перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Городские герои

Дмитрий Ликин и Олег Шапиро о том, как придумывать новые районы

Перемены

Бюро Wowhaus — главная архитектурная сила новой Москвы: это они построили Крымскую набережную, кинотеатр, каток и пляжи в парке Горького, это они завели тотальную городскую моду на дерево и разноцветные шары. «Город» выяснил у создателей бюро, какие зарубежные городские проекты вдохновляют их самих.

Эскалатор как буквальный социальный лифт

Медельин, Колумбия

Медельин, второй по величине город Колумбии, — один главных центров преступности в мире. Город располагается на горе — внизу благополучные районы, наверху — нищие, грязные и опасные трущобы. То есть социальное расслоение людей в Медельине произошло буквально по высоте. В 2011 году муниципалитет построил эскалатор длинной 385 метров, который соединил нижний и верхний город — получился буквально социальный лифт. Раньше этот путь пешком занимал два часа, теперь это пять минут. Очевидно, что любую новую постройку в трущобах могут очень быстро сломать, раскрасить и замусорить. Однако местные жители в неблагополучном районе Комуна 13, куда приводит эскалатор, вопреки ожиданиям, очень быстро самоорганизовались и обеспечили его охрану. Эскалатор уже год исправно работает и осуществляет связь двух миров. Это очень важная урбанистическая интервенция.

Парк за три копейки  

Лима, Перу

Испанская архитектурная группа Basurama специализируется на постройках из хлама. Заброшенную эстакаду в Лиме они превратили в спортивный парк развлечений. Все сделано простыми и самыми недорогими методами — сняли заборы, посадили траву, оклеили опоры эстакады цветной пленкой, а из автомобильных шин собрали разные качели и аттракционы. Прежде эстакада, как любая заброшенная стройка, притягивала всяческие безобразия. Теперь же это бесплатный спортивный досуг для всей семьи и спокойный район для муниципалитета — все счастливы.

Всеобщее веселье под автострадой

Занстад, Нидерланды

В 70-е годы, когда в Европе еще было принято вовсю строить мощные автомобильные развязки, в Занстаде была проведена автомагистраль прямо поперек всего города. Территория под ней, естественным образом, оказалась выброшенной, ведь под эстакадой обычно находятся гаражи, склады да свалки. В 2004 году муниципалитет нанял архитекторов, которые опросили местных жителей и узнали, что бы им хотелось видеть под этой эстакадой. Жители скромно попросили супермаркет, парковку, рыбную и цветочную лавочки. Но когда архитекторы начали проектировать, то выяснилось, что места хватит и на многое другое. Помимо прочего, под дорогой построили небольшое футбольное поле, скейт-парк, галерею для граффитчиков и даже пруд с катамаранами. Из «мертвой зоны» в центре города, которую нужно было обходить кругом, получился квартал, который в 2006 году был отмечен призом как одно из лучших городских пространств Европы.

Спрятанная, а потом раскопанная река

Сеул, Южная Корея

Раньше в Сеуле была такая же река, как у нас Неглинка, — Чхонгечхон. Ее закопали под землю и на ее месте построили многоуровневую трассу. Но в 2005 году городские власти автомобильные дороги сломали и вернули городу реку, благоустроили берега, засадили их зеленью и сделали прекрасный променад. На это ушло 900 миллионов евро. Конечно, за такие деньги можно было сделать многое другое в городе. Но власти решили восстановить экосистему, что дорогого стоит. Сеул — не самый комфортный, похожий на Москву город без лишних сантиментов. Восстановление реки — это на самом деле важный цивилизационный шаг и великий проект.

Пляжи, кино и плавучие островки на Сене

Париж, Франция

Это случай, когда от хорошего идут к очень хорошему. В какой-то момент французы сделали на Сене небольшой пляжик, который стал очень популярным и веселым местом. Его снимали, о нем говорили, и весь мир стал тоже делать такие городские пляжики. Даже в Москве мы сделали такую штуку в парке Горького. Тогда парижане поняли, что самые визуально привлекательные места в городе — у реки. Они взяли большой кусок набережной, максимально вывели оттуда транспорт и сделали общественную зону. Огромную территорию они изменили довольно экономными методами — нарисовали разметку для стритбола, сделали лавочки и кафе в грузовых контейнерах, пустили плавучие островки с зеленью, на понтон поставили экран и сделали ступеньками сиденья — получился кинотеатр на воде. Там, где движение машин убрать не удалось, — сделали удобные пешеходные переходы. Казалось бы, и так вдоль Сены все гуляют, там и так хорошо. Но для французов нет предела совершенству.

Современная архитектура в средневековом городе

Севилья, Испания

Пару лет назад муниципалитет Севильи объявил конкурс на музей над археологическим раскопом. Но вместо небольшого помещения архитектор Юрген Майер построил в 2012 году самую большую деревянную конструкцию в мире. Гигантское облако он повесил над всей площадью и изменил самоидентификацию всего города. Севилья — это красивейшее место с историей. Это был некогда крупный колониальный центр, от которого остался средневековый город, старый рынок, судоходный канал и великолепный Севильский собор. Но, как во всех старинных городах, казалось бы, лучшее уже позади. Но оказалось, что местные жители так не считают. Metropol Parasol стал новой идентификацией города, жители эту штуку любят и страшно ей гордятся.

Чужие на крышах

Лондон и Нью-Йорк

Скульптор Энтони Гормли расставил людей на крышах Лондона и Нью-Йорка. Обычно человек воспринимает свой город примерно на уровне своего роста. Мы же не ходим по улицам, задрав голову, и не разглядываем крыши и фасады по пути на работу и домой. Но вдруг по всему городу возникают человекоподобные фигуры — а человек всегда узнает фигуру человека, даже если она маленькая и вдалеке. Горожане идут своими привычными маршрутами и неожиданно понимают, что они не одни. Что происходит какое-то вторжение. Невольно возникает вопрос — кто это такие? Они плохие или хорошие? Скульптуры вырывают вас из повседневного состояния и открывают городу новый взгляд. Это очень мощное воздействие стрит-арта на город. Года четыре назад с Гормли договорились, что он таких людей поставит в Москве. Но Лужков, к сожалению, не согласовал.

Новые тимуровцы

Разные города Франции

В Индии случилась такая история. Лет десять назад нас повезли смотреть самые дорогие районы города. Это были какие-то особняки, а вокруг — жуткая грязюка, такая же, как и в соседних бедных районах. Мы спрашиваем: «Почему же, если тут самое дорогое жилье, вокруг такая грязь?» — «Так люди же живут внутри, а не снаружи», — говорят нам. Российский взгляд на жизнь — такой же: подъезд — это чужое, двор тем более, а уж улица и подавно. В Европе жителей касается все. Французская архитектурная группа Collectif Etc собирает в разных городах Франции местных активистов и вместе с ними обустраивает районы города. Они делают маленькие бесплатные библиотечки, миниатюрные кинозалы на ступеньках, театры из развалин, площадки и парки. Все это какие-то нехитрые и недорогие деревянные конструкции.

Воздействуют ли они на весь город? Нет, конечно. Меняют ли пространство целого района? Да не особо. Это скорее социальная акция, которая меняет отношения людей, живущих на одной территории. Люди узнают друг друга, сплачиваются и дальше уже могут продолжать что-то делать вместе. Это такой запуск социальных механизмов. И люди понимают: «Да, жизнь у нас — не очень, денег особо нет, но все-таки мы тут живем, давайте что-нибудь придумаем и сделаем жизнь чуть лучше.
Ошибка в тексте
Отправить