Интервью

Капитан Марвел — мужчина или женщина? Как снять кино для Marvel? Отвечают режиссеры

9 марта 2019 в 09:43
Фотография: V Anderson/Getty Images
В прокат врывается «Капитан Марвел» из киновселенной «Мстителей» с Бри Ларсон, Джудом Лоу и Сэмюэлем Л.Джексоном (Ник Фьюри еще без повязки!) в главных ролях. Егор Москвитин поговорил с режиссерским дуэтом Анны Боден и Райана Флека еще на съемках этого фильма.

— Как вы вообще оказались в этой истории? То, что Marvel ищет режиссеров на «Сандэнсе», давно стало нормой, но почему выбор пал именно на вас?

Анна: А это вообще смешная история. Давным-давно в далекой галактике, в каком‑то издании, которое еще выходило на бумаге, появилась странная статья о том, что мы снимем что‑то для Marvel. «Стражей Галактики», если быть точной. Помню, там говорилось, что мы еще и сценарий напишем. Разумеется, для нас это стало новостью — как и для Marvel.

Райан: Тогда наш агент позвонил в Marvel и спросил: «Что происходит?»

Анна: Хотя на самом деле он, конечно, имел в виду: «Как вам мои ребята?»

Райан: Выяснилось, что репортер просто неправильно понял информацию. Но мы попали в список ожидания, так сказать.

— Но они рассматривали других кандидатов?

Райан: О да, там были питчинги.

Анна: Много.

— Существует какая‑то книга правил, в которой прописано, что можно, а что нельзя делать в фильмах Marvel? Ведь малейшая деталь одного комикса может повлиять на восприятие сюжета другого — а вы строите вселенную на годы вперед.

Райан: Господи, такая книга была бы отличной идеей, почему у нас до сих пор нет по экземпляру?

Анна: Потому что эта книга находится в голове у Кевина Файги. Он ходячая энциклопедия, я просто уверена, что разбуди его посреди ночи, и он точно скажет, что произойдет с «Мстителями» через десять лет. Очень часто мы приходили к нему со своими идеями, и он, посчитав в уме, к чему они приведут, отвечал: «Классно, но пусть лучше героиня поступит вот так». И мы такие: «Окей, как скажешь». Так что наша книга правил называется Кевином. При этом он оставил нам огромное количество свободы в работе именно с Капитаном Марвел — нашей главной героиней. В этом он поддерживал нас на все сто.

— Как устроен ваш тандем: вы все делаете вместе или делите обязанности?

Райан: С первого дня мы все делаем вместе — и пишем, и стоим за камерой, и работаем с актерами. Но Анна — как, кстати, и многие женщины в профессии — была монтажером на наших предыдущих фильмах, так что и в этот раз ее можно назвать главным редактором наших фантазий.

Анна: Мы замечали, что когда кто‑то на площадке задавал каждому из нас один и тот же вопрос, то и ответы были абсолютно одинаковыми! Потому что мы всегда начинаем с того, что договариваемся, как нам понимать наших героев, — и только после этого пишем историю. В этот раз у нас были и новые соавторы, но мы все равно всегда оставались, что называется, на одной странице.

— Вы как‑то сформулировали для себя цель этого фильма?

Анна: Нет, но если импровизировать, то наша цель — сделать так, чтобы вы полюбили героиню с экрана точно так же, как мы полюбили ее, когда читали киномиксы. Капитан Марвел — редкий персонаж. Женщина-супергерой, которая одновременно и обладает безграничными сверхспособностями, и остается простым человеком — забавным, полным недостатков, живым. В этом фильме в центре внимания не спасение вселенной — хотя и без этого не обойдется, — а путь самопознания, который пройдет героиня. Вместе с тайнами космоса она будет открывать для себя, например, тайны дружбы. Мы снимаем кино для людей, а не для суперменов, так что в конечном счете именно осознание своей человечности сделает героиню по-настоящему сильной — думаю, это не спойлер. А еще мы надеемся, что вам будет очень смешно!

— Что общего у этого блокбастера с вашими предыдущими картинами — независимым сандэнсовским кино?

Райан: Не думаю, что в нашем творчестве есть какой‑то паттерн — стилистический или драматургический. На самом деле, как раз этим мы и гордимся — тем, что каждый раз начинаем, словно с нуля. Поэтому забудьте обо всем, что видели прежде — если видели, конечно (смеется).

— Но какие‑то источники вдохновения у вас должны были быть — нельзя полететь в Лос-Анджелес 90-х и удержаться от пары киноцитат!

Анна: Безусловно! Во-первых, мы сделали шоурил — трейлер, нарезанный из чужих фильмов, чтобы представить наше видение картины. И там, конечно, было все, что вы любите, — «Робокоп», «Терминатор-2» и так далее. Но мы спрятали в фильме и оммаж «Французскому связному» — дайте знать, если найдете.

— Что вас больше всего удивило в подходе Marvel Studios к производству?

Райан: То, что сегодня 63-й день съемок, а мы все еще здесь (смеется). На наших предыдущих фильмах деньги обычно заканчивались на 35-м дне. Поразительно, как много картин выпускает эта студия и как мало она на самом деле спешит. И при этом сколько бы звезд, спецэффектов и массовых сцен здесь ни было, это в конечном счете все равно кино не про графику, а про истории. Поэтому мы чувствуем здесь себя такими же рассказчиками, как и на площадках фильмов, которые стоили в сто раз дешевле. От нас требуются ровно те же навыки, что и раньше, — и осознание этого помогло нам справиться со стрессом.

— И что, бюджет вас совсем не пугает?

Анна: Не поверите, но сколько бы денег ни дали режиссеру, ему всегда мало (смеется).

Райан: То же самое со временем! Где бы его взять?

Анна: На самом деле, самое крутое в бюджетах Marvel — то, что они позволяют выстраивать долгосрочные отношения с лучшими специалистами в своих областях. Каскадеры, художники по спецэффектам, гримеры, декораторы — если вы зайдете в столовую во время обеда, то увидите, что здесь трудится целая армия. Для нас с Райаном кино — это характеры и история, и благодаря поддержке этих людей мы можем сосредоточиться на том, что важно для нас. В инди-кино такого шанса у режиссеров, как правило, нет.

— Все режиссеры отвечают на следующий вопрос примерно одинаково, но все равно: какие пропорции контроля и свободы в работе с Marvel?

— Поначалу мы думали, что будем бороться с препятствиями и столкнемся с этим, знаете, холодом коридоров больших студий. А в итоге мы встретили таких же азартных гиков, как мы сами. Обычно большие боссы немногословны, но в Marvel работают те еще болтуны. Ну и к тому же мы же не пришли к студии со словами: «Сейчас мы снимем комикс Marvel про школьного учителя, который сидит на крэке». Такой фильм мы уже сняли сами. Нет, в этот раз мы пришли с желанием сделать именно что «кино от Marvel» — так, как мы понимаем это явление.

Анна: Надеюсь, нас наняли, потому что верили, что мы ценим в героине и в ее истории то же, что ценят все остальные люди в Marvel. Кевин Файги — рассказчик. Никто не заботится о нарративе киновселенной больше, чем он. И это важно для режиссеров, потому что он редкий продюсер, открытый для разговора, для больших и обстоятельных бесед. После каждой встречи с ним мы убеждались, что мыслим в одном направлении.

— Звучит так, как будто давление было минимальным.

Анна: Оно было снаружи: нам очень хотелось соответствовать ожиданиям фанатов, которые заботились о героине еще до того, как вообще появились мы.

Райан: Плюс было внутреннее давление в нас самих: страшно не хотелось ни за кем повторяться! Мы мечтали сделать что‑то совсем новое внутри уже устоявшегося канона.

Сколько бы денег ни дали режиссеру, ему всегда мало
Анна Боден
режиссер «Капитана Марвел»

— Расскажите о Бри Ларсон.

Анна: Ее ключевая черта — преданность тому, что она делает. Она одержима каждой своей ролью, как качок железом, так что порой ей лучше не попадаться на глаза (смеется). При этом она привносит в каждый образ себя — свою хрупкость и силу, свое переменчивое настроение. Она невероятно смешная. И еще: обратите внимание, что в нашем фильме далеко не одна суперженщина. Героиня Лашаны (чернокожей актрисы Лашаны Линч. — Прим. ред.) — мать-одиночка, которая работает испытателем реактивных самолетов. Ее участие в фильме привнесло в него столько человеческого тепла. А еще у нас есть Бен Менделсон, с которым мы работали раньше, и, конечно же…

Анна: Да! Просто увидеть Джексона — все равно что врезаться в легенду. Мы ведь любили его, еще будучи детьми, он всегда был у нас на глазах. И тут вдруг выясняется, что если попросить его о чем‑то, то он как минимум выслушает вас (смеется).

Райан: То же самое — с Аннетт Беннинг и Джудом Лоу. Поверить в то, что они с нами, гораздо сложнее, чем во все спецэффекты вместе взятые.

— Мы сегодня целый день смотрели, как Бри Ларсон прячет тессерактТессеракт — важный артефакт для киновселенной Marvel, кубообразный сосуд Камня бесконечности. в контейнер для завтраков. Что происходит?

Анна: Ну у нас действительно есть эпизод, где герои пробираются на космический корабль, чтобы забрать тессеракт…

Райан: Стой, ты вообще уверена, что мы можем это говорить? Ребята, вы кто такие?

Анна: Да почему нет. В общем, в нашем фильме все не то, чем кажется. А поскольку героиня не помнит своего прошлого, то удивляться происходящему она будет вместе со зрителем.

— Хорошее начало! А Мар-Велл (настоящее имя Капитана Марвела. — Прим. ред.) в этом фильме — это он или она? Мужчина или женщина?

Анна: Может быть, женщина.

Райан: А может быть, и мужчина.

Расскажите друзьям