Станислав Зельвенский — о том, что «Капитану Марвел» не стать той же воодушевляющей вспышкой, которой стала «Чудо-женщина» для феминизма или «Черная Пантера» для равноправия.

В далекой-далекой галактике раса благородных воинов крии, которой управляет бесплотный Высший Разум, сражается за место под каким‑то тамошним солнцем со скруллами, умеющими принимать любую форму, поскольку их собственная форма — зеленая и ушастая. Крии по имени Верс (Бри Ларсон), у которой в кулаках скрыта неясная могучая энергия синего цвета, служит в спецназе под руководством нежного, но требовательного Йон-Рогга (Джуд Лоу) и страдает амнезией, однако смутно припоминает мудрую немолодую женщину в униформе (Аннетт Бенинг).

Космические интриги — скруллы охотятся за неким супердвигателем, координаты которого могут находиться как раз в памяти Верс — приводят героиню на планету C53, она же Земля, где в местном летоисчислении наступила середина 1990-х годов. У трапа (фигурально выражаясь) ее встречают мелкие сошки из никчемной организации «Щ.И.Т.» агент Ник Фьюри (Сэмюэль Л.Джексон) и агент Фил Коулсон (Кларк Грегг).

Русский трейлер «Капитана Марвел»

Одновременно ответ DC по гендерной линии, превью грядущего суперфинала «Мстителей» и origin story в фундаменте будущей франшизы, «Капитан Марвел» выходит с колоссальным грузом ожиданий — как восторженных, так и негативных — и не оправдывает, в общем, ни те ни другие. В этой картине, поставленной под присмотром Кевина Файги очередным странным дуэтом (инди-режиссеры Райан Флек и Анна Боден), есть свои удачи и свои недостатки, но нет совершенно ничего восхитительного или возмутительного и почти ничего запоминающегося; это Marvel в его конвейерном, компетентном, но не вдохновенном режиме.

Центральная и неразрешимая проблема «Капитана» состоит в том, что Кэрол Денверс (земное имя главной героини) — скучная, если называть вещи своими именами. Marvel десять лет приучала нас — пусть и с переменным успехом — к эксцентричным, сложным, несовершенным, смешным супергероям, потому что в 2019 году летающий пионер никому не нужен (как бы это ни печалило другого капитана, из «Мстителей», и Супермена в конкурирующей франшизе). А для первой в этом сериале женщины с собственным фильмом зачем‑то решили сделать исключение.

К Бри Ларсон вопросов нет: у нее подходящая квадратная челюсть, и она играет не без азарта, — но ее персонажа можно описывать только с помощью феминистских лозунгов (чем пиарщики Marvel и сама актриса активно и занимаются), потому что в Денверс нет ничего особенно примечательного, кроме самого факта ее существования. Ну она немножко летает и дерется — есть в комиксах кто‑то, кто не летает и не дерется? Кэрол должна стать ролевой моделью для маленьких девочек (на что фильм нам долго и нудно указывает с помощью, собственно, маленькой девочки), но современных детей, кажется, так просто не развести.

В «Черной Пантере», положим, главный герой тоже пресный, но там это компенсировалось декорациями, злодеями, пафосом, постановочной энергией — всем тем, что здесь на три с плюсом. Единственная безусловная радость — Сэмюэль Л.Джексон, у которого неожиданно большая роль, и которому мастера визуальных эффектов всю дорогу скидывают четверть века: это выглядит странно, но по-хорошему странно (и немного страшно, если начать думать о будущем кино). Джуд Лоу без особого энтузиазма символизирует токсичную мужественность. Прекрасный артист Бен Менделсон почти все время прячется за стеной грима и лицемерием политической повестки. Артистка Лашана Линч в роли верной подружки — жертва самых приторных страниц сценария.

В «Капитане» недостаточно хорошо сделано главное: начало и конец. Первые полчаса фильма о войне на далеких планетах можно с чистой совестью проспать, и потом посмотреть почти что в любом фантастическом блокбастере. Финалов — как у Marvel часто случается — тут штук десять (это не считая сцен на титрах), и все они так себе: фильм топчется в дверях, не зная, как попрощаться.

В середине получше: там продюсер Файги вспоминает, как всем нравятся «Стражи Галактики», и просит сделать похоже. Вместо ироничной ностальгии по 80-м — экскурсия в 90-е: клетчатые фланелевые рубашки, интернет по дайл-апу, Джеймс Кэмерон, пейджеры, саундтрек с немудреным, но родным набором хитов MTV: от «Нирваны» и Garbage до R.E.M. и No Doubt. Вместо енота или пенька — котик; довольно симпатичный, но уже до омерзения затисканный в рекламных материалах. Прямиком из «Стражей» заходит персонаж в шапке как у солиста группы Laibach.

Иначе говоря, лучше всего у Marvel опять получились внутренние шутки и фан-сервис (под это определение роль Джексона, в принципе, подпадает практически целиком). Благие начинания благими начинаниями, а серьезный мем-потенциал в итоге есть разве что у кота (или кошки?).

5 / 10
Оценка
Станислава Зельвенского
Подробнее на afisha.ru