Открыто на ремонт
«По лесам залезай!»: реконструкция Покровки в комментариях и инстаграмах
Работы по расширению тротуаров и облагораживанию Покровки и Маросейки входят в свою кульминационную стадию. «Город» решил выяснить у местных жителей, как они переживают ремонт и чего ждут от обновленных улиц. Иллюстрируют их реплики фотографии из инстаграма.
«По ночам среди руин между «Пропагандой» и «Кризисом жанра» блуждают пьяные подростки. Улица становится похожа на кадры из фильмов про апокалипсис или город зомби. А если серьезно, то сейчас в моем районе почти все сделано. В июле было шумно и пыльно, пройдешь сто метров — и вся обувь грязная. Два месяца мы дышали пылью с мыслями о том, что все это для того, чтобы город стал удобнее и красивее. Здания красят в слишком яркие цвета, сомневаюсь, что это согласовано с реставраторами. И огорчают темпы ремонта — все делается на скорую руку, торопятся к Дню города. Хорошо было бы оповещать жильцов о том, что им предстоит пережить и во благо чего. Мне кажется, будет здорово, если на первые этажи Покровки по льготным условиям пустят малый бизнес. Это вдохнет в улицу новую жизнь».
«Я как-то ехала на велосипеде по Маросейке, там уже сняли асфальт, в некоторых местах глубже, чем везде, и у дома №12 заприметила дореволюционную брусчатку. Видимо, экскаватор задел ковшом кусок брусчатки, и тот выпал из общей кладки. Я принесла камень домой в нашу небольшую семейную коллекцию дореволюционных московских артефактов. Он лежит вместе с маленькими медицинскими мензурками, которые достались нам от аптеки, что была на месте нашего дома. А по большому счету наша жизнь никак не изменилась. Мы столько лет терпели узкие улицы Маросейки, что пережить лето в режиме стройки для нас не так сложно. Строители не шумят по ночам, и, мне кажется, они славные ребята. Единственное, что закрылось несколько ресторанов. Наверное, к ним совсем перестали ходить, а, может, им повысили арендную плату».
«Итальянцы любят красоту, и за любую красоту нужно чем-то жертвовать. Внешний облик улиц не исключение. Одним пришлось пожертвовать своим комфортом, другим — прибылью. Мы ожидали большие потери. А оказалось, что наши постоянные клиенты готовы к нам идти, даже если нет парковки, асфальта и повсюду груды кирпича и пыль. Когда ремонт шел на нашем крыльце, конечно, было очень шумно, но наш персонал это пережил. Беруши мы им не выдавали. Я слышал, что закрылись некоторые рестораны. Знаете, тут дело не в ремонте. В любимое место люди доберутся, даже если конец света наступит. Если закрылись, значит, были не очень интересны клиентам, значит, к ним заходили не потому, что любили их кухню, а потому, что просто было по пути. Ремонт всем показал правду. В целом я рад, что ремонт стали делать летом, когда многие в отпусках и клиентский поток не такой большой, как осенью, например».
«Я вернулась из командировки в июле и увидела, что все перекопано. Реставрация зданий, новый асфальт, расширение тротуара — это очень классно, но строители все делают жутко некачественно, я это вижу. Я была бы готова терпеть дискомфорт, если бы знала, что ремонт будет на века, но тут очевидно, что через три-четыре года нужно будет опять все переделывать. Несмотря на уличные «раскопки», я осталась верна своим любимым магазинам и кафе, хотя и пробраться к ним непросто. Жду, что после ремонта появится больше приятных заведений, ведь многие успели закрыться. Неизменной остается только «Золотая вобла», она на Покровке уже лет 15 стоит».
«Все мои ежедневные маршруты протекают по Покровке. По ней я веду дочь в сад, покупаю продукты в «Магнолии» и «Дикси», частенько захожу в Coffee Bean. Все эти важные для меня тропы попали под обстрел, потому приходится выбирать другие магазины и кафе. Дорога до дома стала занимать больше времени, приходится объезжать район переулками. Это скорее плюс: можно открыть для себя город с новой стороны. Единственное, за что я переживаю, так это кафе и рестораны, к которым стало сложно добраться. Интересно, возместит ли им город убытки?»
«Покровка — удивительное место Москвы, и потенциал этой улицы сильно недооценен. Я живу в паре дворов от кинотеатра «35ММ». Сейчас на улице есть только два очага жизни — у самого «Китай-города» и на пересечении Покровки с Бульварным кольцом. На остальном участке ничего не происходит. Я надеюсь, что осенью везде станет интересно. Правда, нам говорили, что стройка завершится к 8 августа, но она все никак не кончается. В последнее время даже по ночам кладут асфальт. Из того, что уже сделано, недоумение вызывают только новые фонари. Они такие высокие, что скорее будут светить в окна, чем освещать дорогу. Еще с Покровки и Маросейки сняли троллейбусные провода. Мы не знаем, куда звонить, чтобы узнать, будут ли по улице ходить троллейбусы или другой транспорт. Людям преклонного возраста идти до «Курской» или «Красных Ворот» долго, им было удобно прыгнуть в троллейбус и доехать до Чистых или Лубянки, а там пересесть в метро».
«Нас еще в прошлом году предупреждали, что грядет реконструкция улицы. Работу с домом №15, где наш «Жан-Жак», начали два месяца назад и обещали закончить в июле. Теперь обещают к концу августа. Мы убрали с улицы летнюю веранду и мороженщика. Вокруг все перекопано, к нам стало очень сложно добраться. Конечно, это не добавляет нам клиентов. Но мы держим прежний уровень, каждую неделю обновляем меню. Усилили рекламу, раздаем листовки у метро и ждем, когда все это закончится».
«Сейчас Покровка и Маросейка в уникальном состоянии — улицы стали полностью пешеходными. И в 7 вечера работники ближайших офисов разом отправляются на вечерний променад. Выглядит это как парад, только справа и слева идут ремонтные работы. Одновременно красят стены, кладут асфальт и плитку. Кажется, что ты попал в какую-то компьютерную игру про муравьев. Приходится пробираться сквозь строительные леса, пыль, грязь, и ты никогда не знаешь, куда благоустройство шагнет завтра. Зато все выучили пути объезда через переулки. Таксистам эти знания очень пригодятся, когда здесь будут пробки.
Увы, к некоторым моим любимым местам стало не подступиться. Пару раз в неделю я завтракаю в «Булке». В какой-то момент у кафе сняли старую плитку. И зайти в помещение можно было, только если прыгнуть с тротуара через полуметровую пропасть. Официанты встречали меня словами: «О господи, вы дошли». На Маросейке в паре мест до сих пор непросто перейти с одной стороны улицы на другую. Особенно интересно это выглядит, когда в пять-шесть утра люди выходят из баров и пытаются обойти руины без потерь.
Многие дома в переулках близ Покровки закрыли лесами, в том числе и мой в Лялином. У меня большие окна, нет занавесок, и одним жарким утром я проснулась, а мне в окно машут руками три хлопца — строители. Они ребята неплохие. Я недавно забыла ключи от квартиры, а соседей дома не было. Они мне говорят: «По лесам залезай!» Так я на каблуках и в платье забралась на свой третий этаж по их конструкциям, но в квартиру так и не попала: накануне подумала, что кто-нибудь залезет в квартиру, так что закрыла все окна. А в Потаповском переулке еще один аттракцион — там мастера строительную люльку на ночь оставляют на высоте метра. Я как-то видела, ребята на ней катались».