перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Городские герои

Надежда Котова о фестивалях независимого кино и оперных трансляциях в Чертаново

Перемены

Объединение Cool Connections отвечает за репертуар в кинотеатре «35ММ», делает бессчетное количество фестивалей от «Амфеста» до Future Shorts, а также показывает в кино трансляции спектаклей лучших театров мира. «Город» поговорил с главным человеком в Cool Connections — Надеждой Котовой.

      • Что сейчас происходит с вашей площадкой — кинотеатром «35ММ»? И что с ней будет дальше?
      • Кинотеатр «35ММ», вполне возможно, одна из самых больших иллюзий в моей жизни. В какой-то момент я, видимо, отключилась от реальности и занималась только кинотеатром «35ММ», не обращая внимания на то, что он находится в Центральном доме предпринимателя. ЦДП сейчас наращивает свои обороты в контексте помощи самим предпринимателям, скоро закроется на реконструкцию, и не очень понятно, насколько удастся сохранить там кинотеатр. 
      • Какие для вас есть ориентиры среди киноинституций или общественных мест, где кино органично вписано в город?
      • У меня есть ролевая модель — British Film Institute Southbank, который находится в Лондоне. Это центр притяжения современного кино с большим количеством возможностей для создания правильной атмосферы. Несколько залов, архив, медиатека, магазин, ресторан, кафе: это и кинотеатр, и место, где дистрибьюторы устраивают пресс-показы, и пространство для отдыха. Мне кажется, в Москве должен быть такой кинотеатр, комфортное и современное пространство с достаточным количеством залов и широким выбором программ и фильмов, где с этими программами можно экспериментировать. 
      • В эпоху огромных пакетов кабельного и спутникового ТВ, сериалов, которые можно посмотреть дома, и video on demand людей в кинотеатрах становится меньше?
      • Социализацию никто не отменял. Вечный вопрос — зачем вставать с дивана? Есть что есть и что смотреть — и даже обсудить можно. Однако люди все же выходят из дома в ресторан или на выставку. Для кого-то мотив — себя показать, а для кого-то — увидеть, узнать что-то новое. Мы хотим первыми увидеть новый фильм или театральную постановку и поделиться впечатлениями. А про сериалы — к нам недавно BBC обратились, будут 23 ноября праздновать 50-летие Доктора Кто в кинотеатрах. И надо сказать, что желающих в нашей стране отпраздновать день рождения Доктора у большого экрана предостаточно.
        • Какой опыт можно добавить к показам, чтобы это не воспринималось просто как купленное в кинотеатре время? И нужно ли это? Какие можно придумать бонусы к просмотру фильмов, кроме встреч с создателями фильма и лекций?
        • Свежий воздух, например, — летние показы под открытым небом мне очень нравятся. Когда я увидела экран в саду «Эрмитаж», у меня прямо сердце забилось. Смеркается, ветерок дует, кино и пледы — волшебная в нашем городе ситуация. И, главное, люди включаются — легко и с большим любопытством. Необязательно быть в контексте того, что тебе показывают, чтобы это полюбить и принять. Достаточно сделать шаг навстречу аудитории — за счет места, обстановки, выбора программы. Другое дело, что большинство летних кинотеатров в парках хоть так и называются, по сути ими не являются. Чаще всего там стоит недорогой и небольшой DVD-проектор и среднего качества экран. Единственное, чем это можно назвать, — public video. Пока настоящие кинотеатры под открытым небом можно пересчитать по пальцам — это «Пионер» в парке Горького, кинотеатры в «Музеоне» и в саду «Эрмитаж».
        Cool Connections отвечают за репертуар в «Кино&Театре» в Петербурге, а также в «Музеоне» и саду «Эрмитаж» в Москве. Но главная их площадка — «35ММ», чье будущее как кинотеатра в настоящий момент довольно туманно
          • Кино вне кинотеатра вообще имеет право на жизнь?
          • К нам поступает очень много предложений показывать кино в пространствах театра или музея, но мне кажется, что добиться качества просмотра, как в кинозале, в не предназначенном для этого изначально месте очень трудно. Клубные показы хороши для контекстных программ, как тематическое сопровождение вечера, но это, конечно, не кинопоказ.
          • Вообще специфика проката в России есть? Существуют местные непреодолимые трудности: законы, пиратство, цензура, перевоз фильмов через границу?
          • Проблем с таможней стало меньше, когда фильмы стали попадать в Россию электронным путем или на хард-дисках. Вследствие этого количество фильмов, которое выпускается в прокат, порой кажется нездоровым — очень часто на одни выходные выпадает 4 или 5 хороших новых фильмов, не считая фестивалей. К сожалению, в «35ММ» мы не можем подолгу держать фильмы — не хватает залов. Часто бывает, что успешные на Западе независимые фильмы не всегда доезжают до России в дистрибьюции, но для этого есть фестивали. Честно говоря, с цензурой я пока серьезно не сталкивалась. Цензура в кино есть везде, в любой стране мира — и выстраивается она выставлением возрастных ограничений. 
          • Как работает на практике квота на отечественные фильмы в прокате?
          • Кажется, эта история подзаглохла. Больше всего меня удивило, что законопроект в первой версии занимал около 30 листов, а обоснование — всего пару абзацев. Я уверена, что, учитывая, как кинорынок развит сейчас в России, вводить квоты очень неразумно. Ни к чему хорошему это не приведет. Любой российский фильм с потенциалом для проката получает и время от кинотеатров. На мой взгляд, это вообще надутая проблема.
          • Что делать с ретроспективными показами? Старое кино осталось только в телевизоре и в сети, что совсем неправильно, на мой взгляд. Можно сделать старое кино массовым и доступным?
          • Можно и нужно. Что такое архивное кино, если хотеть показывать его в надлежащем качестве? В первую очередь это пленка 35 мм, и если такой пленки нет в наличии в одном архиве, ее надо заказать в другом. Играть в такие игры на частные деньги можно только в виде исключения — иначе это самоубийство. Музей кино в городе Москве существовать просто обязан, я вижу для него место и аудиторию. Музейные показы — это то, на чем растут новые режиссеры и на чем у публики воспитывается вкус. Но у любого показа должен быть маркетинг. Можно показывать Феллини с пленки — и не придет ни один человек: для этого нужно понимать, как создавать серию, приглашать публику и спикеров, почему именно эта площадка подходит для показа. В городе сейчас такое предложение, чем занять себя в свободное время, что без плана действий легко разориться.
          • Проблема Москвы в том, что городские удобства чаще всего замкнуты в рамках ЦАО. Что можно придумать, чтобы большинству жителей города не приходилось ездить в центр для культурного досуга?
          • Берем, например, мультиплекс в Чертаново и начинаем показывать там трансляции Метрополитен-оперы в одном из залов. Первые два сеанса отменяем, на третий сеанс приходит два человека, на четвертый пятеро, а на пятый — оп, и их уже двадцать. Потребление культуры тоже нужно развивать. Этим заниматься достаточно просто, стоит лишь потратить время. Для мультиплексов риски вообще минимальны: у кинотеатра есть возможность подождать новую публику, не торопиться с выводами. Что по-настоящему помогло бы развивать популярность таких событий в спальных районах — это городская реклама. Посмотрите на рекламу в метро в Лондоне, Париже или Нью-Йорке — никто не рекламирует дисконты или таблетки от кашля, кругом афиши фильмов, театральных постановок, выставок, фестивалей. Особенно если это события национальные. Реклама в метро — это подробное руководство к тому, чем заняться этим вечером. Три года назад у нас еще был доступ к рекламе в московском метрополитене, сейчас программа «Культурно-массовые мероприятия» закрыта, и даже для фестиваля экологического кино со свободным входом рекламных площадей в городском Департаменте рекламы нам не дали. Когда вы приходите, например, с трансляциями опер в спальный район и в состоянии до жителей спального района донести, что вы показываете, результат виден почти сразу. И в условном Чертаново люди придут, потому что получат информацию вовремя.
            • Последние несколько лет в Москве появилось много мигрантов. Экономически это одна из самых незащищенных групп — и понятно, что платные развлечения им не по карману. Возможно ли какое-либо их включение в культурную жизнь города в принципе?
            • Большинство этих людей существует в режиме выживания и приезжает сюда не по музеям ходить, а заработать денег и вернуться. Поэтому вряд ли для этой части мигрантов мы можем быть полезны — мы не попадаем в их круг интересов в принципе. О чем действительно стоит задуматься — о центрах культурной адаптации: за границей это первое место, куда приходят мигранты после получения вида на жительство. Там им объясняют правила жизни в новой стране, там же есть и культурно-языковая адаптация. 
            • А что делать городским трудоголикам, которые живут далеко от работы, много времени проводят в дороге и вообще сильно устают к концу дня?
            • В первую очередь — высыпаться. А если не спится — можно на поздний сеанс в кино cходить: кино очень хорошо голову освобождает и переключает.
            • Чего, кроме кино, на ваш взгляд, не хватает Москве в плане культурной политики?
            • Не хватает продуманной детской и юношеской политики — не в режиме «сядем в разноцветной комнатке и карандашами порисуем», а целостного, разумного и современного подхода. Воспитание детей стало исключительно семейным делом. В городе открылось достаточно много мест, где можно усадить ребенка за акварель, пока пьешь чай с подругой, но к культурной политике это не имеет никакого отношения. В большинстве западных театров и музеев есть адаптированные для детей нескучные образовательные события. Ну и научные и кинопрограммы, которые придумываются культурными центрами совместно с местными школами: внеклассное образование во многих странах мира имеет четкое расписание с выездами на показы, экскурсии и загородные прогулки, и все это удобно вписано в учебное расписание. Детской кинодистрибьюции в России нет, за исключением студийных блокбастеров. Притом детское и юношеское кино в мире в огромном количестве снимается, но у нас плохо представлено. Это сегмент рынка, на который никто пока не обратил внимание.
            Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
            Ошибка в тексте
            Отправить