Велосипеды в Москве Что будет с велоинфраструктурой в городе
В ИТАР–ТАСС сегодня прошел круглый стол на тему проблем и развития передвижения на велосипедах по Москве. «Афиша» записала самое интересное.
Игорь Налимов
Президент Велотранспортного союза
«Когда мы пять лет назад создали Велотранспортный союз Москвы, слово «велотранспорт» еще не было известно и над нами все смеялись — какой транспорт, никакого транспортного назначения у велосипеда в Москве нет. И вот за пять лет произошло очень существенное изменение — по крайней мере в понимании необходимости велосипедного транспорта. При этом до сегодняшнего дня никакого существенного развития велотранспорта не видно. Дело в том, что отсутствует нормативно-правовая база для его развития: упоминание о велосипедах есть только в двух законах — об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения, больше нигде. Госдума обратилась к нам в конце 2010 года с просьбой подготовить материалы — мы их собрали, подготовили проект федерального закона о велотранспорте, который учитывает все права велосипедистов. Он прошел юридическую проверку, но не был внесен в Государственную думу. Если бы эта проблема была решена, можно было бы сразу начать развитие велотранспорта в городах».
Александр Сапов
Руководитель общественного движения «Столица — международный культурный центр»
«Несмотря на кажущуюся легкость темы речь идет о нескольких миллионах активных, зарабатывающих, социально ответственных людей, которые не могут передвигаться по городу так, как считают нужным. Надеюсь, вместе мы сможем проработать и подготовить для руководства города какие-то понятные готовые решения, которые и предложим. Предлагаю взять этот неблагодарный труд на себя».
Александр Тугунов
Член общественного движения «Столица — международный культурный центр», велоактивист
«У нашей организации есть проект по созданию нового бренда Москвы — Wow Moscow, и одна из его составляющих — развитие велосипедной мобильности в городе. Согласно проведенному нами опросу, большинство людей хотели бы перемещаться на велосипеде на недалекие растояния — например, от дома до метро. Но этому мешает отсутствие велопарковок. На первом этапе мы считаем правильным установление велопарковок и создание системы навигации по объектам велоинфраструктуры. Эта система будет работать и на привлечение велосипедистов — велосипедное движение должно стать модным. Одна «Велоночь» — экскурсия по достопримечательностям на велосипедах — способна сподвигнуть многих. Важно, что привлечение людей и строительство велодорожек должно происходить параллельно. Как сказал Ян Гейл — непонятно, то ли сначала должна появиться критическая масса велосипедистов, то ли надо сперва построить велодорожки. Это парадокс курицы и яйца. Прокладывая велополосы, нужно исходить из того, что действительно происходит на каждой конкретной улице. Опыт велополосы в районе МГУ показал бессмысленность прокладывания таких полос вдоль дороги — они все сразу занимаются автомобилями. Кстати, использование полос общественного транспорта — тоже выход, хотя я и не думаю, что ехать рядом с автобусом очень приятно. Кроме того, нельзя делать велодорожки, как в Лужниках — из ниоткуда в никуда, они должны прокладываться до какого-то места назначения. Они должны быть оборудованы специальными знаками и светофорами для велосипедистов. Важна и интеграция велосипеда в общественный транспорт. Сейчас РЖД берет 60 р. за провоз велосипеда в электричке — это может просто отпугнуть людей. Должна быть возможность возить велосипед и в автобусе во внепиковое время — если вы устали, если вы травмированы, если ваш велосипед сломался — по цене одной поездки».
Антон Польский (Make)
Художник, велоактивист, создатель велокарты Москвы
«Я езжу на велосипеде больше десяти лет, пару лет назад я разработал велокарту Москвы, учитывающую новый взгляд на город — веломаршруты, а также публичные пространства, достопримечательности, места, где можно быстро что-то перекусить или взять с собой. Неожиданно для меня эта идея оказалась привлекательной для многих — об этом стали много писать, удалось привлечь людей. Следующий проект я делал вместе с газетой The Village — комьюнити, где мы отмечали маршруты и велопарковки, которые уже есть и которые москвичи сами хотели бы видеть в тех или иных местах. Очень часто мы видим, что чиновники руководствуются правильным желанием, но реализация оставляет желать лучшего. Поэтому недавно с участием Велотранспортного союза и юристов мы организовали группу, чтобы поучаствовать в конкурсе на создание отраслевой схемы размещения велодорожек в Москве. Чтобы попытаться получить общественный контроль над реализацией веломаршрутов».
Максим Купреенко
Владелец велопрокатов в парке Горького и «Сокольниках»
«Давайте посмотрим правде в глаза — какое количество людей ездит на велосипеде? Это такая же ситуация, как была и с мотоциклистами до поры до времени: пока большинство не подключилось, меньшинству доказать ничего было нельзя. Пока не подключилась ГИБДД и власти не выделили рекламные площади, мотоциклистов не замечали. Теперь все говорят о том, что нужны велодорожки — но чиновник действует на основании цифр, у него государственные деньги. Чтобы он согласился их потратить, ему нужно сказать, для какого количества людей эти велодорожки делаются. Кто-то этими цифрами обладает? У меня компания велопроката в парках — за лето в парке Горького прокатом воспользовались 43 тыс. человек, в «Сокольниках» — 32 тыс. В парках велосипеды действительно пользуются огромной популярностью. Ради эксперимента мы пробовали сдавать велосипеды в центре Петербурга — единицы воспользовались. Один велосипед стоит
Ирина Руденко
Заместитель председателя Комитета по туризму Москвы
«Конечно, у нас есть опыт общения с общественными организациями, но этот опыт сводится к тому, что поговорили и разошлись. Для того чтобы работать, нужно создать экспертную группу, не больше
Игорь Маркин
Генеральный директор ЦНИИП велотранспорта
«Что будет конкретно сделано в Москве в 2012-м? Первое — это северо-запад Москвы: Строгино, Тушино, Куркино и Митино. Будет велосвязка из Куркино до ближайшей станции метро «Планерная» — чтобы люди не были вынуждены добираться до метро на автомобиле, а могли ехать на велосипеде, тем более там рядом лесопарковая зона. Вторая связка — между станциями «Тушино» и «Строгино». В Строгино исключительно хорошая ситуация для использования велосипедов, и купаться туда часто тушинцы ездят. А проехать в Строгино на автомобиле сейчас практически невозможно. Дальше: на юго-востоке, между Бирюлево и Царицыно, будет велодорожка, которая уже практически готова. На юге — связка между станциями «Ясенево» и «Чертаново» через Битцевский парк. Будут еще по всему востоку Москвы соединены Марьино, Кузьминки, Перово и Измайлово. Таким образом, люди смогут проехать в любой из парков и, опять же, доехать до метро на велосипеде».