В принципе, это лучший сериал на свете. Но об этом мало кто знает. Он про иранскую ядерную программу, группу Beastie Boys и плавание на каяках, он заставит вас смеяться в голос и глотать слезы, и скорее всего, вы о нем никогда не слышали, потому что о главном, как известно, молчит телеграф. Впрочем, у «Патриота» каким‑то мистическим образом сложилась достаточно многочисленная (или влиятельная?) фан-база, чтобы святые люди из Amazon, посмотрев прошлой весной на цифры, продлили его на второй сезон, и если раньше действие кочевало между Милуоки и Люксембургом, то теперь съемочной группе купили билеты в Париж.
Пересказывать события первого сезона нет смысла — все равно, если начать сразу со второго, ничего не будет понятно — но в двух словах: агент американской разведки Джон Тавнер (малоизвестный новозеландец Майкл Дорман) устраивается инженером в фирму по прокладке трубопроводов, чтобы под этим прикрытием летать в Люксембург и передавать миллионы на избирательную кампанию некого иранского деятеля, устраивающего США. Но деньги пропадают уже в аэропорту, Джон вынужден совершить первое за много лет убийство в Люксембурге, за ним начинает охотиться местный детектив, чрезвычайно проницательная блондинка, подключаются и другие заинтересованные стороны.
При этом Джон совершенно не хочет работать суперагентом, а хочет курить марихуану и сочинять фолк-песни — чем он до поры и занимается в Амстердаме, ставя под угрозу национальную безопасность США, так как его песни автобиографичны и пугающе конкретны. Но отказаться от задания он не может, поскольку руководитель Джона — глава разведывательной службы госдепа — его родной отец (Терри О’Квинн, игравший Джона Локка в известном сериале). Также в дело впутан его брат, неортодоксальный конгрессмен и милейший человек, с какого‑то момента и де-факто покинутая, но любящая жена, а со второго сезона — еще и мама.
С одной стороны, это шпионский триллер, с другой — семейная драма, с третьей — сатира на капитализм, с четвертой — чернейшая полицейская комедия, с пятой — хипстерская экзистенциальная баллада и так далее. Синопсис даже приблизительно не поможет представить, что там происходит, но достаточно посмотреть «Патриота» минут двадцать, чтобы совершенно точно понять: либо нужно его скорее выключить и забыть навсегда, либо это любовь.
В самом общем приближении — это ле Карре в постановке Уэса Андерсона. Компания эксцентричных, глубоко несчастных, морально скомпрометированных, но заслуживающих нашего сочувствия людей участвует в абсурдных международных интригах, которые неожиданно — поскольку речь, в принципе, не об этом — выписаны с иезуитской тщательностью. Второй сезон начинается ровно в той точке, где закончился первый — на люксембургском вокзале — но быстро переносится в столицу Франции. Как в «Приключениях Грин-де-Вальда», туда постепенно съезжаются все действующие лица, которых, как выясняется, очень много — в какой‑то момент они уже перестают помещаться в кадре, но продолжают прибывать.
Автор сериала Стивен Конрад — если в первом сезоне он еще немного делился обязанностями, то здесь написал и поставил все восемь серий — певец мужских невзгод. Его трагикомические, как правило, сценарии («Синоптик» с Кейджем, «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом, «Невероятная жизнь Уолтера Митти» с Беном Стиллером и др.) вертятся вокруг двух-трех ключевых тем: отношения отцов с сыновьями, профессиональные успехи против личного счастья, вопросы, связанные с возрастом.
И если коротко сформулировать, о чем сериал «Патриот», то он о кризисе современной маскулинности. Неспроста так много событий в нем происходит в мужских уборных (во втором сезоне, впрочем, мелькает и женская). Конрад жестоко высмеивает — и в редких случаях оплакивает — разные формы мачизма и мужских связей. От семьи — к корпоративной культуре с ее выездами на утиную охоту, подковерной борьбой и ежедневным мерянием членами — к внешней политике, построенной на агрессивном вмешательстве в чужие дела (одна из серий называлась «Дик Чейни»).
И «Патриот» про то, как вся эта мужская история перестала работать. Об этом, собственно, сигнализирует фигура главного героя, который, с одной стороны, вполне себе Джеймс Бонд, а с другой — абсолютно разбитый человек, «печальный месье в костюме», как его нарекает люксембургская девочка (которая во втором сезоне играет более важную роль). Только теперь он даже не в костюме: почти все восемь серий Джон проведет в рваном свитере. Также он не спит, не ест, после удара головой почти ничего не видит, и это только начало.
Напоследок — короткий анонс радостей второго сезона. Погоня одноногого за хромым. Дебра Уингер в роли матери Джона, федерального министра. Еще одна женщина-детектив. Еще две группы полицейских: печальная американская (карлик, калека и псих) и задорно-сексистская люксембургская (тег «микропенисы»). Вся правда о парижских аккордеонных сутенерах. Инструкция, как драться с собакой и как обезвредить женщину при помощи велосипеда (обе с наглядными иллюстрациями). Снятое одним кадром дерзкое ограбление продуктовой лавки, в ходе которого некоторые участники останутся без пальцев. Много канала Сен-Мартен — по нему гуляют, в него прыгают, в нем плавают. Много кадров в расфокусе. Много, очень много случайных встреч в метро. Грустная подробная песня о том, как во Франции достать зарегистрированное оружие. Еще десятка два хороших песен, своих и чужих; попробуйте сохранить самообладание, когда заиграет «Train Song» Вашти Буньян, которая была темой первого сезона. Инструкция (с наглядной иллюстрацией), как прыгать с головокружительной высоты (вниз головой). Холостяцкая вечеринка. Операция ветеринара на человеке. Великая сцена на встрече анонимных любителей кокаина. Если вы до сих пор не соблазнились, наверное, продолжать не имеет смысла.
Смотреть