«Наверняка Владивосток купается в восточном искусстве: Ай Вэйвэй там в каждой лавке, а запах жженого пороха Цая Гоцяна носит ветром через границу — примерно так можно вообразить себе город, расположенный рядом с Китаем, Японией и Кореей. Но такое мнение будет ошибочным. Местная художественная сцена сильно европеизирована, а культурные связи Владивосток в первую очередь стремится наладить с остальной Россией. Восточные художники здесь тоже не редкость, но не они определяют лицо арт-движения Владивостока.
«Заря»
Один из крупнейших котлов, где варится современное искусство Владивостока, — ЦСИ «Заря», расположившийся в зданиях бывшей швейной фабрики. Главная задача «Зари» — развивать местное арт-сообщество и знакомить регион с искусством ХХ–ХХI века. Акцент ставится скорее на русскую арт-сцену: в 2017 году тут проводились выставки о кинетизме и о советском дизайне, а до февраля 2018-го зрителям рассказывали о бунтарской моде 1980-х на выставке «Ассы в массы».
Работа Славы ПТРК на стене «Зари»
Работа Тимофея Ради
«Владивосток уникален своим положением в сочетании времени, места, истории. У него множество образов — от восточной колонии и военного порта к самому свободолюбивому и ветреному месту в России. Владивосток — это и лагерь, где умер Мандельштам, и город, где жил и, говорят, ел пирожки с китовым мясом Илья Лагутенко. Теперь здесь проходит ВЭФ (Всемирный экономический форум. — Прим. ред.) и действует одна из самых классных и свободных международных арт-резиденций.
Однако история и память Владивостока, на мой взгляд, до сих пор сильно скованы политическими и социальными обстоятельствами, сложным рельефом местных событий. Здесь перед вами открывается великолепный азиатский ландшафт, покрытый зданиями типичной советской и постсоветсткой застройки, а советсткие и постсоветсткие люди окружены со всех сторон соседями-азиатами.
Художественную сцену разрывает между притяжением Центральной России с ее модой на совриск и влиянием сильного китайского рынка академического искусства. Мы фокусируем свое внимание на актуальном искусстве и много времени посвящаем продвижению местных художников».
Арт-резиденция «Заря» — это второе направление работы ЦСИ. За три года существования она получила около тысячи заявок и приняла в своих стенах более 60 художников со всего мира. Каждый резидент работает над проектом в течение месяца или двух. Это может быть уличное искусство, инсталляция, живопись, серия фотографий, перформанс; жанр не важен, главное условие — анализ местной среды и работа с локальным контекстом. Уличные художники часто создают работы в самом городе: EVOL оставил Владивостоку свои фирменные, разрисованные под типичную архитектуру электрощиты, а Тимофей Радя расписал «стены» в заброшенном радарном куполе на Монастырской сопке.
EVOL за работой
Один из резидентов — Мариос Иоанну Элиа — получил Гран-при премии «Серебряный лучник — Дальний Восток» за фильм «Звуки Владивостока» в январе 2018 года. В течение месяца художник с Кипра носился по городу и окрестностям с микрофоном и записывал разные звучания: треск льдин, рык тигра, шум ветра, выстрел пушки, песню церковного хора — и затем объединил их в шестиминутный аудиовизуальный портрет Владивостока.
«Хрустальный тигр»
Не менее важной работой (уже не в рамках резиденции, а специально для проекта в выставочном зале) стал «Хрустальный тигр» группировки «ЗИП» из Краснодара. Художники за несколько лет создали в Краснодаре центр современного искусства «Типография» и получили премию Кандинского за инсталляцию «Остановка «ДК ЗИП» в ММОМА. Степан Субботин, Василий Субботин и Евгений Римкевич и куратор проекта «Хрустальный тигр» Елена Ищенко, сооснователь портала aroundart.org и главный куратор краснодарского ЦСИ «Типография», прибыли во Владивосток в январе 2018 года.
Все приезжие художники сталкиваются со сложной задачей: работать с контекстом города, в котором никогда не были. Кто-то идет простым путем и берет очевидные темы: море, порт, граница с Азией. Художники группировки «ЗИП» остановились на необычной версии.
Владивосток с 1952 по 1992 год сохранял статус закрытого города: въехать в город можно было лишь по пропускам. Художников вдохновила двоякая природа Владивостока: это и порт, и изолированный населенный пункт: то есть и транзитная, и огороженная зона одновременно. Эту идею подкрепила история о пересыльных лагерях: во Владивостоке не было самих тюрем, но он выступал «тюремным коридором». Поэтому «ЗИП» соорудили на «Заре» коридор из четырех переходящих друг в друга комнат, объединенных идеей замкнутости.
Одна из комнат «Хрустального тигра» — тату-салон. Тут «зипы» разместили реди-мейд с бывшей швейной фабрики — портняжные манекены. К ним приколоты иголками детские рисунки с мастер-класса по переводилкам (его заранее провели в рамках «Хрустального тигра»). Так игла сыграла две роли одновременно: портновской иголки и инструмента для татуажа. Кстати, в этом кабинете гости действительно могли набить себе любую детскую картинку или рисунок по эскизу «зипов»
Туалет, с которого начиналась инсталляция, — это место, куда можно скрыться с вечеринки и побыть одному. Здесь «зипы» установили советские унитазы и двери, оставшиеся от швейной фабрики
Комната-казино — тоже закрытый клуб для своих. В ней все играли в карты самодельной колодой, в которой художники вместо валетов и дам нарисовали хрустального тигра, русалку, теоретика тюрьмы Фуко
Название «Хрустальный тигр» отсылает к названию приморского казино Tigre de Cristal. Но никакого хрусталя тут не было: как шутил Степан Субботин, инсталляция сколочена «из ГВЛ (гипсоволокнистые листы. — Прим. ред.) и палок». На нее потратили 21 лист фанеры и 8 листов гипсокартона, бессчетное количество шурупов и метры тепличной пленки. Обои с тигром закупили на китайском рынке, стулья — собственность «Зари». Также внутри инсталляции стояла раскладушка с постелью и несколько реди-мейдов из местного бомбоубежища (оно же — склад бывшей швейной фабрики «Заря»).
Владивосток принял идею изоляции неоднозначно: люди давно не ассоциируют город с закрытой территорией, тем более с тюрьмой. Но в любом случае качество работы очевидно. Во-первых, «зипы» подарили совершенно новое прочтение привычному залу «Зари». Во-вторых, остались верны своему стилю: шуруповерт вместо молотка и гвоздей, небрежно обработанное дерево, нарочитая детскость. И в-третьих, художники не повторили ни одной идеи из «Остановки «ДК ЗИП», хотя графика с дельфинами или тема островов легко могла встроиться в местный контекст.
Местные художники на «Заре»
Андрей Дмитренко. Сигналы
Андрей Дмитренко. Сигналы
Иногда приезжие художники устраивают коллаборации с местными: например, московская художница Устина Яковлева и владивостокский художник Андрей Дмитренко совместно делали проект «Среда»: тут тонкая молочно-серая графика Андрея соседствовала с текстильными медузами Устины.
Кстати, Андрей Дмитренко — один из немногих владивостокских художников, ставших резидентом «Зари». Его отчетная выставка «Сигналы» в марте 2017 года действительно отразила актуальный местный контекст: Андрей исследовал желание (или нежелание) молодых людей уезжать из Владивостока в Москву и Петербург.
Отъезд талантливой молодежи — острая проблема для Владивостока. Несмотря на то, что «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря», все понимают, что в Центральном регионе возможностей больше. Каждый житель Владивостока обязательно задавался вопросом, остаться или уехать. Андрей задает его близким и друзьям, делает оттиски с их ответами на бумаге. В итоге он получает обрывки рассуждений в зеркальном отражении: «Здесь мой дом», «Не знаю». Светло-серая цветовая гамма выставки подкрепляет ощущение сырости и туманности решений. Свернутые в трубы листы металла (на которых и вытравливалась гравюра) в центре зала напоминают то ли трубы отходящих пароходов, то ли очертания заводов рядом со спальными районами.
«Продукты 24 часа»
«Продукты 24 часа»
«Продукты 24 часа»
«Машины не машины ставить не ставить»
«Машины не машины ставить не ставить»
«Машины не машины ставить не ставить»
Денис Коробов — еще один местный художник и участник программы арт-резиденции в 2017 году, регулярно сотрудничающий с «Зарей». Его выставка «Машины не машины ставить не ставить» подняла тему городских парковок и автомобильных пробок. Необычные места для парковки, квадраты сухого асфальта там, где в дождь стояли машины, — Денис предлагает рассматривать стоянки и пробки как часть архитектуры. Естественные, неотредактированные аналоговые кадры создают ощущение прогулки: будто сам идешь по городу, озираешься и вдруг начинаешь видеть композицию в том, как паркуются неопытные (или чрезмерно изворотливые) водители. Именно серийность его фотографий выводит на поверхность силу непримечательных объектов, делает их заметными и говорящими.
Еще одна известная его работа — серия фото дворовых магазинов. Денис снимал вывески районных магазинов с одним и тем же неброским названием «Продукты 24 часа», а «Союз Река» проиллюстрировали ими течение месяцев в календаре. Верстка намеренно небрежна: даты исчезают на глазах, месяцы утекают с листа, год начинается с апреля. Время неважно: «Продукты» же работают 24 часа, из года в год, а значит, будет день — будет пища. «Пиво, рыба, сигареты».
Владивостокская школа современного искусства (ВШСИ)
Владивостокская школа современного искусства работает с осени 2015 года. Несмотря на слово «школа» в названии, на деле ВШСИ — это самоорганизация начинающих художников, арт-критиков и кураторов. Участники скидываются на оплату лекций по истории философии, искусства, курирования, гендерным исследованиям; они устраивают выставки и раздают горожанам абонементы на чтение книг о современной культуре. У истоков школы стоит арт-менеджер и куратор Яна Гапоненко. Она успела поработать в команде Айдан Салаховой, отучиться в институте «База» и в Московской кураторской летней школе. С накопленным багажом знаний она из Москвы вернулась во Владивосток.
«ВШСИ появилась во Владивостоке в самый необходимый для города момент — как раз когда в городской среде назрела необходимость буферной зоны между крупным художественным производством и вчерашними студентами художественного училища. В городе уже два года функционировал ЦСИ «Заря», и пришла пора формировать сообщество с нескольких флангов.
Транзитная природа портового Владивостока сама подтолкнула меня к организации коллектива, в котором можно вырасти профессионально, альтернативно и параллельно городским арт-институциям. После чего отправиться дальше в свободное плавание: кто-то уехал в другие города, кто-то остался развивать свой город или делать личные проекты.
ВШСИ — это сеть. Разветвленная система единомышленников, связей, отношений между художниками, искусствоведами, арт-журналистами Владивостока и других городов».
Молодые художники ВШСИ в серии выставок-квартирников играют разными смыслами одной темы: выбирают ее голосованием, подают заявки и готовят работы. Обычно под однодневную выставку художникам отдают свое жилье друзья школы, в редких случаях площадкой может стать бар или мастерские художников.
Тему «Числа» в январе 2018 года обыграли на все лады: демографическая статистика, глитч как цифровая ошибка, зависимость людей от цифр возраста и веса. Живопись и инсталляции, искусство взаимодействия, видеоарт и даже телеграм-бот — квартира выдержала не только толпу людей, но и весь натиск современного искусства. Стены пестрели цифрами, инсталляции озарялись обычными настольными светильниками. В ванной освещение мигало: обычная лампа высвечивала случайные числа, при флюоресцентной проявлялись нули. Несмотря на сырость, присущую «быстрым выставкам», именно тут город получает максимально живое движение, постоянную смену обстановки и метаморфозы форм.
Выставка «Круговая порука» в ВШСИ
Выставка «Круговая порука» в ВШСИ
Выставка «Круговая порука» в ВШСИ
Выставка «Круговая порука» в ВШСИ
«33+1»
Московский зритель знаком с арт-сообществом «33+1» по Триеннале русского современного искусства. В «Гараже» можно было прогуляться по специально выстроенному павильону «Сою33 художников России», плотно забитому расписанными железными бочками, картинами, шуточными дорожными знаками, видеоартом и обугленными пнями. На ироничное восприятие настраивал даже намеренно низкий вход в павильон. Скорее всего, так поступили, чтобы увеличить площадь развески, но зрители шутили, что это намек: мол, чтобы войти в Союз художников, нужно хорошенько прогнуться.
Мало кто знает, что во Владивостоке лидер «33+1» устроил акцию-продолжение. Получив безупречно упакованные экспонаты с престижной московской выставки, лидер сообщества Павел Шугуров бесплатно раздал их желающим. «Ра33вал Сою33а» проходил в самом настоящем гараже, напоминая об условности музейных стен для искусства
Ироничность отличает работы Павла Шугурова во всем. Во Владивостоке он неоднократно устраивал шуточные акции, даже будучи руководителем отдела дизайна в мэрии города. К примеру, в 2014 году он объявил, что «33+1» установят 33 памятника известным горожанам: блогерам, поэтам, журналистам, директорам крупных компаний. Люди либо пугались и отказывались, либо с нетерпением ждали своих образов, увековеченных в мраморе. Все уже обсуждали миллионы, потраченные чиновником из местного бюджета на очередную ерунду. А в назначенный день, когда ярмарка тщеславия в соцсетях достигла апофеоза, жителям представили 33 скульптуры из проволоки высотой всего в несколько сантиметров.
Даже о самой команде «33+1» до сих пор ходят легенды: то ли Павел ее выдумал, то ли действительно собрал всех этих людей, то ли нанимает на акции случайных подмастерьев и актеров, то ли действительно работает с коллективом — но совсем не с теми личностями, чьи CV висят на сайте. Сейчас к выходу готовится книга о двадцатилетней истории команды «33+1» — нечто на границе документальной литературы и архивного каталога. Но есть подозрение, что книга запутает зрителя еще больше.
Международная биеннале «VIBVA»
Скульптуры Нобуаки Такекавы в инсталляции «Олимпиада-2020: фестиваль здоровых мертвецов»
Скульптуры Нобуаки Такекавы в инсталляции «Олимпиада-2020: фестиваль здоровых мертвецов»
Скульптуры Нобуаки Такекавы в инсталляции «Олимпиада-2020: фестиваль здоровых мертвецов»
Владивостокская международная биеннале 2017 года — девятая по счету. Но состоявшееся событие кажется чудом: «VIBVA» прошла без государственного финансирования, по частной инициативе компании «Арт-Пасс». Последний раз бюджетные средства выделяли в 2013 году, хотя именно биеннале поддерживает тот курс на Восток, который так ждут от Приморского края остальные регионы. На предыдущих биеннале японец Юма Есимура создал объекты стрит-арта в сквере городов-побратимов, а Ямамото Редзи устраивал каллиграфический перформанс — писал тушью иероглифы, глядя людям в глаза.
В этот раз у события впервые появился куратор — им стала китаянка Сян Липин, одна из основателей Шанхайской биеннале. Она привлекла к участию директора Музея современного искусства в Гуандуне Ван Шаоцяна, корейскую художницу Бу Джи Хен, японского мастера малой скульптуры Нобуаки Такекаву и китайского художника Чжан Юя, создавшего для Владивостока инсталляцию «Наполняя водой».
Чжан Юй расставил 5000 чаш на территории заброшенной военной батареи
К теме сосудов Чжан Юй обращается не впервые: в Китае художник делал подобные инсталляции в буддистском монастыре и под открытым небом. Во Владивостоке этот медитативный тон и мирная символика чаш обрели дополнительные значения, потому что оказались вписаны в милитаристский объект
Ван Шаоцян тоже сделал для биеннале арт-объект в западноевропейской традиции современного искусства. В картине «Деконструкция и сосуществование» художник разложил флаги разных государств на основные цвета — например, китайский флаг превратился в длинную красную линию и мелкий желтый штрих. В итоге весь мир на этой «карте» выглядит универсальным. Эта работа, призванная показать равенство и братство разных народов, подчеркивает еще одно важное обстоятельство: искусство тоже становится универсальным. «Загадочный Восток» давно работает по тем же западноевропейским канонам, в Китае учат живописи по традиционной русской академической школе, а китайские туристы массово скупают во Владивостоке русское салонное искусство.
«Владивосток — город-порт, который буквально является местом проникновения и взаимодействия западной и восточной культур. Нам проще поехать отдыхать в Азию, нежели на запад нашей страны. Мы привычны к речи японцев, корейцев, китайцев, их письменности, пищи. Подобные явления в обществе крайне интересны, учитывая, что взаимодействие происходит не только в повседневной жизни, но и в профессиональной среде — экономической, образовательной и т. д. Именно поэтому было принято решение пригласить китайского куратора, чтобы взглянуть на себя со стороны.
В то же время Биеннале — прекрасная возможность открыть себя миру. И не только потому, что приглашенный куратор и художники используют местные особенности для того, чтобы интерпретировать свой взгляд на то или иное местное явление, но и потому, что это точка притяжения для туристов и гостей города. По цепочке Биеннале влияет на темп жизни, активность и занятость молодежи. И безусловно, на востребованность творческой среды».
«Арка», «Артэтаж» и «Артэтаж-монтаж»
Пионеры contemporary art во Владивостоке — галерея «Арка» и выставочные залы «Артэтаж». «Арка» работает с 1995 года, и ее директор Вера Глазкова проводит персональные выставки как известных, так и совсем молодых художников. «Артэтаж» — детище Александра Городнего, который всю жизнь собирал коллекцию приморского авангарда и работы российских и зарубежных современных художников, мечтая создать владивостокский музей современного искусства. Собрание работ кочевало по разным помещениям в течение десятилетий, но с 2016 года, когда Александр безвозмездно передал собрание городу, мэрия выделила под «Артэтаж» исторический доходный дом рыбопромышленника Демби.
Весомая часть экспозиций в «Арке» и «Артэтаже» — все еще живопись и скульптура. Но эти площадки действительно «раскачивают» город. В «Артэтаже» действует команда молодых кураторов «Артэтаж-монтаж»: они устраивают концерты-перформансы арт-группы «Дальневосточные разлучницы» на балконе, модные показы с моделями в ластах, пекут к вернисажам вафли со сгущенкой.
Летом 2017 года «Артэтаж-монтаж» спародировали музыкальный фестиваль V-Rox. Пока на официальной сцене выступал Илья Лагутенко, а среди именитых гостей мелькал Гоша Рубчинский, молодые художники проводили в «Артэтаже» альтернативные мероприятия: играли экспериментальную музыку, устраивали перформансы и джем-сейшены.
«Если говорить о том, чем я руководствуюсь в этом проекте, я работаю с импульсом в первую очередь, смыслы будут позже. Главное — вот эта поистине дионисийская радость бытия в творчестве, стиль, характер. Моя задача — найти тех, кого больше всего прет, кто не оглядывается на то, чтобы искусство нравилось другим и за сколько его можно продать. Нас интересуют самобытные характеры с чистой волей к искусству».
Скульптуры Лехи Г.
Скульптуры Лехи Г.
Скульптуры Лехи Г.
Обе галереи сотрудничают с художником Лехой Г. Он известен тем, что как раз-таки не стремится быть известным: его работы сделаны походя, смеха ради, и не несут никакой дидактической составляющей. Тем не менее на остроумное баловство Лехи Г. обратили внимание крупные музеи. Алексей делает из киндер-сюрпризных игрушек скульптуры, соединяя фигурки так, что они начинают откровенно высмеивать актуальные культурные течения, потребление и пристрастие к масс-медиа.
«Хлебозавод»
Весной 2018 года во Владивостоке откроется новый центр современной культуры «Хлебозавод». Основатели сделали упор на сайенс-арт, медиаарт и популяризацию науки: тут запланирована библиотека нон-фикшен-литературы, а участвовать в создании выставок будут не только художники, но и ученые. Подобного учреждения в России еще не было, поэтому «Хлебозавод» собирается стать центром притяжения единомышленников: устраивать стажировки и коллаборации с русскими и иностранными художниками.
«Границы между странами и регионами становятся все более условными, область научного знания и художественного производства подразумевает диалог между людьми вне зависимости от их места проживания. Поэтому работать мы будем, в первую очередь, с идеями и их носителями: локации тут не важны».
На пресловутый вопрос, остаться или уехать, художники все чаще отвечают в пользу первого варианта. Открытые коммуникации с остальным миром, рождение камерных проектов, подвижки в принятии современного искусства широкой аудиторией — все это питает местную среду. Регионы начинают чувствовать себя полноценной частью происходящих в мире процессов.
Художественная сцена Владивостока, конечно, еще не столь сильна: для того чтобы она окрепла, необходим хороший рынок. И тут соседство с Китаем оттягивает процесс «осовременивания» художников своим щедрым запросом на академическую живопись. Но город постепенно выявляет свою идентичность, и это не может не отражаться в современном искусстве — поэтому молодых художественных сообществ становится все больше.