Хорроры

«Гори, гори ясно»: хоррор про злого мальчика-Супермена

24 мая 2019 в 15:01
Фотография: WDSSPR
В прокат вышел продюсерский проект режиссера «Стражей Галактики» Джеймса Ганна про супермогучего пришельца, который оказался Антихристом. Рассказываем, почему это веселый фильм, особенно под песню Билли Айлиш.

Когда поздно вечером семейная чета Браер (Элизабет Бэнкс и Дэвид Денман) решила заняться сексом, чтобы еще раз попробовать завести ребенка, рядом с их фермой упала космическая капсула, из которой они извлекли младенца. Через 12 лет он превратился в умненького аутсайдера Брэндона (Джексон А.Данн), который не знает, как найти общий язык со сверстниками, потому что он другой. И вот пока Брэндон старательно выводит в тетрадке свои инициалы на английском (ВВ), так что они образуют знак бесконечности (∞), напоминающий перечеркнутый знак Супермена (S), родители (по крайней мере, мать) на автомате продолжают считать его даром божьим. Но травля в школе, неудачная влюбленность в одноклассницу и пубертат вскоре превратят подростка с гормональной бурей внутри из дара в бич божий.

Русский трейлер «Гори, гори ясно»

Скажем прямо, это не первый фильм, в котором Человек из стали ведет себя неадекватно. Но, пожалуй, первый, где Супермен стал героем хоррора и даже более того — Антихристом. У «Гори, гори ясно» довольно простенькая идея — на языке хай-концепта она звучит так: «Супермен» превращается в «Омена» (символично, кстати, что оба этих фильма в свое время поставил Ричард Доннер). Однако за нехитрой конструкцией прячется вечный и больной вопрос: почему Человек из стали должен защищать людей, вместо того чтобы сжечь их напалмом?

Чтобы ответить на него, Зак Снайдер в одноименном фильме проводил Кларка Кента по всем кругам экзистенциального ада: Супермен отращивал бороду, записывался на рыболовецкое судно, долго не мог найти себя, пока не решал, что его истинное призвание — защищать чужих ему землян, хотя на самом деле инопланетянин должен лететь домой. Но именно отсутствие дома (и, разумеется, обретенная семья) делала его своим среди чужих. На семейных отношениях сконцентрирован и «Гори, гори ясно», но в несколько ином ключе. Приютившая пришельца чета Браер не до конца понимает, кто перед ними (поэтому разумно прячет от ребенка космическую капсулу), сам ребенок тоже страдает от проблем с самоидентификацией — и моменты, когда непонятно, что прячется за его ангельским личиком, пожалуй, лучшие в фильме.

«Гори, гори ясно» виртуозно играет на суперменском материале (и наших нервах), чтобы показать, что на самом деле от Мессии до Антихриста всего один шаг — важна среда, люди и, разумеется, отношение. При этом истинная родословная Брэндона (его гены) изящно выведена за скобки, что, несомненно, добавляет интриги (мы так до конца и не узнаем, кто был его настоящим отцом: благородный Джор-Эл или злобный генерал Зод). Но так ли это важно? Мы знаем другое: что родители мальчика возложили на него слишком большие надежды. Они думали, что он станет спасителем, а он оказался серийным убийцей. И кто же упрекнет парня в том, что ему нравится пламя, если он делает свое дело с таким огоньком?

К слову, в оригинале фильм называется «Брайтберн» («Яркий ожог») — в честь маленького города, где происходит действие, так же, как и в сериале «Тайны Смолвилля», где тоже была сюжетная арка про то, как юный Кларк Кент сходил с ума, — правда, от красного криптонита. Но там все обошлось, ведь предмет (пусть и самый дьявольский) не такой страшный триггер, как люди, — особенно близкие. Занятно, кстати, что если в «Стражах Галактики» выступивший продюсером «Гори, гори ясно» Джеймс Ганн как раз отстаивал семейные ценности и утверждал, что «друзья — это тоже семья», то в хорроре Дэвида Яровески семья, наоборот, предстает, как и в блистательной «Реинкарнации», «бесперебойным источником экзистенциального ужаса». Слепая вера матери в невиновность своего ребенка постепенно перерастает в безотчетный страх перед ним — и, глядя на растерянное лицо Элизабет Бэнкс («Зак и Мири снимают порно»), даже можно заподозрить, что фильм выступает за чайлдфри.

В общем, как бы то ни было, это не только дико страшно, но и страшно весело. Несмотря на наличие маленького демона, «Гори, гори ясно» все-таки не совсем «Омен». Это мета-метахоррор, в котором есть место и постиронии, и отличному аттракциону, — особенно когда все кругом горит огнем. Это остроумное переосмысление классики: как супергеройской, так и хоррорной. Но самое смешное тут даже не то, как родители приходят в ужас от своего ребенка (слишком знакомая ситуация), а то, что злого Супермена зовут так же, как Брандона Старка из «Игры престолов». Заметим, что от Старка тоже ждали многого: например, что он окажется Королем Ночи, — а он в итоге оказался просто (спойлер «Игры престолов»)королем.. При этом, несмотря на то, что Бран, на секундочку, Всевидящее око, вряд ли он превратится в Саурона, а из Вестероса сделает Мордор. Другое дело — дьяволенок в красном плаще. Он — настоящее исчадие ада, не зря же в титрах звучит песня Билли Айлиш «Bad Guy». Эх, если бы Брэндон стал королем Вестероса — тогда бы точно повеселились!

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева
Расскажите друзьям