В недалеком будущем в результате неизвестного катаклизма Землю накрывает мрак: электричества нет, связи нет, население планеты то ли погибло, то ли пропало, то ли еще что похуже. И только прекрасный город Москву опоясывает так называемый Круг жизни: это плюс-минус европейская территория России и немножко западные соседи. По границе Круга проходит карантинная зона, на которой выставлены армейские аванпосты в ожидании нового удара непонятно кого.
На аванпосте в Кировской области, которым командует немногословный майор (Константин Лавроненко), оказываются положительный потомственный вэдэвэшник (Алексей Чадов), токсично маскулинный спецназовец, работавший на гражданке таксистом (Петр Федоров), томная девушка-медик, по чудесному совпадению успевшая за месяц до этого в Москве переспать с одним и проехаться на такси второго (Лукерья Ильяшенко), и, наконец, журналистка в поисках истины (Светлана Иванова).
«Аванпост», спродюсированный каналом ТВ-3, сделан примерно той же группой, которая занималась трилогией про мистического Гоголя: тот же молодой режиссер Егор Баранов, те же оператор, композитор и другие. И в этом случае авторы тоже, кажется, не сразу определились с форматом: говорили то про сериал, то про два фильма, в итоге на данный момент получилось нечто промежуточное — кинофильм, но длинный (два с половиной часа, которые не то чтобы пролетают). Вероятно, есть разные варианты развития событий в зависимости от сборов; финал, во всяком случае, приоткрытый.
В подобных случаях принято ритуально рассуждать на тему «как в Голливуде», «а вот если бы на Западе» и так далее. Ну что ж: на Западе фильм аналогичного содержания и качества едва ли выстрелил бы в широком прокате (да и в России будущее «Аванпоста» вызывает известные сомнения), но имел бы шансы обзавестись скромным культом на видео. Помимо подходящего жанра в нем есть интригующее сочетание неожиданно пристойного с чудовищным.
Центральная — к сожалению, существенная — проблема фильма заключается в том, что героям нужно что‑то говорить. И как только они открывают рты — все, пиши пропало (это касается даже персонажа, у которого рта нет вовсе). Диалоги — что‑то среднее между дневными сериалами и милитаристской фантастической макулатурой. Из‑за этого, в частности, кажется, что даже опытные актеры — например, Ксения Кутепова, которая тут выступает в роли подполковника ГРУ (что само по себе прелестно), — играют из рук вон плохо. В то время как они играют просто плохо.
Экшен и, не побоимся этого слова, сайфай сделаны довольно бодро. Работа с пространством, пиротехника, эффекты и все такое. Фрагменты фильма, где люди куда‑то в полутьме бегут (молча) или стреляют, смонтированы экономно и доходчиво, пусть авторы и злоупотребляют басами на саундтреке. Пара коротких драк — ничего так. Массовая бойня в духе зомби-боевиков вообще хорошая — вдобавок как‑то неуловимо попахивает политической фрондой, что особенно ценно в картине, сделанной «Газпромом» и Министерством обороны.
Москва превращена в город скорого будущего с помощью неона, дождя, дронов и голограмм по образцу «Бегущего по лезвию». Помимо фильмов совсем схожего с «Аванпостом» жанра, о чем не будем распространяться, Баранов питает особую слабость к Ридли Скотту — не только к «Бегущему» (скорее, правда, в свежей интерпретации Вильнева), но и к «Чужому» (тоже скорее времен «Прометея»). И в целом безоблачное простодушие, с которым авторы перерисовывают, как умеют, голливудские блокбастеры, тут больше умиляет, чем раздражает. В кульминационной схватке они могут вдруг раз и на голубом глазу врубить «Матрицу» (которая, впрочем, немедленно мутирует в какой‑то «Монти Пайтон»). А при этом и Тарковского режиссер смотрел — в общем, не колхоз, все культурно.
И тут же любовная сцена с рапидами — хоть стой, хоть падай. И уморительные попытки придать каждому герою глубину с помощью семплов из сценарного пособия (строгий папа, старушка-мать в маразме, умирающая сестра, бойфренд-абьюзер), вместо того чтобы придумать им пару человеческих реплик. И уроки философии — восьмой класс, вторая четверть — с помощью персонажей, которых неспроста зовут Ид и Ра. И смелая, но довольно неловкая линия про изнасилование. И недвусмысленная пропаганда «вежливых людей» с футуристическими пушками, интернациональным составом, армейским юморком и робопсом. И готовый мем: «Оля, бросай топор!»
Словом, если вы всегда мечтали увидеть фильм, где судьбы мира решаются в городе Кирове, — скорее на «Аванпост». Остальным интересующимся стоит, может быть, дождаться носителей, на которых будут кнопки «Без звука», «Быстрая перемотка» и «Стоп».
Станислава Зельвенского