Откуда взялась «черная пятница»?
«Черная пятница» — образцовый маркетинговый ход, придуманный в США для привлечения покупателей в предрождественский период. По статистике, самые крупные покупки в году приходятся именно на месяц перед Рождеством, когда все закупаются подарками для близких. Стартует «пятница» после Дня благодарения, официального американского праздника, который отмечают в четвертый четверг ноября. После ужина с традиционной индейкой семья составляет список покупок и разминается перед кровавой бойней за самые лучшие скидки. Именно в «черную пятницу» в Америке можно купить товары с реальными скидками до 80%. Из-за того, что желающих сэкономить больше, чем товаров, пятница и стала «черной». Считается, что в дни распродаж, если вы не собираетесь в магазин, на улицу лучше не выходить.
Действительно ли в этот день люди так много тратят?
Судя по аналитическим отчетам, с каждым годом показатели предпраздничных покупок растут: общий счет одного покупателя в Америке с 2005 по 2015 год вырос с 734 долларов до 805 долларов, а общее количество потраченных денег по всей стране выросло с 496 до 656 миллиардов долларов. Показатели конкретно по «черной пятнице», наоборот, падают: с 2011 года количество участников сократилось со 126 миллионов до 102 миллионов. Средний чек каждого покупателя также упал с 398 долларов до 299 долларов. Несмотря на статистику, прямо сейчас все американские магазины готовятся к наплыву покупателей, так как «черная пятница» уже на следующей неделе. Естественно, покупать в онлайн-магазинах могут и жители других стран, включая Россию.
К чему приурочена «черная пятница» в России?
Поскольку аналогов Дню благодарения в России нет, «черная пятница» у нас проходит в отрыве от традиций, исключительно по аналогии с успешным американским кейсом. Даты проведения подбираются весьма условно, иногда они совпадают в американскими, иногда нет. В России пятница к тому же часто растягивается на три дня и длится до понедельника.
Почему в России две «черные пятницы»?
К 2016 году в России оказалось сразу две организации, которые собирают вместе магазины, готовые участвовать в акции. Первая — Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), вторая — ООО «Блэк Фрайдей». Чем они известны? ООО «Блэк Фрайдей» пытается внедрить систему предновогодних распродаж в России с 2013 года, но каждый год неизменно сталкивается с рядом фатальных проблем: то упадут серверы сайта, не выдержавшие количества покупателей, то организаторов обвинят в заранее завышенных ценах, из которых потом вычитают незначительные скидки. Поскольку распродажа по большей части касается онлайн-магазинов, те оставляют за собой право применять скидку только к определенным позициям, не оглашая полный список. У АКИТ, которая подхватила инициативу позже, накладок меньше: организации уже удалось удачно провести два «Киберпонедельника», а к ноябрю 2016 года они создали вторую площадку — Real Black Friday, — где будут продавать товары со скидками 155 известных магазинов.
Почему «черная пятница» в России не такая, как хотелось бы?
Ответов много. Например, недобросовестные продавцы делают привлекательные скидки на несуществующий товар, то есть заманивают покупателя в магазин любой ценой. Или действительно делают эту скидку, но на очень маленькое количество единиц товара, которое немедленно распродаются. Продавцу невыгодно снижать цены на новинки и топовые категории, поэтому на распродажу обычно уходят залежавшиеся товары, которые в обычный день не привлекли бы покупателя даже по сниженной цене. И так далее.
Как поучаствовать в «черной пятнице» в России, если очень хочется?
Схема неочевидная: вы не получите скидку, если просто зайдете в онлайн-магазин. Нужно предварительно зарегистрироваться на сайте Black Friday и следовать инструкциям, которые вышлют по почте. Для участия во второй — Real Black Friday —нужно оставить адрес своей электронной почты на сайте и дождаться приглашения.
Смартфоны и ноутбуки Apple в re:Store, всевозможная техника в Media Markt, «М.видео» и «Эльдорадо», китайские смартфоны в Huawei Honor, софт и программы в Microsoft, фотоаппараты Olympus, гироскутеры и сигвеи в Hover Bot и другие.
Милые безделушки и канцелярские принадлежности в PichShop, вещи для декора в «Красном кубе», керамические кастрюли из фильмов про Рождество в Emile Henry, раскраски по номерам в «Леонардо», книги в «Буквоеде» и другие.
Британский мастодонт масс-маркета Asos, легендарные кеды «Два мяча», мужская, женская, детская одежда и обувь, предметы интерьера и мебель в YOOX с доставкой в Россию, дорогая одежда и аксессуары в KupiVIP, одежда премиальных марок из прошлых коллекций в The Outlet, пуховики российского дизайнера Cyrille Gassiline, мягкие пижамы в подарок в Oysho, красное кружевное белье французского LʼAgent by Agent Provocateur и другие.
Все для сникер-фриков в Street Beat, обувь New Balance, американская классика Vans, скейтерские DC Shoes, горнолыжная одежда Quicksilver, все для баскетбола в Kickz4u и другие.
Элегантная мебель и декор в Crate & Barrel, поднос в виде золотого ананаса в BoDeCo, роскошные и не очень осветительные приборы в LampArt, мягкие диваны на любой вкус в divan.ru, сырье для производства мебели своими руками в OBI, разноцветные комоды в «Этажерке» и другие.
Украшения из кожи и серебра испанского дома UNOde50, кольца, как у принцесс из мультиков, в Valtera, классический ювелирпром «Бронницкий ювелир», «Адамас» и другие.
Гипермаркет «Ашан», вино в Simple Wine, еда с доставкой из ближайшего ресторана в Delivery Club, красная икра и свежий тунец в «Деликатеска.ру», спортивное питание в Okfit.ru, все для производства пива у себя дома в «МирБир» и BeerMachine и другое.
Одежда для детей родителей-миллениалов в магазине Rookie, игрушки и одежда в «Кораблике», главный детский рай «Детский мир», пуховики и коляски в Babadu, огромный выбор обуви в «Весело шагать», пуховые комбинезоноы в Reima и другие.
Интернет-магазин косметических интересностей Pudra, аптечная косметика для несовершенной кожи La Roche-Posay, базовые средства с твистом Payot, сетевой гигант «Иль де Ботэ» и другие.