработки вымышленного мира, его политики, технологий, магии. Увы, в этом отношении «Этерне» тоже похвастаться особо нечем: даже сходство центрального королевства с Российской империей — это, конечно, выдача желаемого за действительное. В деталях вроде имен персонажей, латиницы на картах и даже местной разновидности гандбола видится желание создателей максимально абстрагироваться от локальных особенностей. Парадокс состоит в том, что вместе с уходом красочной национальной фактуры экспортный потенциал жанрового зрелища, скорее всего, не растет, а сужается.

Магия в первые полтора часа присутствует разве что в виде намеков, а главные герои к титрам так и остаются пустыми болванками, которые не наполнили чертами характера, — проект в основном дарит зрителям чувство потраченного впустую времени. Дело не в том, что в серии ничего не происходит, а скорее в том, что собран набор событий, тянущий на целый сезон, но все смазанно и блекло. Есть и сцена покушения, и фехтовальные дуэли, и религиозные ритуалы, но сценарий Сергея Юдакова («Легенда о Коловрате») начисто лишен характера и глубины, а постановка Евгения Невского («Интерны»), мягко говоря, не впечатляет ни на каком уровне (техническом, психологическом, формалистском).

Как вообще можно конкурировать с таким гигантом, как «Игра престолов»? Это сложно, но возможно: комбинация из сильной психологической драматургии, дикой жанровой режиссуры и причудливого национального колорита вполне может дать шанс в этой борьбе (отличные примеры успеха без голливудских бюджетов — «Атака титанов» и «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»). Отечественные кинематографисты не взяли на вооружение ни одно из перечисленных средств, а потому результат оказался совершенно бессмысленным для просмотра — по крайней мере, до тех пор, пока западные конкуренты не находятся под строгим запретом.

Смотреть на
Расскажите друзьям
Читайте также
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]