перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Хоббит» Как Питер Джексон изменил Голливуд

К премьере финальной части «Хоббита» — HFR, клонирование актеров и другие приемы и технологии, которыми Голливуд обязан изобретательскому гению Питера Джексона.

Кино
Как Питер Джексон изменил Голливуд

48 кадров в секунду

Разница между 24 и 48 кадрами на примере трейлера к «Хоббиту»

Трилогия «Хоббит» стала первопроходцем для технологии HFR — демонстрации фильма на экране с частотой 48 кадров в секунду вместо традиционных 24, к которым привыкли зрители за сто лет существования кино. В связи с этим, например, художникам 3D-графики приходится выводить вдвое большее количество кадров, чем обычно. Адепт HFR Питер Джексон уверяет: чем чаще мелькает экран, тем точнее изображение, приятнее эффект 3D и реалистичнее движения. Ему вторит Джеймс Камерон, который собирается выпускать сиквелы «Аватара» с повышенной частотой кадров и окончательно превратить HFR в мейнстрим. Зрителям же пока такая технология крайне непривычна: из-за большей реалистичности картинки куда отчетливее становится видно, что на актерах грим, а декорации — рисованные.

Видеоблоги

Один из отчетов Джексона со съемок «Хоббита»

Питер Джексон одним из первых придумал освещать съемки собственных фильмов при помощи онлайновых «производственных дневников». Джексон стал видеоблогером еще в те давние времена, когда «Братство Кольца» только затевалось, и на протяжении всей трилогии держал фанатов в курсе происходящего. На «Кинг-Конге» он наснимал столько видеоблогов, что специально под них выпустили отдельное DVD-издание задолго до премьеры самого фильма. На съемках трилогии «Хоббит» Джексон продолжил свою давнюю традицию.

Трилогии

Когда Джексон выиграл право снимать «Властелина Колец» — еще в 1997 году, он сразу же задумывал снимать трилогию: просто потому что сам исходный материал был написан в трех томах. Впрочем, для Голливуда того времени это был не самый очевидный путь — к сиквелам там относились с подозрением и планировали их только в случае большого успеха первой части. Часто сиквелы вообще снимались с низким бюджетом и сразу для видеопроката, так что планировать сразу три высокобюджетных фильма для студии было слишком большим риском. Изначально Джексону удалось уговорить студию Miramax хотя бы на 2 фильма вместо трех, но позже студийные боссы все-таки потребовали один. Спасла тогда только перекупка проекта студией New Line, которая решила рискнуть, согласилась на трилогию — и заработала рекордную кассу. С тех пор планирование крупных проектов сразу же в несколько частей (чаще всего трилогиями) стало общим местом.

Клонирование для батальных сцен

Наглядное видео как работает программа MASSIVE

Джексон вложил свои собственные деньги в разработку новаторской компьютерной программы MASSIVE, которая смогла достоверно воссоздать сражения многотысячных армий, что так впечатляют в фильмах трилогии «Властелин Колец». Получилась незаменимая штука для съемок масштабных битв за Средиземье — программа может при помощи анимации клонировать горстку статистов в полчище воинов, каждый из которых будет двигаться по-своему. С помощью этой же программы кропотливо воссоздали текстуру шерсти обезьяны в «Кинг-Конге» — каждый волосок запрограммировали отдельно.

Масштабируемые актеры

Чудеса оптической иллюзии на съемках «Властелина колец»

Для съемок эльфов и хоббитов в одном кадре из-за разницы в их росте приходится идти на ухищрения. В массовых сценах чаще всего используются дублеры-карлики в пластическом гриме, как у главных героев. На крупных планах во «Властелине Колец» применялась оптическая иллюзия: к примеру, Гэндальфа ставили ближе к камере, а хоббита — дальше, чтобы в кадре они казались разного роста. Однако при 3D-съемке «Хоббита» такой прием сразу стал заметен, поэтому пришлось придумывать новый фокус: Гэндальфа снимали отдельно на фоне хромакея, а потом вшивали его в сцены с хоббитами. Актер Иэн МакКеллен признался, что чуть было не впал в депрессию от одиноких съемок без партнеров на зеленом фоне.

Три фильма в один заход

Мало того, помимо многочастного планирования проектов, Джексон популяризировал выгодную модель, когда все сиквелы или все части одного фильма снимаются единовременно. Делать так пробовали и раньше (например, вторую и третью часть «Назад в будущее»), однако Питер Джексон возвел эту схему в абсолют и узаконил ее работоспособность. Все три части «Властелина Колец» снимались одновременно, а спустя десять лет Джексон повторил этот трюк с трилогией «Хоббит». Таким же образом снимали новые части «Матрицы», «Гарри Поттера», «Пиратов Карибского моря» и грядущие продолжения «Аватара» и «Мстителей».

Моушен-кэпчур

Голлум в 2002-м и 2013-м годах

Метод создания анимационных персонажей при помощи захвата движений настоящего актера. Технология пережила настоящий бум, после того как мир увидел, что вытворял Энди Серкис в образе Голлума при помощи этой техники во «Властелине Колец». Джексон даже добивался того, чтобы Серкиса номинировали на «Оскар» как лучшего актера второго плана, но киноакадемики еще не были готовы к столь смелому шагу. С тех пор технология моушен-кэпчур покоряет Голливуд и совершенствуется — Голлум из «Хоббита» выглядит гораздо реалистичнее своего предшественника из «Властелина Колец». К слову обо всех цифровых технологиях: Джексон также один из первых, кто стал использовать сторонние студии для создания спецэффектов, применяя спутниковую связь для передачи данных.

Съемки в Новой Зеландии

Наглядное объяснение того, почему Новая Зеландия — лучшее место для съемок Средиземья

Благодаря Джексону далекая и живописная Новая Зеландия превратилась в мощный производственный кинополигон для голливудских студий. На родине режиссера разместилась одна из самых продвинутых студий компьютерных спецэффектов и постпродакшена. Трилогия «Властелин Колец» и фильмы «Хоббит» принесли экономике Новой Зеландии сотни миллионов долларов, не говоря уже о всплеске туристической активности. В съемках успела поучаствовать чуть ли не половина населения страны: массовка, артисты, разнорабочие, водители, персонал. Будучи на короткой ноге с Джексоном, местное правительство часто идет ему на уступки — снижает налоги, разрешает съемки в священных местах, а в день премьеры «Хоббит: Нежданное путешествие» даже официально переименовало столицу страны в Средиземье.

Хронометраж

Оглядываясь на «Титаник», «Властелин Колец» установил новые стандарты хронометража для голливудских блокбастеров. Если раньше успешные фильмы вроде «Звездных войн» могли себе позволить только до двух часов экранного времени, то Питер Джексон доказал, что массовый зритель готов высидеть и трехчасовое полотно —да еще и попросить добавки в виде расширенной версии на DVD. С тех пор в кино работает негласное правило: каждый уважающий себя масштабный голливудский фильм считает своим долгом длиться никак не меньше двух с половиной часов.

Ошибка в тексте
Отправить