20 главных театральных событий прошедшего года

29 декабря 2018 в 16:53
48-часовой спектакль, опера в заброшенном ДК, безумные рокировки худруков: театральный обозреватель «Афиши Daily» Алексей Киселев подводит итоги года.

Кирилл Серебренников до сих пор под арестом

Тяжба по делу «Седьмой студии» продолжается, суды идут и, кажется, будут идти еще долго. Алексея Малобродского снова увозили в реанимацию с подозрением на инфаркт. Кирилл Серебренников тем временем не только смонтировал фильм «Лето», но и изобрел особый способ дистанционной работы. Он отправляет в театр задания через адвоката, ему возвращают видео с репетиции, он записывает комментарии, снова отправляет. Таким образом самый знаменитый российский театральный режиссер выпустил уже несколько выдающихся спектаклей — в том числе в Большом театре («Нуреев») и в Европе («Гензель и Гретель» в Штутгартской опере) — и исторический аудиотур по Пречистенке (проект Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым»). Только что прошла премьера новой вещи Серебренникова в «Гоголь-центре» — «Барокко». Те, кто успел посмотреть, говорят: один из героев появляется в наручниках, одной рукой он прикован к сопровождающему его полицейскому, а свободной играет на рояле Баха. И все в огне.

Уходят великие

Этот год не даст о себе забыть: слишком у многих ключевых героев современного театра он стал годом смерти. Не стало Олега Табакова; никто не сделал для театра столько, сколько он. Папа и мама «новой драмы», руководители ненавидимого силовыми структурам «Театр.doc» Михаил Угаров и Елена Гремина без предупреждения ушли один за другим. Диагноз: сердечная недостаточность. Потом вдруг не стало Дмитрия Брусникина, великого добряка и предводителя главной актерской команды Москвы; слишком рано и слишком внезапно. Потом Николай Караченцов, уйдя, забрал в историю почти все, что оставалось от великого Ленкома. И удар под дых: умер литовский мастер Эймунтас Някрошюс, гений, мудрец, грандиозный режиссер. В общем, этот год, зараза, несколько раз заставил мысленно пересчитать по пальцам, кто остался.

МХТ им. Чехова возглавил Сергей Женовач

За полгода руководства главным драматическим театром страны Сергей Женовач не сделал, кажется, ничего. Разве что объявил о намерении прекратить сотрудничество с двумя самыми резонансными режиссерами МХТ последних лет: Константином Богомоловым и Александром Молочниковым. Запланированные прежде спектакли Дмитрия Крымова («Сережа») и Юрия Бутусова («Человек из рыбы») выпущены, и слава богу. Смешно, что главным событием театрального года по версии почти всех стал спектакль «Три сестры» в МХТ им. Чехова в постановке Богомолова, а наивно-консервативных «Трех сестер» самого Женовача в «Студии театрального искусства» критика разгромила на чем свет стоит. Держитесь, Сергей Васильевич.

Объекты искусства вместо актеров

Объединение «Театр взаимных действий» (Ксения Перетрухина, Шифра Каждан, Леша Лобанов, Саша Мун) предъявило этим летом нечто совершенно безумное: «Генеральная репетиция. Акт I. Чайка». Пьесу «Чайка» сыграли (вернее сказать, попробовали отрепетировать) объекты современного искусства. Буквально: картины, фотографии, видеоинсталляции и коллажи из коллекции фонда V-A-C. Расставленные особым образом в пространстве ММОМА на Петровке эти объекты стали одной большой постапокалиптической инсталляцией о том, как разумные предметы после гибели человечества собрались вместе, чтобы сыграть чеховскую «Чайку».

Ромео Кастеллуччи в Перми

Итальянец Кастеллуччи — самый известный из радикальных режиссеров и самый радикальный из известных. Теодор Курентзис — рок-звезда от дирижерского искусства, руководитель Пермского театра оперы и балета и Дягилевского фестиваля. В тандеме они произвели на свет оперный спектакль, ставший сенсацией, — «Жанна на костре», это драматическая оратория Артюра Онеггера на сюжет Поля Клоделя «Жанна дʼАрк на костре». Получилась концептуальная мистерия о сопротивлении тоталитаризму. Местом действия стал школьный класс, заглавную роль исполнила Одри Бонне, на втором плане засветился кинозвезда Дени Лаван, а хор разместился в огороженных решетками ложах; в спектакле присутствует натуралистичный бутафорский труп коня. Впрочем, это надо слушать и смотреть, «Жанну» еще будут играть: спектакль выдвинут на «Золотую маску» аж в восьми номинациях.

Rimini Protokoll в Воронеже

Платоновский фестиваль в Воронеже в 2018 году прошел с таким размахом, будто он не Платоновский, а Эдинбургский или Авиньонский. Главное событие — спектакль «100% Воронеж» немецких документалистов Rimini Protokoll. Сто горожан на сцене оперного театра. Они выбраны в прямом соответствии со статистикой населения города; то есть это такая модель общества отдельного города в масштабе. На сцене участники голосуют, задают друг другу вопросы и делятся самым сокровенным; но главное во всем этом — слоновья доза гуманизма. Проект хорошо известен в мире, десятки мегаполисов всех континентов уже реализовали свои «100%», а в России это первый прецедент. Спектакль повторят весной специально для «Золотой маски»; следите за расписанием, это обязательно нужно видеть.

Дмитрий Крымов ушел из «ШДИ»

«Му-му»

Бывают такие спектакли, в которых что-то лопается, разливается, рассыпается и вырисовывается; звучит музыка, и могут быть слова, а могут и не быть. Дмитрий Крымов — художник, вместе с учениками в нулевые он создал фактически независимую труппу интеллигентных алхимиков. И стал одним из самых интересных и важных режиссеров страны. Свои главные спектакли он поставил в театре «Школа драматического искусства». В августе он окончательно поругался с дирекцией ШДИ, написал отповедь и уволился. Попутно выпустил потрясающую «Му-му» в Театре наций и лирического «Сережу» в МХТ им. Чехова. Этот абзац о том, что нужно скорее идти в ШДИ смотреть спектакли Крымова, пока они идут. А когда перестанут идти, забыть дорогу в этот театр за ненадобностью.

Юрий Бутусов ушел из Театра им. Ленсовета

«Гамлет»

Еще один громкий конфликт худрука и директора случился в петербургском Театре им. Ленсовета. Юрий Бутусов, мощнейший режиссер, Феллини российского театра, уволился из-за разногласий с директором Валерием Градковским. Вскоре Бутусов стал главным режиссером московского Театра им. Вахтангова. Значит, в Москве теперь будет больше хороших спектаклей, а в Петербурге меньше.

«Три толстяка» Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова

Андрей Могучий — большой и хмурый бородач в кепке, проделавший путь от лабораторного экспериментального театра до поста художественного руководителя БДТ им. Товстоногова, — пошел ва-банк. Его «Три толстяка» по мотивам произведений Юрия Олеши — тяжелая артиллерия. Это серийный проект на большой сцене, вобравший в себя все главные визионерские мощности режиссера и его команды: грохочущее шапито с безумными костюмами, трагической интонацией, отличной музыкой и социальным пафосом. За прошедший год выпущено два первых эпизода, и готовится к выпуску сразу седьмой (привет Джорджу Лукасу).

«Евангелие» Васи Березина в заброшенном ДК

Если в Москве существует театральный андеграунд, то это он. Команда под названием «Бинарный биотеатр» — это безумный прохиндей Вася Березин и все, кто оказался не против принять участие в его спектаклях. Опера «Евангелие» — главное творение Березина на данный момент. Это действительно опера, то есть квалифицированные солисты поют со сцены перед зрителями, музыку написали композиторы Алексей Коханов и Мария Марченкова. И это действительно «Евангелие» — от Луки. Книга Нового Завета исполняется без сокращений в два вечера. Одно обстоятельство делает этот опыт выдающимся: спектакль играется в заброшенных ДК на окраинах города без всяких согласований (а также без электричества, отопления и почти без зрителей).

«Театр.doc» опять переехал

Главный независимый театр России — он же главный опальный. За последние четыре года «Театр.doc» был вынужден освободить занимаемое (и обустроенное своими силами) помещение трижды. Формальные причины: то неправильная утилизация твердых отходов, то несоответствующая стандартам пожарной безопасности ширина подоконника. Фактическая: представители власти через силовые структуры не рекомендуют арендодателям связываться с этим театром, позволяющим себе такую роскошь, как прямой разговор на политические темы. В этом году от сердечной недостаточности умерли оба руководителя «Театр.doc» — Михаил Угаров и Елена Гремина. После завершения драматургического фестиваля «Любимовка» в Малом Казенном переулке театр объявил о переезде (в этот раз недовольными оказались местные жители). Новое место — на улице Казакова неподалеку от «Гоголь-центра» — начнет работу сразу после завершения строительства.

Всеволод Лисовский поставил 48-часовой спектакль

Исторический прецедент: Всеволод Лисовский, известный прежде как комиссар «Театр.doc», а еще прежде как соучастник ростовского движения «Искусство или смерть», поставил спектакль, который длится двое суток и называется «Сквозь. Скольжение по возможностям». Происходит он, конечно, не на сцене: это спектакль-путешествие по пригородным направлениям от Курского вокзала. Полноценными частями спектакля становятся, к примеру, заселение на турбазе под Орлом, посещение детского спектакля про зайца. В основе — книга Вернера Гейзенберга «Физика и философия»; путешественников сопровождают пятеро актрис в свадебных платьях и с разного рода измерительными приборами в руках. Собственно, смысл события — в результатах измерений, фиксирующих фактическое воздействие спектакля на окружающую среду. Опыт повторят дважды ближайшей весной.

«Попытка вызвать дух Ленина с помощью учебника квантовой механики» Театра им. Алехандро Валенсио

Другой квантовый опыт осуществили прохиндеи из младшей смены — Театр им. Алехандро Валенсио. Вооружившись учебником квантовой механики, они пытались проникнуть на Красную площадь и с помощью энергии зрителей воскресить там Ленина. Разумеется, площадь оказалась перекрыта, а спектакль закончился в отделении полиции. Nice try!

«Практику» возглавили Марина Брусникина и Борис Мездрич

«Человек из Подольска. Сережа очень тупой»

Помните скандал с «Тангейзером»? Тогда директор Новосибирского театра оперы и балета отказался снимать с репертуара спектакль по просьбе министра культуры и был уволен. Этот человек — Борис Мездрич, один из самых прожженных и маститых театральных директоров. С тех пор он пропал с радаров. А в этом августе был назначен в переживающую кризис «Практику». А худруком стала вдова Дмитрия Брусникина — режиссер и педагог Марина Брусникина. Первые же премьеры нового сезона — огромный успех. «Человек из Подольска. Сережа очень тупой» брусникинцев и «Дождь в Нойкельне» кудряшей (выпускников и студентов гитисовского курса Олега Кудряшова) обречены стать хитами на много лет вперед.

Эдуард Бояков возглавил МХАТ им. Горького

Между тем создатель некогда самого прогрессивного московского театра «Практика» Эдуард Бояков стал художественным руководителем самого консервативного и гиблого театра города — МХАТа им. Горького. Татьяна Доронина заняла специально придуманную для нее должность президента театра. А завлитом стал Захар Прилепин. Как ни крути, новость грандиозная. Если это такой троянский конь и предшествующие реверансы Боякова в сторону действующей власти были частью тонкой стратегии внедрения в стан противника, — это вышак. Если действительно у самого одаренного российского театрального продюсера образовалась неистовая любовь к «русскому миру» (вместе с сопутствующей ненавистью к гомосексуалам), то попкорном запастись все равно будет не лишним. Значит, скоро в Москве появится лучезарный северокорейский театр с видеомаппингом, ликами святых и песнями Александра Ф.Скляра.

Константин Богомолов начал ставить «как написано»

«Слава»

Не совсем так, но почти. «Три сестры» в МХТ им. Чехова Богомолов поставил, как водится, с видеокамерами и громадными экранами вместо декораций, но — строго по тексту. И настолько стилистически безупречно, что, казалось, безнадежно затертые реплики чеховских персонажей срабатывают как панчлайны. Эффект тем удивительнее, что сидящие неподвижно на диванах артисты держат покер-фейс и проговаривают текст почти скороговоркой (а барона Тузенбаха грандиозно играет Дарья Мороз). Тот же трюк режиссер провернул в петербургском БДТ им. Товстоногова с соцреалистической пьесой Виктора Гусева «Слава» 1935 года в стихах (!).

Дмитрий Волкострелов поставил берестяные грамоты

«Хорошо темперированные грамоты» Дмитрия Волкострелова и театра Post — первое в мировой практике обращение к великому историческому документу, новгородским берестяным грамотам. Структурная основа спектакля — «Хорошо темперированный клавир» Баха. Вдобавок грамоты зачитывают сами зрители в соответствии с выпавшим жребием. За одну только идею хочется выдать Волкострелову орден «За заслуги перед отечественным театром».

Шестидневный спектакль-марафон в «Электротеатре Станиславский»

Еще один рекорд года. Сотня выходцев из «Мастерской индивидуальной режиссуры» Бориса Юхананова под его руководством выпустили 12 спектаклей, собранных в единое полотно длиной в шесть дней. В основе каждого спектакля — миф об Орфее и Эвридике. Во-первых, это отличный визуальный театр с фантастическими костюмами. Во-вторых, оставляя за скобками некоторую актерскую небрежность, сама структура автоматически погружает публику в безумный трип одного сюжета с бесконечными вариантами его прочтений. Ну и в-третьих, ничего подобного еще просто-напросто никто не делал. Проект номинирован на «Золотую маску» в конкурсе «Эксперимент».

«28 дней» на фестивале «Любимовка»

«28 дней»

На фестивале молодой драматургии «Любимовка» главным открытием стал феминистский текст дебютантки Ольги Шиляевой — про менструальный цикл. Текст стилизован под античную трагедию с хором и при прочтении вызывает у слушателей паранормальный хохот. В 2019 году логично ждать волну постановок в театрах страны. В первую очередь, конечно, независимых.

Все ставят Данилова

Писатель Дмитрий Данилов полтора года назад по настоянию Михаила Угарова написал свою первую пьесу — «Человек из Подольска». Спектакль по ней сразу же поставил сам Угаров в «Театр.doc», а теперь абсурдистская история про обывателя в гостях у полицейских-интеллектуалов идет по всей стране от Москвы и Петербурга до Норильска и Йошкар-Олы. Данилов тут же написал вторую пьесу «Сережа очень тупой» про трех таинственных курьеров, которые пришли к растерянному программисту домой и не хотят уходить. И снова тот же эффект: сразу две премьеры в Москве — в «Мастерской Петра Фоменко» и «Практике» (спектакль сразу по двум пьесам, так и называется «Человек из Подольска. Сережа очень тупой»), потом в «Старом доме» в Новосибирске, и это только начало. Третью пьесу «Свидетельские показания» уже сыграли в Красноярске, спектакль приедет на «Золотую маску». В общем, у Ивана Вырыпаева появился серьезный конкурент.