Сериалы

За что мы любим Мэттью Вайнера — автора «Безумцев» и «Романовых»

11 октября 2018 в 15:32
Фотография: Michael Kovac / Gettyimages.ru
С 12 октября Amazon начнет показывать новый сериал Мэттью Вайнера — антологию про потомков русской императорской фамилии. К премьере «Романовых» Игорь Кириенков вспоминает творческий путь человека, придумавшего Дона Дрейпера, Пегги Олсон и Джоан Холлуэй.

Когда и с чего он начал?

С непритязательных эфирных ситкомов во второй половине 90-х — «Тусовщица», «Голая правда», «Фирменный рецепт», — пока пилот его «Безумцев» не попал к Дэвиду Чейзу, рулившему тогда «Кланом Сопрано». Он пригласил подающего надежды автора в команду сценаристов, сделал исполнительным продюсером (две «Эмми» — в 2004-м и 2007-м) и даже предложил сыграть маленькую роль эксперта по мафии. Все это время Вайнер пытался пристроить куда-нибудь дорогое сердцу ретрошоу про рекламщиков и, получив отказ от HBO, Showtime и FX, оказался на AMC — канале, который прежде не заказывал оригинальных сериалов. И который целиком Вайнеру доверился.

Как он пишет и снимает?

Тщательно, чтобы не сказать деспотично. На протяжении восьми лет Вайнер отвечал в «Безумцах» за все, включая реквизит. Он написал большую часть эпизодов, снял финалы всех сезонов и очень много работал с артистами: это из-за него Джон Хэмм и Элизабет Мосс теперь нарасхват. В результате получился один из главных сериалов всех времен, окончательно уравнявший в правах большое телевидение и литературу: Чивер, Апдайк, Беллоу, Рот, Франзен, Вайнер — теперь это вполне легитимный ряд авторов, расколдовывающих Америку второй половины XX века.

Особенности вайнеровской драматургии вообще проще всего объяснять через прозу: он пользуется теми же, по сути, композиционными приемами, что и его великие предшественники, играя с разными слоями повествования, повторяющимися символами, многозначными образами. Все это плотно затянуто в корсет костюмной мелодрамы, которую одни смотрят с початой бутылкой, а другие с открытой в телефоне «Википедией», — удовольствие от того, как это сделано, можно получить сразу на нескольких уровнях.

Вайнер также задал новые стандарты исторической скрупулезности, которую — как правило, неудачно — пытались имитировать каналы победнее. 1960-е вернулись в поп-культурное сознание в том числе благодаря «Безумцам»: обнаружилось, что эта эпоха почти одинаково резонирует с самыми разными современными тенденциями. Не то исполненные тоски проводы старого мира, не то гимн эмансипации, феминизму и политкорректности, которые уже не конфликтуют с корпоративным капитализмом, а находятся с ним в более замысловатых отношениях, — при желании нетрудно отыскать аргументы для сторонников обеих трактовок, но есть вещи, которые прочитываются вполне однозначно. «Безумцы» — это сериал про то, что с выгорающими на работе людьми делает одиночество. И про то, можно ли найти от него лекарство, — ну, помимо той же самой работы.

Что было после «Безумцев»?

Продолжительный ступор. Вайнеру не писалось год, пока он не согласился заглянуть в резиденцию для художников Яддо. Здесь Вайнер начал то, что впоследствии стало его первым романом, — триллер «Хизер превыше всего» про рабочего, который влюбился в девушку совсем из другой лиги. Дебют уважаемого сценариста оценили Зэди Смит, Майкл Шейбон, Филип Пулман и еще несколько влиятельных англоязычных прозаиков, но прошлой осенью Вайнеру было уже не до восторженных отзывов на обложке. Во-первых, он анонсировал «Романовых». Во-вторых, его обвинили в неподобающем поведении.

По воспоминаниям сценаристки «Безумцев» Кейтер Гордон, как-то вечером за работой Вайнер потребовал, чтобы она разделась. Гордон поддержала продюсер-консультант Марти Ноксон: она назвала Вайнера «эмоциональным террористом», который вполне на такое способен. Теперь вокруг этих и других заявлений о свойствах вайнеровского характера строится каждый новый профайл сценариста — и не сказать, чтобы он находчиво и убедительно все отрицает. «Со мной было трудно», «Если я кого-то обидел, хочу извиниться». В целом — нет, совсем не этих слов дожидались от Вайнера бывшие коллеги.

реклама

О чем «Романовы»?

Про людей, которые считают себя наследниками царской семьи и строят вокруг этого (возможно, мнимого) факта свою идентичность. Восемь независимых друг от друга серий, восемь стран-локаций, 50 миллионов долларов бюджета, Изабель Юппер, Дайана Лейн, Аарон Экхарт, Кристина Хендрикс, Джон Слэттери, Аманда Пит, Кэтрин Хан, Кори Столл, Евгения Брик и другие на главных и не очень ролях — в 2018-м уже не будет сериала статуснее и громче. В пятницу Amazon выложит две первые серии, а следующие шесть недель будет выпускать их по одной. Продолжительность каждого эпизода — от 60 до 90 минут.

Что про них пишут первые зрители?

Ничего особенно хорошего. Даже немногочисленные симпатизанты, посмотревшие первые три серии, отмечают: при всех достоинствах «Романовым» недостает цельности и сфокусированности. Критики, которые настроены еще менее сочувственно, фиксируют неспособность автора подняться над своим — буквально — цветом кожи, полом и классом: лучше всего выписанный персонаж — белый мужчина в депрессии; где-то мы такое уже видели. Наконец, самые разъяренные обозреватели сравнивают «Романовых» с откровенно халтурным «Кризисом в шести сценах» Вуди Аллена, выпущенным на той же платформе в 2016-м. Рефрен всех без исключения рецензий — ах, отчего же это снова не «Безумцы»; ох, почему режиссер любуется своими противными героями, — и авторы не замечают тут никаких противоречий. Похоже, если кто и изменился, то это явно не Вайнер, а преданная ему прежде аудитория. Переросла ли она бывшего кумира или, увлекшись чисткой рядов, утратила эстетическое чутье, выяснится совсем скоро.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия