В моде 80-е, а точнее, все связанные с этой эпохой поп-культурные явления. На этой неделе выходит продолжение нового «Оно», в середине сентября — «Американская история ужасов: 1984», осенью — «Терминатор: Темные судьбы», в конце года явно не последние «Звездные войны». Чтобы ни у кого не осталось сомнений, во втором сезоне «Кобры Кай» — сериальном сиквеле «Малыша-каратиста» — прямо говорится, что не было на Земле эпохи лучше, чем 80-е, а также устраивается костюмированная вечеринка в стиле того времени.
Началось все это точно не с сериала «Очень странные дела» (например, еще в начале десятых была фантастика «Супер 8» Джей Джей Абрамса, подружившая спилберговского «Инопланетянина» с «Монстро»), но именно «Stranger Things» на Netflix довели эту моду до абсурда. И в этом смысле появляющийся в третьем сезоне торговый центр с его щекочущими ностальгические рецепторы приметами времени и кинотеатром, в котором показывают «День мертвецов» и «Назад в будущее», можно принять за саморазоблачающую метафору. В сущности, «Очень странные дела» и есть этот гипермаркет — гигантский молл, в котором каждый найдет легендарную конфету по душе. Но еще это метафора и самого «Нетфликса» — леденцовой лавки, хозяева которой знают, что у настоящих сладостей не бывает срока годности, а значит, настала пора взяться за актуализацию такой совсем уж неочевидной восьмидесятнической классики, как, например, дарк-фэнтези «Темный кристалл».
Культовая кукольная картина Джима Хенсона и Фрэнка Оза — поп-культурная икона 80-х, правда, только на Западе, у нас она почему‑то не пользуется такой же популярностью. У нас больше знают «Лабиринт» или, например, «Черепашек-ниндзя», в которых тоже были хенсовские куклы. Но в «Черепашках» и «Лабиринте» были еще и люди, а в «Темном кристалле» они отсутствуют вовсе. И то, что главными героями картины оказываются волшебные существа, придуманные гениальным дизайнером Брайаном Фраудом и сыгранные сложнейшими аниматронными механизмами, производит волнующий и совершенно завораживающий эффект. Мир «Темного кристалла», несмотря на то, что он выдуманный, своей проработанностью и детализацией похож на настоящий.
После выхода фильма задумывалось несколько продолжений — и даже был написан набросок сценария «Сила темного кристалла» (сейчас он существует в виде комиксов), но конец всем планам положила скоропостижная смерть Хенсона из‑за пневмонии: он отказался ложиться в больницу, так как был ортодоксальным иеговистом. После его кончины заглохла и история с гипотетическим сиквелом, пока недавно не стало известно, что Netflix, продюсер (и дочь Джима) Лиза Хенсон, компания Jim Henson’s Creature Shop и режиссер Луи Летерье («Дэнни — цепной пес», «Битва Титанов») готовят приквел.
По его сюжету в дальнем уголке вселенной есть планета Тра, которая кружится вокруг трех солнц, а в самом ее центре расположен кристалл истины — источник всего живого. Планету населяют семь кланов гелфлингов (существ, похожих на эльфов-оленят), коротышки-подлинги и другие фантастические твари. Заправляют всем на Тра (после того как мудрая ведьма Огра отправилась в ментальное путешествие по космосу) чужаки — инопланетяне-скексисы, выглядящие как гибрид хищной птицы и рептилии.
Скексисы тайно вытягивают энергию из кристалла, который поклялись защищать. Однако в один прекрасный день кристалл перестает работать, как батарейка. И тогда ученый Скектек (голос Марка «Люка Скайуокера» Хэмилла) изобретает машину, которая начинает забирать жизненную эссенцию из гелфлингов. Об этом узнает стражник Риан, но ему никто не верит, кроме девушки-гелфлинга Дит, которая в компании подлинга Хапа спешит сообщить, что под землей распространяется потемнение — сила, которая способна уничтожить их мир. Тем временем в другой части Тра не вылезающая из библиотеки принцесса гелфлингов Бреа поймет, что пора отвлечься от книг и спасти цивилизацию. Вскоре судьбы всех этих героев (воина, принцессы и одичалой) переплетутся, так как зима близко.
Несомненно и то, что «Эпоха сопротивления» сделана под влиянием «Игры престолов», и Летерье этого не отрицает. Белокурая принцесса, которая желает всем добра. Воин, увидевший нечто ужасное и кричащий о том, что конец близок. Серсея Ланнистер, Марджери Тирелл и Миссандея на озвучке. Надвигающийся апокалипсис, в конце концов. Однако, несмотря на все эти формалистские приемы и знакомые голоса, заметим, что в отличие от выше упомянутой «Кобры Кай», которая два сезона увлекательно деконструирует «Малыша-каратиста», «Темный кристалл» гораздо-гораздо бережнее обращается со своим каноном.
Гелфлинги здесь в массе своей хорошие, а скексисы — плохие. То есть галерея знакомых образов не подвергается ревизии, а только чуть усложняется. Как и усложняется список заявленных тем. Если в оригинальном «Темном кристалле» ведущей темой был геноцид (скексисы истребили почти всех гелфлингов), то в «Эпохе сопротивления» к ней навскидку примешались социальное расслоение, классовая вражда, бытовой расизм (причем и между кланами гелфлингов), экологический комментарий (в сериале еще сильнее, чем в фильме, звучат пантеистические мотивы, когда все божественное отождествляется с природой, — по сути, население Тра поклоняется планете, как в «Аватаре») и ответственность ученого за свое изобретение, ведь дьявольский механизм Скектека, высасывающий эссенцию из волшебных существ, — это тикающая атомная бомба.
Герои сериала еще об этом не знают, но они живут в мире, где не только наступила зима, но и победили белые ходоки. И эта эсхатологическая обреченность роднит «Темный кристалл» с еще одной легендарной фантастической франшизой — «Звездными войнами». Как и Джордж Лукас в трилогии-приквеле, создатели «Эпохи сопротивления» показывают нам обитаемую и цветущую ойкумену, в то время как в оригинальном фильме она (как и в старых «Star Wars») представляет собой постапокалиптическую пустошь. Впрочем, в том, что эти франшизы пошли по одинаковому пути, абсолютно нет ничего странного: Лукас дружил с Джимом Хенсоном и Фрэнком Озом. Первому он помог со съемками и монтажом «Лабиринта», второго взял озвучить мастера Йоду. Одним из продюсеров оригинального «Темного кристалла» выступил продюсер «Звездных войн» Гари Кертц.
Однако дело не только в схожем хронологическом мироустройстве франшиз, но и в том, что обе они используют идею дуализма всего сущего. В «Звездных войнах» она пролегала между светлой и темной сторонами Силы. Но если Джордж Лукас почерпнул большую часть идей для своей саги из «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла, то Джим Хенсон — из спиритуализма и эзотерических трудов Джейн Робертс «Материалы Сета». «Темный кристалл» бесконечно дуален: тут все парно. Есть раса урскеков, разделившаяся на две: скексисов и урру (в фильме и сериале их называют мистиками). Есть две, противостоящие друг другу силы: гелфлинги и скексисы. Есть две сестры-принцессы — хорошая (Бреа) и плохая (Селадон), которая по глупости встает на сторону зла. Даже меч, с помощью которого в теории можно одолеть скексисов, разделен на две половины.
Символично и то, что в оригинальном фильме все должно закончиться «Великим соединением», но мы понимаем, что это утопия, а раздираемая противоречиями и войнами «Эпоха сопротивления» — наша реальность. Поэтому, несмотря на то, что «Темный кристалл» — фэнтези с изобретательным визуалом и захватывающими дух сценами (зря, все-таки «Марвел» выпер Летерье из «Мстителей» после неудачи «Невероятного Халка»), это еще и социально заряженное кино, крайне злободневная сатира. Как и любое настоящее искусство, сериал Netflix ставит зеркало не только перед героем, но и перед зрителями, чтобы те с ужасом могли узнать себя в персонажах — либо в ушастых гелфлингах, либо в клювокрылых скексисах, либо (что более вероятно) и в тех, и других. Как уже было сказано, согласно Хенсону, вселенная не бинарна, а дуальна, — и этот дуализм, пожалуй, лучшее, что есть в шоу. «И треснул мир напополам, дымит разлом и льется кровь, идет война добра со злом» — только это добро и зло, по сути, две стороны одной и той же монеты.
Серия из пока что 8 фильмов (еще есть те, которые выходили на ТВ и сразу на видео), выросшая из одноименного и очень популярного кукольного шоу Джима Хенсона. В «Маппетах» снялась целая плеяда голливудских звезд (и даже живой Орсон Уэллс!)
Грандиозное фэнтези про битву за планету Тра, снятое на волне успеха «Звездных войн» и напугавшее детишек. Изначально у фильма был более длинный пролог, а все существа говорили на непонятном языке (с субтитрами). Но после тестовых показов от этой идеи пришлось отказаться.
Более компромиссное фэнтези Джима Хенсона, спродюсированное Джорджем Лукасом. Юная Дженнифер Коннелли в стране, похожей на лабиринт, спасает из лап короля гоблинов Джарета (Дэвида Боуи), своего маленького братика. Есть масса чудных созданий, а еще тут поют.
Сборник мрачных германских, кельтских и даже русских сказок от Джима Хенсона. Всего вышло девять серий, а собаку Сказочника (Джон Херт) озвучил сын шоураннера — Брайан Хенсон. Также есть эллинский спин-офф под названием «Рассказчик историй: Греческие мифы».
Экранизация сказки Роальда Даля, которая следует букве оригинала только до финала, за что писатель подверг фильм анафеме. Впрочем, несмотря на неканоничную концовку, это все равно волнующее кино про то, как ведьмы обратили детей в мышей (было изготовлено несколько макетов грызунов).
Самый первый и самый славный фильм про черепашек-ниндзя (потом еще вышло два сиквела). Вторая часть посвящена памяти Джима Хенсона, а от самих фильмов в памяти остаются хенсоновские куклы и шутки типа: «Что такое пицца-ниндзя? Это пицца, которая исчезает быстро и без следа».
Спродюсированный уже Брайаном Хенсоном доисторический ситком про семейку динозавров, который показывали в том числе и на отечественном телевидении. В аллегорической форме высмеивается глупость, а жестокосердная развязка и вовсе может шокировать.