К началу альтернативных 1990-х быть мутантом стало не так уж невыносимо. Магнето (Майкл Фассбендер) по правительственному гранту устроил на острове что‑то вроде хиппи-коммуны для мутантов-нонкомформистов. Конформисты же — всегда желанные гости в интернате профессора Икс (Джеймс МакЭвой). У того в кабинете стоит «вертушка», по которой он в случае нужды, несмотря на скептические замечания Рэйвен (Дженнифер Лоуренс), созванивается с президентом США.
Нужда наступает у людей: космический шаттл сразу после взлета попадает в аварию, и на выручку спешит отряд Людей Икс в красивой униформе на построенном Хэнком (Николас Холт) суперсамолете. Ситуация немного выходит из‑под контроля, и облако какой‑то космической энергии, вспыхнув, проникает в Джин Грей (Софи Тернер), которая после этого чувствует себя недурно, но ведет себя странно. А вскоре на Землю высаживается группа злобных, воинственно настроенных и почти неуязвимых инопланетян, принявших человеческую форму; их начальник (неизвестного нам гендера) берет обличье элегантной, но очень стервозной пепельной блондинки (Джессика Честейн).
В прологе «Феникса» маленькая Джин Грей из‑за не нравящейся ей радиостанции устраивает аварию собственным родителям. С пролога о Джин — где, правда, излагалась более мирная версия ее поступления в школу Чарлза Ксавье, уже начиналась 13 лет назад одна из серий «Людей» под названием «Последняя битва», где воскресшая Грей наделала всяких дел. В мире фильма эта история стерлась и перезагрузилась, в нашем мире ничего не пропадает (во франшизе, впрочем, простыл след много сделавшего для нее Брайана Сингера), но постоянный продюсер и сценарист «Людей» Саймон Кинберг, «Фениксом» еще и дебютировавший в режиссуре, решил снова поработать над тем же самым комиксом — но в другом ключе, конечно, и с другими (видимо, куда более близкими к тексту) сюжетными перипетиями.
По контрасту с предыдущим выпуском — размашистым и местами откровенно кэмповым, несмотря на трагические нотки, «Апокалипсисом», «Феникс» выглядит собраннее и мрачнее. Что объясняется не только художественными соображениями: это, как известно, финал франшизы в ее нынешнем виде. «Дисней» сожрал компанию «XX век Фокс», и хотя какие‑то новые мутанты (и Дэдпул, куда без него) будут как‑то интегрированы во вселенную «Марвела», это уже будет совсем новая глава. Нынешняя же — начавшаяся почти 20 лет назад, когда кинокомиксы никого особенно не волновали, сценой с маленьким Магнето в Освенциме, подошла к концу.
Наверное, некоторые по такому случаю ждут чего‑то вроде последних «Мстителей» и будут разочарованы. Кинберг выбрал совсем другую стратегию: это самые короткие «Люди Икс» за очень долгое время, тут минимум фан-сервиса, а гибель важного персонажа была почти прямым текстом анонсирована в трейлере. Несмотря на горстку космических захватчиков (которые смешно бегают и похожи на персонажей сайфая 1950-х) и мини-Таноса (Честейн на каком‑то телешоу сообщила, что играла в общем и целом Тильду Суинтон), «Темный Феникс» кажется фильмом приземленным, небольшим, почти интимным. И такое негромкое прощание, вообще говоря, не менее достойно, чем трехчасовой салют из всех орудий.
Конечно, далеко не все идеально. Кинберг (учитывая спектр обязанностей, это фактически его авторское кино) не слишком ловко балансирует между фантастическим боевиком и эмо-притчей с сильным публицистическим уклоном: в траектории Джин Грей, вырывающейся из‑под гнета всезнаек-мужчин, невозможно не увидеть феминистский подтекст, а в линии про ценность переживаний — реверанс в сторону модных квазипсихологических учений. Впрочем, больше всех за girl power, например, ратует инопланетное чудище, так что здесь не все так просто.
Так или иначе, решение построить фильм вокруг Софи Тернер, возможно, было не самым блестящим: ее фирменная слегка придурковатая невозмутимость (в отличие от многозначительной, угрожающей невозмутимости Честейн) выглядит несколько комически и не очень подходит обуреваемому сложными чувствами персонажу. А, например, МакЭвой, наоборот, страдает чересчур картинно (куда, кстати, делась Мойра Мактаггерт).
Но в целом драматическая половина фильма достаточно бодрая, чтобы пересидеть ее не без удовольствия, особенно когда появляется наконец Фассбендер и мягко, но уверенно перетягивает лоскутное одеяло на себя. А как только во второй части начинается полноценный экшен, о проблемах вообще забываешь — как кинберговских, так и собственных. Битва в поезде — когда целые вагоны скручиваются в металлолом под Ханса Циммера, сделана прямо отлично. Пара эпизодов на грани хоррора (про восхождение по лестнице, про собаку среди деревьев) — очень хорошо. Есть персонаж с дредами, который дерется дредами! Для самой-самой последней сцены могли, наверное, выбрать чуть менее пошлые декорации. А с другой стороны, Люди Икс в первую очередь просто люди, и только потом уже — Икс; не об этом ли лучший супергеройский киносериал твердил нам последние 20 лет.
Станислава Зельвенского