Каждый месяц Станислав Зельвенский отслеживает интересные фильмы, которые не выйдут в российский прокат, но доступны для домашнего просмотра. В конце 2018 года вышли: «Маугли» Энди Серкиса, «Птичий короб» c Сандрой Баллок, «Музей» c Гаэлем Гарсией Берналем, «Голая Джульетта» с Итаном Хоуком и новый документальный фильм Майкла Мура.

«Маугли» («Mowgli: Legend of the Jungle»)

Через два года после диснеевской «Книги джунглей» выходит версия Киплинга работы Warner Bros. — многострадальный проект, отнявший кучу времени и денег, а в итоге пораженчески отданный «Нетфликсу». У «Диснея» были Скарлетт Йоханссон, Идрис Элба и Билл Мюррей, тут — Кейт Бланшетт, Бенедикт Камбербатч и Энди Серкис, который помимо озвучания Балу (медведь здесь предстает в образе старого сержанта из учебки) в результате всех перипетий стал еще и режиссером фильма. Этот «Маугли» чуть помрачнее обычного — мы с интересом заглядываем в глаза умирающей антилопе и все такое, — что, видимо, картину и погубило: маленьким детям такое смотреть рановато, а взрослым — поздновато. Но формально все на месте — и старомодные жизненные уроки, и новейшие визуальные эффекты. Хотя изумительно правдоподобно нарисованные животные, которые, старательно артикулируя, говорят по-английски — это все-таки странно.

Смотреть Netflix

«Птичий короб» («Bird Box»)

И снова, после некоторого перерыва, наша постоянная рубрика «Нетфликс» и дурная фантастика». На этот раз — экранизация свежего бестселлера в постановке востребованной датчанки Сюзанны Бир (предыдущая ее работа — сериал «Ночной администратор»). Концепция следующая: Землю завоевали некие существа, при виде которых у людей появляется нестерпимое желание покончить с собой. «При виде» — не совсем точно, поскольку они невидимые, то есть жертва тупо смотрит в пространство, а потом, допустим, перерезает себе горло. И выжить на улице можно только с повязкой на глазах. Короче говоря, это как «Тихое место», только про зрение. И тут тоже героиня глубоко беременна! Ее играет Сандра Баллок. В настоящем она уже плывет вслепую по реке с двумя детьми в надежде, как водится, попасть в некое безопасное место, а во флешбэках — которые занимают большую часть фильма — нам объясняют, как все произошло. В группе выживших стоит отметить модного Треванте Родса (у него любовь с Баллок, которая старше его почти ровно в два раза) и Джона Малковича в привычном образе клинического мизантропа (нежного в самой глубине души). Помимо полного набора постапокалиптических штампов этот красивый, но глуповатый, бесформенный и очень неудачно завершающийся фильм содержит идею — тоже далеко не новую — о деторождении как мистическом акте, на который, как на новогоднюю елку, можно навесить любые метафоры. В общем, и зажмуриться обидно, и смотреть больно.

Смотреть Netflix

«Музей» («Museo»)

А вот очень хороший фильм — работа очередного мексиканского гения по имени Алонсо Руиспаласиос. Картина из берлинского конкурса, где она получила приз за лучший сценарий. Это как бы по мотивам реальных событий (впрочем, фильм прямо спрашивает: зачем портить хорошую историю правдой?) — дерзкого ограбления антропологического музея в Мехико, которое произошло в середине 1980-х. Вечно юный Гаэль Гарсия Берналь играет озлобленного молодого бездельника из хорошей семьи, который убеждает друга (от лица которого идет повествование) украсть вместе с ним бесценные артефакты майя — хотя они имеют весьма расплывчатое представление о том, что потом с ними делать. Зачем он все это затеял? Как нам сообщают первым делом, на этот вопрос у фильма нет и не может быть достоверного ответа — но кое-что мы можем понять, или представить, или почувствовать из этого приглушенного, трагикомического, поэтического, порой почти сюрреалистического рассказа о желаниях, мечтах, семье, истории. Хорошая пара к фильму «Американские животные».

Смотреть YouTube

«Голая Джульетта» («Juliet, Naked»)

Симпатичная экранизация симпатичного романа Ника Хорнби. Англичанка (Роуз Бирн), заведующая краеведческим музеем в прибрежном городке, без особого удовольствия сожительствует с претенциозным простофилей (Крис ОʼДауд), который днем читает лекции о сериале «Прослушка», а по ночам руководит фан-сайтом американского рокера, который в 1993 году вдруг полностью пропал с радаров. Рокер (Итан Хоук) на самом деле живет в гараже одной из своих многочисленных бывших, воспитывает одного из своих многочисленных детей и сожалеет об ошибках прошлого — и после того как англичанка пишет что-то злобное, но точное про него на сайте бойфренда, заводит с ней эпистолярный роман. Во всех отношениях положительный ромком в стилистике зрелого Джадда Апатоу (который тут, собственно, выступает продюсером) — для взрослых и про взрослых. ОʼДауд узнаваемо неприятен, на Хоуке бесформенная куртка стареющего рокера, естественно, сидит как влитая. Еще он исполняет «Waterloo Sunset». Бирн тоже в порядке, правда, выглядит она гораздо лучше, чем, наверное, предполагает ее роль.

Смотреть Amazon

«Фаренгейт 11/9» («Fahrenheit 11/9»)

Новый фильм Майкла Мура, посвященный, разумеется, Дональду Трампу. Впрочем, не только ему. Единственный в мире документалист-суперзвезда в своем традиционном репертуаре: много нарциссизма, много праведного гнева и обвинений во все стороны. Едва ли не больше, чем нынешнему президенту, достается чете Клинтонов, Обаме, функционерам Демократической партии и демократической прессе, в особенности The New York Times (зато Муру хватает ума не обвинять во всех бедах Россию — о ней почти ни слова). Спасти нас могут только Берни Сандерс и Эмма Гонсалес. Изрядная часть фильма посвящена затяжному кризису с грязной водой на малой родине Мура в городе Флинт, Мичиган; другой вопрос, что Трамп здесь тоже особенно ни при чем, поскольку кризис начался в 2014-м. Впрочем, но-настоящему весело становится, когда автор все же добирается до президента и, например, едва ли не прямым текстом уличает его помимо расизма и любви к KFC в неподобающих отношениях с Иванкой. Но и это полдела, позднее начинает всплывать Нюрнбергский процесс, мелькают смелые исторические параллели и, наконец, наступает кульминация: выступление Гитлера, озвученное голосом Трампа. Одним словом, ничего нового, но развлекать Мур не разучился.

Смотреть iTunes
Подробности по теме
«Рома» Альфонсо Куарона: видеообзор главного фаворита Венецианского кинофестиваля
«Рома» Альфонсо Куарона: видеообзор главного фаворита Венецианского кинофестиваля