перейти на мобильную версию сайта
да
нет

#афишанашла

Познакомьтесь с блогером из Франции, который понимает Россию лучше нас самих

Развлечения

Существует параллельная вселенная, где наша страна вызывает восхищение у всего мира. «Афиша» поговорила с французским ютьюб-блогером Vad Him, который знакомит Европу не только с «Ягуаром» и спайсом, но также с русским бесстрашием и умением находить компромиссы.

«Моя мать русская, а отец — француз. В 1980-х он работал инженером и часто ездил в командировки. С мамой они познакомились в Азербайджане, поженились, и мама переехала во Францию. Я родился и вырос в Нормандии. Моя мама начала учить меня русскому языку, когда мне было два, я пересмотрел все советские мультфильмы — «Ну, погоди!», «Чебурашку», слушал песни. Когда мне было семь, я решил перестать говорить по-русски, потому что у меня случился кризис самоидентификации — я не мог понять, русский я или француз. Это была главная проблема моего отрочества. Со временем я забыл все русские слова, но начал их вспоминать по приезде в Россию. Сейчас для своих французских друзей я русский, когда же я приезжаю в Россию, то для всех я француз.

Я начал делать видеоблог Magical Russian Internet по нескольким причинам. Прежде всего потому что у французов искаженное представление о России и русских. Особенно если вы смотрите все эти безумные видео в интернете, возникает вопрос: какого черта там происходит? Мой блог — попытка ответить на него и обосновать природу всех этих видео. Одновременно я хочу сломать стереотипы о России. За последние два года я был в России несколько раз и знаю, что это за люди, как они живут, знаю, что по улицам не гуляют медведи и не все русские пьют водку на завтрак. Да, я видел ролики про медведей, которые гуляют по улицам где-то на севере страны, но это редкость.

Все началось с того, что я поехал в Петербург в 2013 году. Мой план был сделать сюжет о питерской группе Little Big — они стали очень популярны во Франции, после того как их клип показал в своем видеоблоге Антуан Даниель. Я знал о Little Big еще до этого выпуска: однажды мне скинул их видео «Everyday I’m Drinking» друг со словами «ты должен это видеть, чувак». Так я встретился с участниками группы, взял интервью, побывал на съемке клипа и концерте и в итоге выпустил первое видео. Оно сразу же получило несколько тысяч просмотров, и я решил продолжать рассказывать про Россию. После первого успеха я несколько месяцев поработал на глупых работах от кассира в фастфуде до бармена и снова упаковал чемоданы для путешествия в Россию, на этот раз в Москву. В итоге собрал материал на пять новых эпизодов.

Фотография: facebook.com/vadhimvisual

Я жил на «Ленинском проспекте», «Калужской» и немного на «Молодежной», пару раз ездил в «Митино». Мне нравится хаотичность застройки в России: это такие городские джунгли. Я не большой фанат природы — скорее чувствую себя городским жителем, занимаюсь паркуром и люблю стрит-культуру. Если описать Россию тремя словами, я бы сказал так: безумие, бесстрашие, авантюризм. Только здесь вы можете встретить людей, которые ходят по крышам без страховки и снимают себя на камеру. Русские любят развлекаться, щекоча нервы, они не видят границ. Есть еще популярный стереотип о славянских женщинах, что это высокие девушки, всегда на каблуках и в суперкоротких платьях, ежедневно постят сто тысяч фотографий себя в инстаграме, чтобы услышать, какие они роскошные, хотя они и так это отлично знают, и в довершение — поголовно хотят денег и богатого мужа. Безусловно, такие девушки есть, но не большинство: в России я встретил много простых девчонок с отличным чувством юмора, которые могут говорить на самые серьезные темы, они открыты миру, легко решаются на авантюры. В общем, девушки у вас разные — так же как и во Франции.

Не смейтесь, но из своей первой поездки в Россию я привез одежду. Я нашел марку Cropp Town (на самом деле это польская компания. — Прим. ред.) — мне хотелось показать друзьям, что у вас тоже есть похожие субкультуры и стили. К тому же вещи были дешевые. Еще привез исконно русские продукты — семечки, икру, квас и «яшку» (алкоэнергетик «Ягуар». — Прим. ред.). К тому моменту я посмотрел много видео с гопниками и этим культовым напитком. Моей целью было узнать, какова на вкус вещь, что разрушает Россию. Друзья вынесли вердикт: много сахара — и сравнили его с водкой-редбулом. В общем, я не рекомендую его постоянное употребление, но иногда может быть весело. Знаете, я из тех, кто любит шутки в стиле, который французы называют second degree: это когда ты с суперсерьезным видом говоришь о тупых вещах. И наоборот. Так и с «Ягуаром»: приехал в Россию — бухаешь «яшку».

Выпуск Magical Russian Internet о сложных отношениях россиян с алкоголем

А вот самым сумасшедшим русским, которого я повстречал, был Алексей. Мы познакомились на съемках клипа Little Big «Life in Da Trash», он там был светотехником. Абсолютно без тормозов человек, с дикой жизненной позицией и взглядами на общество. Однажды он прислал мне сообщение: «Чувак, меня могут завтра посадить в тюрьму. Передай моему брату, что со мной все в порядке». До этого он уже сидел в тюрьме. Еще были руферы — тоже сумасшедшие ребята, идеологию которых можно сформулировать так: будущего нет, мы пьем, идем на падик, забираемся на крышу, нам наплевать на всех. Им всем между 18 и 25, но среди них был и тридцатилетний мужик, женатый, с двумя детьми. Иногда они участвуют в уличных потасовках, падают с крыш — реальные беспредельщики. 

Благодаря руферам мне и самому посчастливилось повстречаться с российскими правоохранительными органами. Это было в Петербурге. Мы с девушкой залезли на крышу в здании Театральной академии на Моховой —там есть такие окошки, из которых можно вылезать на крышу из студенческих комнат-гримерок. Нас увидел охранник, схватил, забрал паспорта и вызвал полицию. Приехали полицейские, начали разбираться. Я сразу решил, что лучше косить под бестолкового француза, не понимающего ни слова. Хорошо, что девушка немного говорила по-английски. В отделении еще были таджики, какой-то пьяный парень, делающий необъяснимые движения руками, потом привели отряд проституток. Последние вели себя распущенно и как-то по-свойски: громко смеялись, задирали всех, шутили с полицейскими. Запомнилось, что сотрудник сначала не понимал, какое имя записать в протокол, так как у меня в паспорте их три — знаете, у нас так принято: основное имя и средние. Потом хотел записать меня бомжом, так как у меня не было регистрации. В тот момент мне было несмешно, правда, и особо жуткого страха на меня русское отделение не произвело — такое же, как в Европе. Может быть, потому что все творилось в Питере, а не где-то в глубинке. Было видно по полицейским, что они разочарованы: поймали дурачков, забирающихся на крыши, еще один из них оказался иностранцем. Я думал, они меня хотя бы ударят, но ребята оказались супервежливыми — единственное, что я услышал на английском, было «Сит даун, плиз, мистер». Мне потом говорили, что русская полиция себя так ведет с иностранцами сейчас, чтобы заслужить хороший имидж. В итоге я заплатил штраф в 500 р.  — меньше, чем 10 евро, — и отправился восвояси.

Выпуск про русский экстрим: подростки, поднимающие стокилограммовые штанги, дикие руферы, пенис Григория Распутина

В моих видео иногда появляется мой друг Тома, он снимался в моих сюжетах про видеорегистраторы, а в одном крошечном эпизоде я прикрываю его головой мои гениталии; я, правда, его не предупредил об этом и не получал согласия — получился сюрприз. Еще есть персонаж Юрий — мой подложный кузен из России, гопник, мое альтер эго. Я иногда обращаюсь к нему за советом, но это бесполезно, потому что Юрий все время лузгает семечки и бухает пиво. После того как мой канал начали смотреть, мне все больше приходило сообщений с разными предложениями и темами для новых выпусков. Через VK я познакомился с Аркадием из «Молодежного антинаркотического спецназа» и сделал сюжет про спайс: рассказывал, как активисты самостоятельно борются с драгдилерами. У нас во Франции таких движений нет, хотя марихуану курят повсеместно.

Еще я видел блог московского бомжа. Он показывает такие интимные детали своей жизни, рассказывает, где можно бесплатно поесть, помыться. Это хорошая идея — ничего такого нет во Франции, хотя там полно бомжей, больше, чем в России. Полезно обращать внимание на такие социальные проблемы, ведь ютьюб нужен не только для того, чтобы поржать.

Ролик о русских геях и русской гомофобии

Мое последнее видео с Павлом Петелем посвящено проблеме гей-сообщества в России. Оно на несколько дней опередило закон о легализации гомосексуальных браков в США. Если говорить о гомосексуалистах в России, то первое, что приходит на ум, — это безумный закон Виталия Милонова, который очень долго обсуждали западные СМИ. Проблема с медиа в том, что они все время усугубляют негатив: нормальные люди в России не просыпаются с мыслью «сегодня я убью гея», нет — они встают, идут на работу и решают свои дела, как и все остальные люди на планете. Поэтому я хотел познакомиться и лично поговорить с русскими геями. Я встретился с Дмитрием и Артемом и предложил им дать интервью. Я думал, что запишу только голос без лиц, но, к моему удивлению, они были готовы показать себя и открыто говорить в камеру. Они поделились своими точками зрения, причем разными: у Артема оптимистичный взгляд на проблему, он верит, что в будущем все изменится, а у Дмитрия позиция ближе к реальности. Он говорит: «Да, я гей. У меня могут быть проблемы — такая тут жизнь». Я видел геев в Петербурге и не заметил, что люди кидаются на них. Когда я приходил в гей-клубы, меня это никак не смущало. Один из моих сводных братьев — гей, к слову. Конечно, есть гопники, которые задирают их, но такие существуют и в Париже — мы зовем их «кеке». 

А неделю назад мой друг прислал мне видео ChebuRussia TV с двумя парнями, которые держатся за руки, ходят по Москве и снимают реакцию людей. Я отрицательно отношусь к такого рода социальным экспериментам, потому что они лишь укрепляют стереотипы в сознании людей. Эти парни сделали нечто похожее на то, как девушка прогуливается по Нью-Йорку и снимает сексистские реакции мужиков на нее. Или тот парень, который в кипе ходит по арабским кварталам в Париже. Беда в том, что среднестатистический пользователь после просмотра таких видео лишь подтвердит аксиомы в своей голове, что мужики — мачисты, а арабы — антисемиты. Но ведь это слишком глобальное обобщение. Когда я читал комментарии на французском сайте под видео ChebuRussia TV, меня чуть не стошнило — легко взбудоражить людей из-за каких-то семи идиотов, которые кричат вслед оскорбления. Для меня это видео не вносит вклад в решение проблемы гомофобии в России, а усиливает градус ненависти между русскими и Западом. И это долгая битва со стереотипами с обеих сторон, потому что менталитет разный, а до тех пор, пока ты не пожил в России, понять русских невозможно.

Фотография: facebook.com/vadhimvisual

Я сам стараюсь обходить политические темы. Например, ситуацию с Украиной. Одни медиа говорят А, другие — Б, и я до конца не уверен, где правда. Если я приму какую-то точку зрения, скажем, стану говорить: Путин — отличный мужик, он все сделал правильно, — или, наоборот, буду кричать, что украинцы лучше русских, никому это не понравится. Россия — огромная страна с немаленькой историей. Взять СССР, к примеру. У Франции тоже были колонии, оставшиеся после имперского прошлого, но они разбросаны по островам и континентам. Проблема в том, что многие отождествляют русских со славянами, а ведь есть еще татары, буряты, кавказцы и многие другие народы. Их всех по-прежнему объединяет язык. Для нас, если ты говоришь по-русски, значит, ты русский — вне зависимости от того, где ты родился. Надо понять, что Россия была империей, и сейчас она хочет показать миру, что лучше не затевать с ней драку. 

Самое странное для меня другое: ваша страна вроде бы светское государство, но при этом церковь оказывает большое влияние на общество. Вот история с концертом Мэрилина Мэнсона или Cannibal Corpse, которые не состоялись из-за религиозных экстремистов. Во Франции церковь может высказать свое мнение по таким этическим вопросам, как гей-браки, но концерты — это уже не их епархия, это культура. В России же получается, если губернатор религиозен, то он будет слушать своего епископа и принимать решение. Мне кажется, если человек религиозен — неважно, христианин он, еврей или мусульманин, — то должен держать это при себе, не пытаясь навязывать свою веру обществу. Как это изменить, я не знаю. Может, вам нужно сделать еще одну революцию? 

Фотография: vk.com/vadhim

Если честно, то русские — это лучшие люди, которых я встречал. Они добрые, умные, с открытой душой, бесстрашные. Я читал одну статью, в которой рассказывали, что сейчас общество в России разделено: есть активные ребята из больших городов, которым близки западные ценности, а есть молодые и яростные патриоты. Мне кажется, вам не нужно выбрать между двумя крайностями — вы можете и быть открытыми миру, и гордиться своей страной. В каждой стране есть что-то хорошее и плохое, и если ты привязан к какому-то месту, то это по каким-то личным причинам. Например, я, возможно, в сентябре перееду в Россию, потому что мне предложили работу оператора в команде французского журналиста. К тому же у меня есть пара идей для новых эпизодов: я хочу прокатиться на транссибирском экспрессе, потом еще поехать в Припять и сделать сюжет про Чернобыль. 

Мои родители тоже смотрят мои ролики, они меня очень поддерживают, и если отец не всегда понимает интернет-юмор, то все равно уважает то, что я делаю. А маме нравится, что я использую русские, знакомые ей вещи. Я не утверждаю, что показываю настоящую Россию французам. Я стараюсь продемонстрировать им русскую жизнь многогранно, используя шутки и приемы, которые будут понятны и русским, и французам, и тем, кто где-то посередине.

Ошибка в тексте
Отправить