Подросток Билли (Эшер Энджел) в раннем детстве потерялся на улице и с тех пор скитается по приемным семьям, не оставляя надежду найти свою настоящую маму. После очередного побега его направляют к супругам, у которых уже целый детский дом: пятеро приемных детей всех размеров и рас. Больше всего Билли общается со своим ровесником (Джек Дилан Грейзер), который ходит с костылем и все знает про супергероев. Эти знания пригодятся, когда древний маг по имени Шазам (Джимон Хунсу) вдруг решит передать Билли свою волшебную силу, и тот сможет превращаться в летающего мужчину в трико (Закари Леви), единственную надежду человечества в борьбе с закомплексованным злодеем доктором Сиваной (Марк Стронг) и семью демонами, представляющими смертные грехи.
«Шазам!» явно хотят продать как что‑то вроде «Дэдпула», но это, конечно, совсем другая история, хотя тоже скорее комедия, чем супергеройский кинокомикс, и тоже рассчитанная главным образом на подростков. Но если «Дэдпул» обращается к школьникам, на которых педагоги уже поставили крест, то «Шазам!» — к более послушным детишкам, которых можно развлечь не только оголтелым цинизмом, но и старыми добрыми гуманистическими ценностями.
Во вселенной DC Comics Шазам, как наверняка помнят наши читатели 1920–1930-х годов рождения, и вряд ли знают остальные, появился как альтернатива Супермену: первые десятилетия его звали Капитан Марвел, но потом имя пришлось изменить во избежание путаницы (весьма прозорливо, как выяснилось этой весной). Боссы DC продолжают двигать свое кинонаправление от эпической угрюмости к беззаботному семейному развлечению, и, видимо, лучше всего с этой задачей сегодня справляются хоррор-постановщики: если «Аквамена» снял автор «Пилы» и «Астрала», то режиссер этого фильма, швед Дэвид Ф.Сандберг, не так давно дебютировал в полном метре хитом «И гаснет свет…».
Главный аттракцион и источник шуток тут — классический ход из «Большого» или «Из 13 в 30»: подросток превращается во взрослого мужика и обратно (по желанию — надо просто сказать «Шазам!»), сохраняя во взрослом теле сознание 14-летнего. Поскольку кино семейное, а на дворе 2019-й, его тинейджерское любопытство не идет дальше стрип-клуба, показанного нам снаружи, и разового похода с товарищем за пивом, которое им кажется невкусным. Зато очень много гэгов про то, как он физически учится быть супергероем, никак не может подобрать себе подходящее имя и так далее.
В обильной самоиронии — герой полфильма занят тем, что позирует для селфи — нет совершенно ничего революционного, но это неизменно мило, добродушно и часто довольно смешно. «Шазам!» избегает нарочитого ретро, но, безусловно, проникнут духом невинного прошлого — от внешнего облика как сил добра, так и сил зла до подбора эпизодических персонажей: славные недотепы-полицейские, нестрашные школьные хулиганы, душевные приемные родители, экспрессивный Санта и так далее.
Самая проработанная роль тут, наверное, у юного Грейзера (ипохондрик из «Оно»), но и Закари Леви, безусловно, удачная находка. Надо изучить другие его роли, а это в основном сериалы, чтобы понять, вживание ли это в образ взрослого ребенка, или у него всегда такой незамутненный, скажем, взгляд, но так или иначе он уверенно идет по стопам Тома Хэнкса в упомянутом «Большом». Что касается Марка Стронга без глаза и в кожаном пальто, то он традиционно убедителен, но особенно не напрягается, кажется, хотя вообще-то ему повезло: не каждому суперзлодею дают столько экранного времени и даже посвящают пролог.
Фильм тяжеловат в начале — флешбэк, действие, флешбэк в другую историю — и слишком долго не хочет заканчиваться, но ни разу не ныряет в затяжное занудство, без чего редко обходятся кинопроекты DC. Он не относится к себе серьезно, не требует этого от нас, чуть чаще, чем позволяют приличия, шутит про Бэтмена и Супермена, учит родителей не приставать к мальчикам с устаревшими концепциями мужественности (по мнению авторов, это верный путь к психопатии), а самого юного зрителя в игровой форме знакомит с демонами алчности, гнева и похоти — и смех, и смертный грех.
Станислава Зельвенского