С 5 по 7 октября в Москве пройдет спектакль-экспедиция Всеволода Лисовского «Сквозь/Скольжение по возможностям». Участники отправятся в 48-часовое путешествие с научной целью: всесторонне измерить трансформацию реальности в ходе спектакля. «Афиша Daily» выяснила, как устроен амбициозный театральный эксперимент, и какие для него потребуются гаджеты.

Что это вообще такое

Нечто вроде двухдневной туристической поездки по неочевидным местам за пределами МКАД. Старт и финал — на Курском вокзале. Вместо гидов — четыре актрисы и режиссер; вместо комментариев к путешествию — фрагменты из книги отца квантовой физики Вернера Гейзенберга «Физика и философия» и платоновского диалога «Тимей». И главное — в ходе всего пути будут производиться измерения разнообразных характеристик окружающей среды.

Маршрут предполагает около двадцати опорных точек, в каждой из которых актрисы намерены производить событие и измерять его воздействие на реальность. Сопутствующие материалы по ходу действия будут приходить участникам в сообщениях на телефоны. В конце все получат по книге с подробной фиксацией всех произведенных наблюдений. В стоимость билета (10 000 рублей) включены дорога, ночевка и питание.

Кто это делает

Всеволод Лисовский — основатель экспериментального театра «Трансформатор». Выходец из ростовского движения восьмидесятых «Искусство или смерть», затем телепродюсер, а в последние несколько лет — режиссер-концептуалист на территории DIY. Создатель спектакля, в котором ничего не происходит, «Молчание на заданную тему», спонтанного пранк-променада «Неявные воздействия», перформанса по математическому трактату «Индивиды и атомарные предложения» и еще десятка радикальных театральных опытов с минимальным бюджетом и сильным теоретическим обоснованием. «Сквозь/Скольжение по возможностям» — спектакль, поставленный на грант Фонда Прохорова, — самый масштабный на данный момент проект Лисовского.

Как поучаствовать

Если на ближайший показ попасть не получается, придется записаться в лист ожидания и дождаться весны (зимой показов не будет). Каждый новый спектакль — новая глава из книги Гейзенберга и новый маршрут. Следующие серии проекта будут реализованы на деньги с предварительной продажи билетов. За подробностями можно следить на сайте «Трансформатора»; там же будут публиковаться научно-статистические результаты каждого показа.

Актриса Ульяна Васькович держит в руках шумомер — устройство, измеряющее уровень шума в децибелах. Он будет использоваться для измерения трансформации среды в тех же девятнадцати опорных точках маршрута — как и магнитометр, который пригодится на территории Курской магнитной аномалии.

© Ксения Колесникова
1 из 4

Актриса Людмила Корниенко и тонометр. Потребуется для измерения артериального давления участников в ходе экспедиции.

© Ксения Колесникова
2 из 4

Актриса Екатерина Дар и смартфон. Универсальное устройство. Служит для определения точных координат опорных точек маршрута, температуры воздуха и атмосферного давления, фотофиксации пролетающих птиц, проползающих букашек и так далее. Все полученные материалы становятся частью результатов исследования. «Возвращаемся к натуралистике времени Гумбольдта. То есть с точки зрения современной науки занимаемся какой-то бессистемной … [ерундой]», — Всеволод Лисовский.

© Из личного архива
4 из 4
Всеволод Лисовский
Режиссер

«Главным является не спектакль, а исследование. Мы закупили физические приборы и будем проводить реальные замеры. Идеологически что главное в спектакле? Что происходит некое событие. Событие — это нечто, что оказывает воздействие на среду. Каким образом событие воздействует на среду, мы сказать не можем. Собственно говоря, проект — это попытка разработки алгоритма измерения трансформации среды в процессе события. И измерение при этом тоже становится событием. Спектаклем как таковым является перемещение.

«Двое суток незнакомые друг с другом люди едут хрен знает куда и хрен знает зачем. Это и есть спектакль»
Всеволод Лисовский
Режиссер

А актеры занимаются возмущением среды, чтобы была возможность что-то измерить.

В основе — не только книга Гейзенберга, но и диалог Платона «Тимей». Гейзенберг пишет, что это в принципе об одном и том же — квантовая физика и идеалистическая философия Платона. Наше путешествие — в каком-то смысле прощание с миром, который мы знаем. Потому что то, что мы видим, вплоть до цвета лука и цвета салфетки, — это предмет договоренности. Мы какими-то конвенциями вычленяем в этом хаосе что-то и в рамках этих парадигм что-то видим. А целиком он [хаос] нашей аппаратурой не считывается. Когда мы сменим ньютонианскую парадигму на квантовую, лук перестанет быть зеленым. Будет новая договоренность, и она будет связана с большей степенью свободы».

Подробности по теме
«Мединский — светлая фигура, добивает советскую систему господдержки». Интервью с Всеволодом Лисовским
«Мединский — светлая фигура, добивает советскую систему господдержки». Интервью с Всеволодом Лисовским
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!