Релиз Премьера альбома Soul Surfers «Soul Rock!»
Дебютный альбом группы из Нижнего Новгорода, уверенно представляющей Россию на мировой соул-сцене, — как бы удивительно это не звучало. Выражается это в том, что «Soul Rock!» издается на лос-анджелесском лейбле Ubiquity, а записывался при участии звездной интернациональной команды.
- Вы выпускаетесь в Америке, а живете?
- Мы находимся в Нижнем Новгороде и живем во время, когда абсолютно все равно, где ты находишься. В свое время мы отослали демозаписи на несколько лейблов, выбрали лучшее предложение и стали издаваться в Детройте, на Funk Night. А впоследствии нас подхватил более серьезный лейбл Ubiquity из Калифорнии.
В США мы иногда приезжаем выступать. Например, этим летом состоялся небольшой тур. Кроме того, играли в Европе на соул- и джазовых фестивалях, на серферских фестах. В США эта музыка абсолютно народная, люди идут самые разношерстные. После концерта в Чикаго к нам подошел черный парень и сказал, что просто охренел, когда узнал, что мы белые парни из России, — он был уверен, что мы черная группа из Детройта.
- У вас даже пресс-релиз на английском, это значит, что ваш слушатель там?
- Наш слушатель везде. Например, в Японии по предзаказам раскупили практически весь тираж виниловых пластинок и, что удивительно, компакт-дисков. Я попросил чуваков с лейбла прислать мне 20 дисков, они прислали 10 и сказали: «Блин, у нас их реально мало осталось, японцы все раскупили, допечатаем еще и пришлем». В России такая музыка была еще в 70-х, в эстраде тех лет было много грува и соула. Но почему-то все исчезло на рубеже 90-х. И мы пытаемся вернуть хороший музон на русскую сцену. Со временем вы услышите и наши песни на русском, но называться этот проект будет немного иначе.
- У вас обширная дискография виниловых 7-дюймовок. Объясните, зачем это нужно? Как вообще работает эта индустрия?
- «Семерки» — это классика фанка и соула. Традиционный формат. Например, у рэп-микстейпов традиционный формат — кассета. У хауса — 12'' синглы. У фанка, соула, R’n’B, психоделического рока — 7" синглы. Я сам собираю такие пластинки и очень люблю такой формат. Есть огромное количество диджеев, кто до сих пор играет с семидюймовок. В конце концов, это просто удобно — одна пластинка и две песни.
В современном соуле все лучшие группы представлены на виниле. В этой тусовке на семерки реально есть спрос. Так, из более чем двадцати наших сорокапяток не продан только тираж четырех или пяти релизов — все остальные полностью распроданы. А несколько первых релизов у коллекционеров стоят по 30–50 долларов за экземпляр.
- К фанку автоматически клеится ярлык «ретро». Что вы думаете об этом?
- Особенно в России! К нему еще клеят много всяких ярлыков типа «очки-звездочки», Red Hot Chili Peppers, «черная тетенька с афро» и все такое. Поэтому здесь мы стараемся не использовать даже само слово «фанк». В СССР, кстати, слова «фанк» просто не знали, называли это «джаз-рок», а мы его называем «соул-рок». Потому что любой разбирающийся человек скажет, что «фанк» и «соул» — очень трудноотделимые друг от друга понятия. Что касается ретро — ничего подобного, музыка живет и развивается. Если вы послушаете фанк и sweet soul 60-х, а потом послушаете Дрейка, D’Angelo, Эрику Баду, The Roots, то услышите, что это все из той же серии. Просто поменялась манера сведения, ну и музыканты теперь не умеют играть на инструментах, а умеют нажимать пэды на семплерах. А певцы (вроде того же Дрейка) так себе поют, поэтому пользуются автотюном, но пытаются рассказать всю ту же историю. Мы же пытаемся рассказать историю так, как на постсоветском пространстве ее никто еще не рассказал, а надо бы. И помогли нам в этом лучшие представители современного соула и фанка со всего мира.
- Расскажите о людях, которые играют с вами на этом альбоме.
Myron & E — соул-дуэт из Калифорнии, который выпустил свой альбом на лейбле Stones Throw Records. Мы знакомы давно — менялись пластинками и общались, они подмечали наши синглы, нам же очень понравился их дебютный альбом. Когда Майрона и Эрика пригласили в Москву на Пикник «Афиши», они предложили сыграть с ними в качестве их группы. Получилось очень достойно. В Москве мы записали песню «You Can Run But You Can’t Hide from My Love» с их вокалом. Stones Throw обычно так и не делают, но нам они дали разрешение на выпуск песни с их артистами на другом лейбле. А значит композиция им тоже понравилась.
Шон Ли — автор хита «Kiss the Sky» и огромного количества музыки разных жанров, знаковая фигура в среде современной соул- и грув-музыки. Шон давно работает с лейблом Ubiquity Records и неоднократно играл в своих радиошоу наши пластинки. Он спел, сыграл на гитаре и на вибрафоне в песне «Time Is a Gun».
Дуэт диджея и певца из Англии Smoove & Turrell — довольно частый гость в России, неоднократно выступал у нас, в Нижнем Новгороде. Мы познакомились, когда они попросили помощи в поиске советских пластинок. Я помог, а заодно показал инструментал, который мы записали предыдущим вечером. Ребятам понравилось, и они предложили записать на него песню.
JJ Whitefield, он же Ян Уайтфилд, без сомнения, одна из важнейших фигур на мировой соул-фанк-психоделик-сцене. Ян начинал в конце 80-х, основав с братом Максом и своими одноклассниками группу The Poets of Rhythm, которая записала много материала с 90-х и до середины 2000-х. Братья работали в разных проектах вместе и по отдельности. Их проект Whitefield Brothers в конце 2000-х выпустили те же Stones Throw. Макс же вообще отметился игрой на барабанах в том альбоме Лапы Дель Рей, который спродюсировал Дэн Ауэрбах из Black Keys — тоже, как и я, большой поклонник The Poets of Rhythm. С Яном и Максом мы познакомились в Мюнхене, хорошо общаемся и меняемся находками и пластинками. Яну очень понравились наши треки, и он даже хотел их выкупить. Но в итоге они остались у нас на альбоме.
Малкольм Катто — возможно, лучший из ныне живущих фанк-барабанщиков. Малкольм — настоящий серый кардинал современной музыки. Лидер The Heliocentrics, тур-барабанщик DJ Shadow, ему довелось записать альбомы с такими джазовыми воротилам, и как отец эфиопского джаза Мулату Астатке, американский певец, писатель и режиссер Мелвин Ван Пиблз, он давал концерты с Gaslamp Killer и The Sun Ra Arkestra. Малкольм выступал в Петербурге с нашим басистом Ромео — так мы записали две композиции с ним. Малкольм — хороший товарищ и сильно вдохновляет меня как барабанщика и музыканта.
Didier — продюсер и один из лидеров The Soul Investigators, финской соул- и фанк-группы, которую я давно люблю и с которой мы давно дружим и сотрудничаем. Барак Обама, виновный во всех возможных грехах в современной России, три года назад включил в свой предвыборный плейлист песню Nicole Willis & The Soul Investigators «Keep Reachin’ Up». Didier неоднократно встречал меня в Хельсинки, я бывал на студии, так что он с легкостью согласился сыграть с нами в треке «Astra» на вибрафоне.
Арзу (Виктор) Гусейнов — легендарный трубач из ансамбля «Мелодия», который записал более 500 композиций — начиная от Высоцкого и Ободзинского, заканчивая Колы Бельды и Александром Градским. С этой легендой я познакомился на вечере памяти Владимира Ильича Василькова, легендарного советского барабанщика, у которого мне даже довелось поучиться, и предложил сыграть с нами. Послушав наш материал, Виктор любезно согласился, и его соло на трубе можно услышать в «Straight Up». Работать с таким опытным и закаленным музыкантом, который очень четко понимает, что и как нужно играть, — это одно большое удовольствие.