С февраля по апрель члены жюри «Золотой маски» смотрели избранные премьеры. 19 апреля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения, на которой не обошлось без больших сюрпризов. «Афиша Daily» и Сбербанк, официальный спонсор фестиваля, подводят итоги.
партнерский материал
партнерский материал

Лучшие московские спектакли

© mayakovsky.ru

На следующий день после церемонии вручения в Москве осталось 13 «Золотых масок» из 41. Три из них достались Театру им. Маяковского за «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса: за лучший спектакль большой формы, лучшую женскую роль (Евгения Симонова) и лучшую работу драматурга (Марюс Ивашкявичюс). Лучшим спектаклем малой формы был признан «Магадан/Кабаре» Юрия Погребничко в маленьком легендарном театре «Около дома Станиславского».

В оперной номинации главный приз получил Большой театр за «Роделинду» Ричарда Джонса. И премия за лучший спектакль в категории «Современный танец» тоже досталось театру из Москвы — «Все пути ведут на Север» «Балета Москва».

Лучшие спектакли Петербурга

© mdt-dodin.ru

Другая большая партия «масок» отправилась в Петербург. Лучшая работа актера — Данила Козловский в спектакле Льва Додина «Гамлет» в МДТ. Лучшая работа режиссера — Андрей Могучий, спектакль «Гроза» в БДТ им. Товстоногова. Авангардист Николай Рощин получил «Золотую маску» за лучшую работу художника в его же спектакле «Ворон» в Александринском театре. Притом что по профессии он «всегда считал себя режиссером», о чем скромно заметил в микрофон, получая награду. В еще одной из главных номинаций (и на редкость густонаселенной в этом году) взял первенство Петербург: лучший спектакль в театре кукол — «Колино сочинение» продюсерского центра «Контарт».

Лучшие спектакли других городов

© meyerhold.ru

«Золотая маска» за лучший балет досталась Екатеринбургскому театру оперы и балета за «Ромео и Джульетту» в постановке Вячеслава Самодурова. Лучший мюзикл — «Биндюжник и король» Романа Феодори в Красноярском ТЮЗе. Теодор Курентзис получил пятую по счету «Золотую маску» в дирижерской номинации, на этот раз за «Травиату» Пермского театра оперы и балета. И в последней по списку, но не по значению номинации — «Эксперимент» — награда досталась спектаклю из Новосибирска: «Снегурочка» театра «Старый дом». В этой же номинации, к слову, традиционно, в четвертый раз остался с носом петербургский театр Post.

Не только большие города с крупными сценами составили конкуренцию столичным театрам. В этом году, например, одна из наград отправилась в новокуйбышевский театр «Грань» за лучшую работу художника по костюмам (Елена Соловьева, «Корабль дураков»), еще одна — в Шарыповский драмтеатр за лучшую мужскую роль второго плана (Хольгер Мюнценмайер, «Жили-были»), и третья — в знаменитую костромскую компанию «Диалог Данс» за танцевальный стендап «The_Marusya» (специальный приз жюри).

Центром же интриги распределения наград в этом году стал спектакль Тимофея Кулябина «Три сестры» («Красный факел», Новосибирск). Не взяв «Маску» ни в одной из номинаций, нашумевший и с огромным успехом прошедший в Москве спектакль все же получил специальный приз жюри «За актерский ансамбль».

Кого в этот раз обошли стороной?

Без «Золотых масок» остались такие мэтры, как Сергей Женовач («Кира Георгиевна») и Дмитрий Крымов («Последнее свидание в Венеции»), что с ними редко случается. А также авторы самых заметных спектаклей прошлого сезона — Кирилл Серебренников («Машина Мюллер») и Константин Богомолов («Князь»), бойкотировавшие «Золотую маску» еще на стадии отбора спектаклей. И, например, Всеволод Лисовский («Неявные воздействия»), удивительных экспериментов которого уже который год фестиваль будто не замечает.

Главный итог фестиваля

Вообще, главный итог фестиваля не столько в распределении наград, сколько в действительно огромном ажиотаже вокруг спектаклей. С одной стороны, невозможно достать билет на «Гамлета» с Козловским, с другой — публика готова ехать в Пермь на открытие фестиваля, с третьей — трансляции спектаклей-номинантов собирают полные залы в кинотеатрах страны, и с четвертой — на живых обсуждениях спектаклей и круглых столах о судьбах нового театра яблоку некуда упасть. А награды лишний раз напоминают, что у нас под носом существует прекрасный театр «Около» и что театральная жизнь (и еще какая) есть не только в Москве и Петербурге, но и в Новокуйбышевске (смотрите дискуссию о театре в России «Есть ли жизнь за МКАДом?»)