Киноиндустрия

Маска сакральности: Мария Кувшинова о кино после коронавируса

8 апреля 2020 в 08:31
Фотография: Paramount Pictures
Мировая пандемия затронула все сферы деятельности и в том числе окунула нас в мир без кинотеатров. О том, почему кино все сложнее будет вернуться в офлайн, рассуждает кинокритик Мария Кувшинова.

Космический триллер «Спутник» Егора Абраменко, один из предполагаемых апрельских хитов российского проката, выйдет сразу онлайн 23 апреля: кинотеатры закрыты, и продюсеры приняли решение не дожидаться их открытия. Владелица нескольких залов Юлия Солдатова обратилась к продюсеру Федору Бондарчуку с открытым письмом, протестуя против цифрового релиза, который оставит кинозалы без доходов от перспективного российского блокбастера: «Пандемия пройдет, люди устанут от гаджетов и захотят теплого человеческого общения. Обязательно вернутся в кинотеатры, театры и рестораны. Конечно, это не произойдет 23 апреля 2020-го, но через месяца два вполне вероятно. Я верю в это».

Еще раньше, 16 марта, когда залы уже закрылись во многих европейских странах, Ассоциация владельцев российских кинотеатров выступила с открытым письмом стриминг-сервисам, возражая против агрессивной рекламы онлайн-показов и уверяя, что принимаются «все необходимые меры для обеспечения безопасности зрителей с учетом всех ограничений, установленных органами власти» (почти в том же духе выступала православная церковь, поначалу не желавшая отменять службы).

С одной стороны, можно посочувствовать российским кинотеатрам и их сотрудникам, теряющим сейчас, как и весь бизнес, огромные деньги. С другой, эти открытые письма — хороший тест на отношение к людям: в середине марта уже было понятно, что болезненных карантинных мер не избежать, но можно было не цепляться за остатки прибылей и спасти хотя бы лицо, закрывшись превентивно, как московский Центр документального кино, который разослал уведомление, что не хочет подвергать опасности зрителей.

Но давайте будем честны: кинотеатров, по-настоящему работающих с аудиторией, тратящих ресурсы на построение отношений с публикой, старательно подбирающих своим программы, находящих баланс между коммерческим и артхаусным кино, в нашей стране совсем немного. Большинство кинозалов в России зарабатывают не на людях, а на потоке — на потоке, который обеспечивает им график голливудских релизов (российские хиты вроде «Холопа» случаются не так часто и не могут обеспечить круглогодичную работу). Именно поэтому картины, которые могли бы жить в прокате долго, вылетают из расписания через пару недель, как и фильмы-однодневки — программированием занимаются специалисты, которые не видят между ними разницы. Зачем работать с картиной, если через неделю придет новая вместе с набором рекламы? И именно поэтому во многих кинотеатрах владельцы мало заботятся о качестве туалетов, с которых на самом деле и начинается уважение к зрителю: потерпят как‑нибудь, лишь бы покупали попкорн.

На прошлой неделе Variety опубликовал данные опроса тысячи американских потребителей. Из него можно сделать предварительный вывод, что возвращение в кинотеатры после эпидемии будет медленным и не стопроцентным — и я уверена, что в этой ситуации (а повсеместно на нее будут накладываться и финансовые проблемы после карантина) преимущество будет на стороне тех залов, которые работали со зрителями до. Надеюсь, они выживут. Надеюсь, что люди захотят вернуться в те места, где им было хорошо и где с ними обращались как с людьми. Но дело не только в этом.

«Спутник» Егора Абраменко

Многие уже заметили, что коронавирус швырнул нас в цифровую реальность, как котенка в воду, и сказал: «Плыви». Те изменения привычек и стратегией (потребления, образования, работы), которые могли бы занять годы, происходят в очень сжатые сроки: в мировой киноиндустрии все случилось буквально в течение марта. Еще до эпидемии было очевидно, что существующая схема проката фильмов — сначала в кинотеатрах и только потом, спустя несколько месяцев, на цифровых платформах — в ближайшее время изменится. Хотя бы потому, что помимо старых голливудских студий собственное кино теперь снимают цифровые гиганты вроде Netflix, а им невыгодно выдерживать многомесячное окно между показом офлайн и онлайн. «Ирландец» Мартина Скорсезе перед релизом на Netflix прошел в нескольких кинотеатрах в США и Европе — но только в тех, которые согласились на окно всего в три недели (вместо обычных 14–16). Тут-то и выяснилось, что для кинотеатров с лояльной публикой и разумным программированием выход этого фильма в сети не отразился на кассе; это разные типы киносмотрения.

Еще до эпидемии голливудские гиганты тестировали альтернативные способы попадания нового контента к зрителю через интернет. Например, в Южной Корее уже некоторое время существует премиум-подписка, которая позволяет смотреть фильмы таких студий, как Disney и Sony, всего через месяц после релиза в кинотеатрах. В марте 2020 года, в ситуации закрытия залов, мы все вдруг оказались в положении таких премиальных подписчиков: Universal объявила об одновременном выпуске офлайн и онлайн фильма «Тролли. Мировой тур»; Warner, не дожидаясь положенных сроков, выпустила в сеть «Хищных птиц»; Disney покажет «Артемиса Фаула» в конце мая сразу на своем цифровом канале.

После неудачной попытки открытия кинотеатров в Китае (никто не пришел), Национальное кинобюро выпустило заявление, в котором рассказало о приоритетной поддержке проектов, предназначенных сразу для онлайна. И если до эпидемии интересы кинотеатров учитывались во всех странах (особенно во Франции, где между выходом в кинозалах и попаданием в международные стриминги с подписной моделью проходит три года), то сейчас этот игрок вынужденно покинул поле, и матч ведется так, как будто его никогда не было.

Но не окажется ли, что зритель, вместо того чтобы «устать от гаджетов», напротив, оценит преимущество цифровых премьер и совсем не будет скучать по «теплоте человеческого общения» в темном зале с незнакомцами, запахом попкорна и плохими туалетами на выходе? И сможет ли условный Федор Бондарчук спасти отечественные кинотеатры, если график голливудских премьер, по которому они существуют, будет теперь составляться по новым принципам? (Помимо прочего, в ходе пандемии стало окончательно понятно, что пресловутая коллективность просмотра прекрасно обеспечивается в социальных сетях — и не только: например, китайский сервис Smart Cinema позволяет пригласить на просмотр троих друзей через шлем виртуальной реальности).

Все эти тренды существовали и были описаны аналитиками задолго до весны 2020 года — как и многие другие, связанные с существованием кино как рода искусства, а не только как бизнеса. Ко второму десятилетию XXI века мы подошли с пониманием того, что великие режиссеры прошлого стали великими режиссерами не только из‑за своего таланта, но и потому, что в силу их происхождения, пола, образования и обстоятельств биографии у них был доступ к этой профессии (неслучайно сегодня Netflix запускает большой производственный хаб в Африке, рассчитывая на огромный нераскрытый творческий потенциал этого континента). Мы знаем теперь, что фильм, сериал делают сотни людей, а режиссер, шоураннер — это не демиург и не тиран, а энергетический центр, который их объединяет, поэтому сегодня в США и Европе производители и вещатели экстренно создают фонды для поддержки работников индустрии, потерявших доходы. Мы знаем теперь, что участие и победы в фестивалях — не объективная реальность, а сложный процесс, в котором многое зависит от вкуса отборщиков, а вкусы отборщиков опять-таки зависят от их бэкграунда, от тех стереотипов восприятия, которые человек не в состоянии отследить в себе самом (именно поэтому фестивали в последние годы стремятся к гендерному и расовому разнообразию в составе отборочных комиссий, а студии диверсифицируют сценарные команды и съемочные группы: чем больше разных голосов звучит при обсуждении проекта, тем больше шансов зацепить какую‑то часть аудитории, до которой не могли достучаться более монолитные творческие коллективы).

Кадр из фильма «Портрет девушки в огне»

Сегодня, когда техника и визуальная грамотность позволяет очень многим людям в разных концах мира снимать удовлетворительный или даже хороший аудиовизуальный продукт, все более неуместными кажутся и привычные иерархии, выстроенные кинематографом за первые 120 лет его существования. Прямо перед карантином грандиозным скандалом закончилось вручение премии «Сезар» (французские академики поддержали Романа Полански, но разозлили тысячи женщин и мужчин, которые подвергались сексуальному насилию, как и его 13-летняя жертва, и для которых «Сезар» теперь ассоциируется не с праздником кино, а с абьюзом).

Победителей Каннского фестиваля в этом году, очевидно, не будет. «Оскаровский сезон» в привычном виде под большим вопросом. Сегодня киномир ближе к реальности, в которой нет спортивных чемпионатов с медальками, чем когда‑либо в своей истории (не считая первых десятилетий невинности). И неслучайно так любивший злоупотреблять властью Харви Вайнштейн особенно много внимания уделял продавливанию своих картин в номинации престижных премий. И неслучайно до последнего за прежнюю реальность цеплялся Каннский фестиваль, самый элитарный и закрытый из киносмотров, который до конца марта планировал свое проведение в обычные сроки.

Весенние киносмотры другого типа, рассчитанные не на индустрию, а на более широкую аудиторию в своих городах, начали стремительно находить альтернативные решения: SXSW в Остине сперва показал фильмы жюри и прессе онлайн, а потом договорился о проведении показов для всех американских зрителей на платформе Amazon Prime; документальный CPH:DOX смог организовать для датской публики онлайн-сеансы сорока картин (в том числе и фильма Алекса Гибни, снятого для HBO). Фестивали не владеют правами на фильмы из своих программ, у каждого из них собственный правообладатель, с которым надо договариваться, но уже сейчас понятно, что сильные фестивальные бренды офлайн-эпохи могут стать уникальными агрегаторами контента для сетевых премьер, специально подобранным фильтром для публики — гораздо более широкой, чем прежде. Только подумайте: документальные, игровые, анимационные фильмы, которые раньше смотрело по сто-двести человек в каждой стране, теперь смогут увидеть тысячи — надо только подредактировать протоколы, до сих пор настроенные на приоритет офлайна (и сегодня они редактируются в авральном режиме).

реклама

За март месяц 2020 года сакральность слетела с кинематографа, как фиговый листок. Кино — это не храм и не полигон для режиссерских манипуляций. Это нечто, что делается людьми — для людей. И каналы его доставки неизбежно станут удобнее и безопаснее для людей. В мире, который принял решение полностью остановиться, чтобы спасти сотни тысяч жизней от инфекции, убивающей далеко не каждого, подобные заключения приходят сами собой.

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия