Онлайн-покупки
DHL, пошлины и заявление Путина: что происходит с интернет-шопингом?
В середине прошлой недели началась легкая паника — заголовки статей объявляли об усложнении правил для посылок из-за рубежа. «Город» решил разобраться, что действительно грозит онлайн-ретейлу в России.
Что случилось?
Дальше события приняли абсурдный характер: сначала «Почта России», SPSR и другие российские компании экспресс-доставки сообщили, что для них правила не менялись, а затем и таможня разместила у себя на сайте пресс-релиз, в котором опровергла новости об ужесточении требований. Тем не менее на все вопросы пресс-служба DHL до сих пор отсылает к официальному заявлению.
В социальных сетях пользователи пишут, что их посылки DHL действительно застряли на таможне и курьерская служба просит их предоставить оригиналы документов. В итоге можно утверждать, что случилось серьезное ужесточение требований со стороны одного конкретного оператора — DHL. И доставка с www.net-a-porter.com, www.amazon.com, www.mrporter.com и www.shopbop.com, которые с ним работают, потребует больше усилий. Однако история прошлой недели дала повод задуматься о том, что в ближайшее время может случится на рынке интернет-торговли.
Апдейт: в четверг, 22 января, стало известно, что Ассоциация экспресс-переводчиков собирается прекратить доставлять посылки частным лицам ( «Пони Экспресс», TNT, FedEx, UPS, DPD, TNT ).
Иллюстрация, наглядно демонстрирующая, что даже при введении десятипроцентной пошлины, покупать товары на eBay будет дешевле, чем в магазинах
Чего бояться?
Несмотря на то, что новые правила оформления ввела пока лишь одна курьерская служба и выглядит это как недоразумение, в ближайшее время онлайн-шопинг в России явно ждет трансформации. В конце 2013-го чиновники обратили внимание на быстро растущий рынок. В ноябре руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов предложил снизить весовой порог международных отправлений, сократить возможное количество принимаемых посылок в месяц до 1 в одни руки и заодно ввести 10%-ную пошлину на покупки стоимостью до 1000 евро. Уже через месяц в своем Послании Федеральному собранию таможенников поддержал Путин.
Следующее заявление поступило от министра финансов Анатолия Силуанова, предложившего опустить порог беспошлинных отправлений до 150 евро. Последним пунктом в этой истории пока остается поручение Медведева правительству рассмотреть возможность использования полученных в результате доходов для финансирования инженерной инфраструктуры. То есть деньги, которые российские покупатели будут переплачивать за рюкзаки Herschel, уйдут на ремонт труб и зарплату газовщиков. К 24 февраля предложение должны подготовить.
Если на основании всех этих заявлений представить себе самый гуманный сценарий, то выглядеть он будет примерно так: посылки стоимостью выше 150 евро будут облагаться 10%-ной пошлиной, а количество ежемесячных отправлений одному физическому лицу будет ограничено. Такая мера на самом деле не является уникальной — пошлины за международные посылки взимают во многих странах мира. В США она составляет порядка 7–10%, в Канаде — 8%, а в ЕС и вовсе 10–15%.
К чему это приведет?
Введение
подобных мер вряд ли отобьет желание покупать в интернете у тех, кто к этому
привык. Во-первых, слишком большое количество вещей пока просто невозможно
приобрести на территории России. Во-вторых, даже 10%-ные пошлины не сведут к минимуму разницу между внутренними и международными ценами,
например в стоимости гаджетов или колец Tiffany & Co.
Интересно, что большинство российских магазинов, торгующих в средней ценовой категории, ждут позитивного эффекта от введения ограничений. Разрыв цен тут и так в последнее время был не слишком сильным, а с потенциальными пошлинами он и вовсе сократится до сотен рублей. Учитывая скорость и стоимость доставки через границу, невозможность померять понравившуюся вещь и сложность с возвратом той, которая не подошла, шансы охватить новую аудиторию у наших онлайн-магазинов высоки. Кто-то, наверное, продолжит заказывать не представленные в России марки в интернете. А кто-то при новом раскладе сил попробует создать собственный магазин и начнет продавать то, чего нет у других.
«Если предложенный ранее ФТС налоговый сбор до 10% на все иностранные интернет-покупки, в том числе стоимостью до 1000 евро, все-таки будет введен, российский ретейл ждет всплеск потребительского спроса. Разница в стоимости покупок сегодня — единственное преимущество зарубежных продавцов. С появлением пошлин оно будет фактически утрачено.
Запуская проект Lamoda, мы рассматривали возможность изменения в России таможенного режима. Сейчас мы имеем возможность в течение 2–3 часов формировать заказы, отгружать их с московского склада и транспортировать на собственные транзитные склады, чтобы затем доставлять клиентам с помощью собственной курьерской службы. Таким образом, не нужно ждать, пока товар пройдет таможенное оформление, как это бывает при покупке в зарубежных интернет-магазинах, и тем более самостоятельно участвовать в этой процедуре. Все товары мы доставляем прямиком с нашего склада в Подмосковье. Это позволяет сократить сроки доставки до минимума. Таким образом жители 25 городов России могут получить товары уже на следующий день после оформления заказа».
«Мне кажется, на весь рынок одежды, аксессуаров и обуви Москвы изменения таможенных процедур и дополнительное налогообложение трансграничной торговли не окажут существенного влияния. Однако российские интернет-проекты, по нашему мнению, получат существенный импульс для развития.
В интернет-пространстве мы, конечно, сталкиваемся с проблемой глобальной конкуренции и должны принимать во внимание предложения иностранных игроков, которые имеют возможность использовать инструменты государственной политики поддержки экспорта. Например, простая и понятная процедура возврата иностранным магазином экспортного НДС, что выражается в прямой возможности предоставления скидки российским покупателям. Развивающаяся инфраструктура международной логистики дает возможность иностранным онлайн-продавцам полноценно присутствовать на российском рынке, освобождаясь от выполнения установленных для российских ретейлеров обязательств. Выравнивание условий конкуренции нам представляется верным решением. При этом мы ожидаем некоторое увеличение потребительской активности в нашем сегменте».