Украинские дневники
Крым глазами Дениса Синякова
По просьбе «Города» фотограф Денис Синяков, поехавший в Крым, будет каждый вечер присылать свой дневник корреспондента. В первом выпуске — что происходит в Симферополе.
«Прилетев в Симферополь, я удивился, не заметив в аэропорту людей с оружием — о них я читал перед поездкой. Зато как только я вышел из здания, сразу их увидел. Обратив внимание на мою камеру, человек, похожий на таксиста, сразу кинулся ко мне и попытался объяснить, кто они такие. Если вкратце: «Форму может любой купить, и не странно, что она российского образца, как впрочем, и оружие. На рынке любое можно приобрести». Кажется, что российские войска взяли под контроль важные объекты, но тут стараются это скрывать».
«В самом Симферополе вооруженных людей не видно. Мне удалось только однажды встретить нечто, похожее на блок-пост, в центре города. Здание Верховного совета Симферополя охраняют дружинники. В их числе — казаки с нагайками».
«Сегодня теплый день, +14. В городе довольно много людей. Танк «Т-34», стоящий напротив Совета министров, украшен российским и советским флагами. Напротив него — точка для тележурналистов, записывающих стендап. Ничто в городе не напоминает о военном присутствии чужой страны».
«Кое-где попадаются плакаты такого содержания. Солдаты Внутренних войск и «Беркут» тут признаются героями».
«Ближайшая к городу точка напряженности — это военная база танковых войск Украины в селе Перевальное, в двадцати километрах от города. Со вчерашнего дня она находится в кольце российских военных — но в форме без опознавательных знаков. Непосредственный въезд на базу перегородили казаки, хотя мои собеседники утверждают, что приехали они не пойми откуда: это не местные. По их собственным словам, они стоят, «чтобы не допустить кровопролития». Кажется, впрочем, об этом речи не идет: украинские солдаты без боязни выглядывают из-за забора, а русские охраняют свой периметр. Ближе к вечеру казаки грузятся в автобусы и уезжают. День пережили».
«Местные казаки цепью перегораживают въезд на военную танковую базу в селе Перевальное. Есть версия, что они здесь якобы для того, чтобы не дать возможности украинским солдатам покинуть базу по приказу из Киева. Тут же дежурят жены украинских солдат — и, по их словам, они покидать базу и сами не хотят».
«Российский «Тигр» проезжает вдоль стен танковой украинской базы. Вокруг много журналистов из разных стран. Прозападные СМИ местных жителей раздражают: «Врут все», говорят. Знакомая какая история».
«Отец Иван принадлежит к Украинской православной церкви Киевского Патриархата и служит в местном храме — как раз в том, что соседствует с осажденной базой. Вчера, говорит он, был напряженной день. Двое местных с георгиевскими ленточками делали вид, что дерутся. Кричали о провокациях, вызывая напряжение среди солдат. Несколько раз ситуация почти вышла из-под контроля, и отец Иван со своими певчими проводили молебны весь вечер. В его храм ходят военные с семьями — но сейчас солдаты такой возможности лишены. Им запрещено покидать часть, хотя родители говорят, что те хотят домой: завидуют вооружению русских солдат, и вообще, воевать не намерены. Отец Иван был на Майдане и как раз стоял между «Беркутом» и митингующими. Он тут явно в меньшинстве: большинство здесь верит в заговор фашистов, деньги Запада и руку Вашингтона».
«Российский солдат в лесополосе у украинской базы».
«Казаки и ополченцы покидают свои позиции у украинской военной базы».
«Местные мужчины пришли сюда по вышеназванной причине: «не допустить кровопролития». Мужчина в тельняшке и сам раньше служил в этой части. Все хором говорят, что подчиняться России не намерены — и встанут живой цепью на пути русских солдат, если те захотят зайти в часть».
«Жены украинских солдат разговаривают с журналистами. Просят прессу говорить правду. Они не выглядят испуганными, скорее уставшими. Носят солдатам что-то вкусненькое. Они не верят в открытую войну. Я в нее не верю тоже».