— Как вы вообще оказались в этой истории? То, что Marvel ищет режиссеров на «Сандэнсе», давно стало нормой, но почему выбор пал именно на вас?
Анна: А это вообще смешная история. Давным-давно в далекой галактике, в каком‑то издании, которое еще выходило на бумаге, появилась странная статья о том, что мы снимем что‑то для Marvel. «Стражей Галактики», если быть точной. Помню, там говорилось, что мы еще и сценарий напишем. Разумеется, для нас это стало новостью — как и для Marvel.
Райан: Тогда наш агент позвонил в Marvel и спросил: «Что происходит?»
Анна: Хотя на самом деле он, конечно, имел в виду: «Как вам мои ребята?»
Райан: Выяснилось, что репортер просто неправильно понял информацию. Но мы попали в список ожидания, так сказать.
— Но они рассматривали других кандидатов?
Райан: О да, там были питчинги.
Анна: Много.
— Существует какая‑то книга правил, в которой прописано, что можно, а что нельзя делать в фильмах Marvel? Ведь малейшая деталь одного комикса может повлиять на восприятие сюжета другого — а вы строите вселенную на годы вперед.
Райан: Господи, такая книга была бы отличной идеей, почему у нас до сих пор нет по экземпляру?
Анна: Потому что эта книга находится в голове у Кевина Файги. Он ходячая энциклопедия, я просто уверена, что разбуди его посреди ночи, и он точно скажет, что произойдет с «Мстителями» через десять лет. Очень часто мы приходили к нему со своими идеями, и он, посчитав в уме, к чему они приведут, отвечал: «Классно, но пусть лучше героиня поступит вот так». И мы такие: «Окей, как скажешь». Так что наша книга правил называется Кевином. При этом он оставил нам огромное количество свободы в работе именно с Капитаном Марвел — нашей главной героиней. В этом он поддерживал нас на все сто.
— Как устроен ваш тандем: вы все делаете вместе или делите обязанности?
Райан: С первого дня мы все делаем вместе — и пишем, и стоим за камерой, и работаем с актерами. Но Анна — как, кстати, и многие женщины в профессии — была монтажером на наших предыдущих фильмах, так что и в этот раз ее можно назвать главным редактором наших фантазий.
Анна: Мы замечали, что когда кто‑то на площадке задавал каждому из нас один и тот же вопрос, то и ответы были абсолютно одинаковыми! Потому что мы всегда начинаем с того, что договариваемся, как нам понимать наших героев, — и только после этого пишем историю. В этот раз у нас были и новые соавторы, но мы все равно всегда оставались, что называется, на одной странице.
— Вы как‑то сформулировали для себя цель этого фильма?
Анна: Нет, но если импровизировать, то наша цель — сделать так, чтобы вы полюбили героиню с экрана точно так же, как мы полюбили ее, когда читали киномиксы. Капитан Марвел — редкий персонаж. Женщина-супергерой, которая одновременно и обладает безграничными сверхспособностями, и остается простым человеком — забавным, полным недостатков, живым. В этом фильме в центре внимания не спасение вселенной — хотя и без этого не обойдется, — а путь самопознания, который пройдет героиня. Вместе с тайнами космоса она будет открывать для себя, например, тайны дружбы. Мы снимаем кино для людей, а не для суперменов, так что в конечном счете именно осознание своей человечности сделает героиню по-настоящему сильной — думаю, это не спойлер. А еще мы надеемся, что вам будет очень смешно!
— Что общего у этого блокбастера с вашими предыдущими картинами — независимым сандэнсовским кино?
Райан: Не думаю, что в нашем творчестве есть какой‑то паттерн — стилистический или драматургический. На самом деле, как раз этим мы и гордимся — тем, что каждый раз начинаем, словно с нуля. Поэтому забудьте обо всем, что видели прежде — если видели, конечно (смеется).
— Но какие‑то источники вдохновения у вас должны были быть — нельзя полететь в Лос-Анджелес 90-х и удержаться от пары киноцитат!
Анна: Безусловно! Во-первых, мы сделали шоурил — трейлер, нарезанный из чужих фильмов, чтобы представить наше видение картины. И там, конечно, было все, что вы любите, — «Робокоп», «Терминатор-2» и так далее. Но мы спрятали в фильме и оммаж «Французскому связному» — дайте знать, если найдете.
— Что вас больше всего удивило в подходе Marvel Studios к производству?
Райан: То, что сегодня 63-й день съемок, а мы все еще здесь (смеется). На наших предыдущих фильмах деньги обычно заканчивались на 35-м дне. Поразительно, как много картин выпускает эта студия и как мало она на самом деле спешит. И при этом сколько бы звезд, спецэффектов и массовых сцен здесь ни было, это в конечном счете все равно кино не про графику, а про истории. Поэтому мы чувствуем здесь себя такими же рассказчиками, как и на площадках фильмов, которые стоили в сто раз дешевле. От нас требуются ровно те же навыки, что и раньше, — и осознание этого помогло нам справиться со стрессом.
— И что, бюджет вас совсем не пугает?
Анна: Не поверите, но сколько бы денег ни дали режиссеру, ему всегда мало (смеется).
Райан: То же самое со временем! Где бы его взять?
Анна: На самом деле, самое крутое в бюджетах Marvel — то, что они позволяют выстраивать долгосрочные отношения с лучшими специалистами в своих областях. Каскадеры, художники по спецэффектам, гримеры, декораторы — если вы зайдете в столовую во время обеда, то увидите, что здесь трудится целая армия. Для нас с Райаном кино — это характеры и история, и благодаря поддержке этих людей мы можем сосредоточиться на том, что важно для нас. В инди-кино такого шанса у режиссеров, как правило, нет.
— Все режиссеры отвечают на следующий вопрос примерно одинаково, но все равно: какие пропорции контроля и свободы в работе с Marvel?
— Поначалу мы думали, что будем бороться с препятствиями и столкнемся с этим, знаете, холодом коридоров больших студий. А в итоге мы встретили таких же азартных гиков, как мы сами. Обычно большие боссы немногословны, но в Marvel работают те еще болтуны. Ну и к тому же мы же не пришли к студии со словами: «Сейчас мы снимем комикс Marvel про школьного учителя, который сидит на крэке». Такой фильм мы уже сняли сами. Нет, в этот раз мы пришли с желанием сделать именно что «кино от Marvel» — так, как мы понимаем это явление.
Анна: Надеюсь, нас наняли, потому что верили, что мы ценим в героине и в ее истории то же, что ценят все остальные люди в Marvel. Кевин Файги — рассказчик. Никто не заботится о нарративе киновселенной больше, чем он. И это важно для режиссеров, потому что он редкий продюсер, открытый для разговора, для больших и обстоятельных бесед. После каждой встречи с ним мы убеждались, что мыслим в одном направлении.
— Звучит так, как будто давление было минимальным.
Анна: Оно было снаружи: нам очень хотелось соответствовать ожиданиям фанатов, которые заботились о героине еще до того, как вообще появились мы.
Райан: Плюс было внутреннее давление в нас самих: страшно не хотелось ни за кем повторяться! Мы мечтали сделать что‑то совсем новое внутри уже устоявшегося канона.
— Расскажите о Бри Ларсон.
Анна: Ее ключевая черта — преданность тому, что она делает. Она одержима каждой своей ролью, как качок железом, так что порой ей лучше не попадаться на глаза (смеется). При этом она привносит в каждый образ себя — свою хрупкость и силу, свое переменчивое настроение. Она невероятно смешная. И еще: обратите внимание, что в нашем фильме далеко не одна суперженщина. Героиня Лашаны (чернокожей актрисы Лашаны Линч. — Прим. ред.) — мать-одиночка, которая работает испытателем реактивных самолетов. Ее участие в фильме привнесло в него столько человеческого тепла. А еще у нас есть Бен Менделсон, с которым мы работали раньше, и, конечно же…
— Сэм Джексон.
Анна: Да! Просто увидеть Джексона — все равно что врезаться в легенду. Мы ведь любили его, еще будучи детьми, он всегда был у нас на глазах. И тут вдруг выясняется, что если попросить его о чем‑то, то он как минимум выслушает вас (смеется).
Райан: То же самое — с Аннетт Беннинг и Джудом Лоу. Поверить в то, что они с нами, гораздо сложнее, чем во все спецэффекты вместе взятые.
— Мы сегодня целый день смотрели, как Бри Ларсон прячет тессерактТессеракт — важный артефакт для киновселенной Marvel, кубообразный сосуд Камня бесконечности. в контейнер для завтраков. Что происходит?
Анна: Ну у нас действительно есть эпизод, где герои пробираются на космический корабль, чтобы забрать тессеракт…
Райан: Стой, ты вообще уверена, что мы можем это говорить? Ребята, вы кто такие?
Анна: Да почему нет. В общем, в нашем фильме все не то, чем кажется. А поскольку героиня не помнит своего прошлого, то удивляться происходящему она будет вместе со зрителем.
— Хорошее начало! А Мар-Велл (настоящее имя Капитана Марвела. — Прим. ред.) в этом фильме — это он или она? Мужчина или женщина?
Анна: Может быть, женщина.
Райан: А может быть, и мужчина.