Зима в Москве
Что происходит с новогодним оформлением города
В прошлые выходные в Москве включилась праздничная иллюминация, начали собирать базары и украшать площади. «Город» попытался разобраться, кто за это отвечает и во сколько это обошлось бюджету.
В прошлом году власти приняли важное стратегическое решение: зимой и осенью заливать площади и улицы светом, чтобы создавать «благоприятную эмоциональную атмосферу для жителей и гостей города Москвы в период укороченного светового дня и преобладания пасмурной погоды». Сказано — сделано. В 5 часов вечера 1 ноября 2014 года окунувшаяся в мороз столица засверкала веселыми огоньками.
Дождик и сказочный лес
На самом деле все это не просто веселые огоньки — вся московская иллюминация работает по утвержденной концепции, которая была принята еще два года назад. Разобраться в ее хитросплетениях так же непросто, как заново распутать после лета десятки тысяч гирлянд. Так, принято особым образом освещать магистрали, зеленые массивы и пешеходные зоны. Безлюдные берега Яузы в районе Земляного Вала превращаются в зачарованные рощи с деревьями, увитыми синими и белыми фонариками. Там, где прохожих бывает немножко побольше, вместе с опутанными гирляндой деревьями ставят светящие шары, конусы и резные арки. Своего апогея украшательство достигает в районе метро «Тверская»: на площади у «Макдоналдса» по всем кронам деревьев идет теплый ламповый дождик, а на Страстном бульваре арками и виньетками задекорирован почти каждый метр.
Все эти красоты — дело рук компании «Эдлайн», которая именует себя «генеральным подрядчиком правительства Москвы в световом праздничном оформлении города». «Газета.ру» пишет, что в прошлом году ей не совсем очевидным образом достался тендер на световое оформление Москвы на сумму 199 млн рублей. По неофициальным подсчетам, зимнее освещение могло обойтись бюджету в сумму до 20 миллиардов рублей. Интересно, что по словам Марии Черняк, художественного руководителя «Эдлайн», все декорации пригодны для эксплуатации в течение пяти лет, а их техническое обслуживание незатратно. Несмотря на это, в 2014 году Департамент топливно-энергетического хозяйства объявил тендер на сервисное обслуживание и ремонт установленных ранее конструкций на сумму 366 млн рублей. Однако условия тендера, как и его результаты, которые должны были стать известны 20 ноября, в данный момент отсутствуют в открытом доступе.
«В этом году решили не делать новых объектов, а дать горожанам еще раз посмотреть на то, что уже изготовлено. А чтобы смотреть было интереснее, идет определенная ротация объектов: если в прошлом году те же арки стояли в Лаврушинском переулке, то в этом мы установили их на Страстном бульваре. При этом у нас уже есть разработки на следующий год, и это будет совершенно новый способ: бесконтактное оформление деревьев и так называемый объемный свет. Эффект такой, будто весь парк сам по себе светится, а на деревья ничего не навешено, — сложно описать словами!
Я всегда с придыханием смотрю на то, как мэр Парижа включает освещение на Елисейских Полях. Им занимаются, что важно, дизайнеры именно декоративного освещения, которое, в отличие от архитектурного, должно не подчеркивать особенности ансамбля городской среды, а преломлять его в зависимости от праздника. Но всегда надо помнить, что наш город отличается от европейских: там вас умиляют все эти веточки с маленькими лампочками, обращенные к пешеходам. А наш город построен по другим законам, он рассчитан в первую очередь на автомобилиста, и только сейчас с внедрением в центре пешеходных зон мы можем обратиться к пешеходу.
Вообще, за последние три года ситуация по прохождению проектных решений значительно улучшилась — настолько в мэрии все стали более открыты с приходом Собянина. Я ведь еще была арт-директором московского фестиваля света; вообще вся разработка этого фестивального движения в Москве принадлежит мне. И такого декоративного освещения, которое появилось в прошлом году, Москва до сих пор не знала! Я занималась елками на протяжении десяти последних лет и могу сказать, что каждый раз мы сталкивались с тем, что света от елки на площадях недостаточно. А сейчас нам удалось совместить две концепции: зимнего оформления, которой занимаемся мы, и новогоднего украшения, которым заведует Департамент СМИ и рекламы».
«Буханка» и «снегоелка»
Если осенне-зимняя иллюминация силами компании «Эдлайн» и Департамента топливно-энергетического хозяйства включается по часам 1 ноября, то о новогоднем облике столицы (за него в ответе Департамент СМИ и рекламы) ничего не было ясно до последнего момента. Концепцию новогоднего и рождественского оформления Москвы приняли только в конце ноября. Хотя изначально звучала дата 15 ноября и сообщалось, что Москву ждут «снегоелки» и «елки-спиральки». Так все и будет.
В прошлом году по понятным причинам новогодние декорации придумывали вокруг спорта: Олимпиада, Сочи, снеговик играет в хоккей, Дед Мороз седлает бобслей. В 2014-м концепция оставляет простор для конспирологических трактовок. Программа называется «Серпантин огней», а центральный ее элемент — елка-спираль. Цветастые серпантины вьются на рекламных щитах с тонконогим Дедом Морозом, в световых установках и на одном из вариантов уличных елок. Образ, который вдохновил авторов, легко отыскать на третьей странице фотобанка Shutterstock по запросу «Christmas celebrating».
Раньше утверждалось, что ключевой темой 2015 года должно стать ретро, — и действительно, кое-где прослеживается мотив советской ностальгии. Например, Снегурочка у Триумфальной арки вплывает в город на санях, запряженных тройкой Жар-птиц, к зданию правительства она подкатывает с Дедом Морозом на «волге»-кабриолете, а у Манежа паркуется на УАЗ-452 — пресловутой «буханке».
«С 1 декабря уже праздничная иллюминация включилась, витрины свой облик поменяли, фасады подсветились. Начальная цифра бюджета на новогоднее оформление была порядка 400 млн рублей, как и в прошлом году, но по итогам она вышла меньше, потому что торги идут на понижение. Конечную сумму я сейчас назвать не берусь.
Мы — департамент, который обобщает всю работу, идущую от Департамента топливно-энергетического хозяйства, Департамента торговли и услуг и Департамента культуры. Что-то еще делают префектуры. Так что если вы хотите какого-то одного автора концепции или двух назвать — не получится. Каждый сам выбирает себе подрядчика, при этом все определяется 94-м федеральным законом. Такого, что идет по улице подрядчик и его выбирают, — не бывает, проводятся тендерные процедуры».
Распределение новогоднего бюджета, как всегда, самая нелюбимая тема у чиновников. О том, как оно происходит и кому достается победа в тендерах, молчат и представители департаментов, и Мария Черняк из «Эдлайна». Известно, что в прошлом году в новогоднем оформлении поучаствовал гигант рекламного размещения — компания Russ Outdoor, которую в прошлом возглавлял ревнитель нравственности депутат Железняк. Тот проект для компании был имиджевым ходом — она не только не заработала, но даже заплатила мэрии 170 000 р. Об участии Russ Outdoor в нынешних праздничных украшениях Москвы Владимир Яковлев «не в курсе», а в пресс-службе самого оператора наружки их причастность подтвердили, но развернутого комментария не предоставили.
Несмотря на то что концепция новогоднего оформления была принята только на днях, в «Ростендере» еще до этого были доступны результаты заключенных сделок. Так, компания «МТД Реклама Сервис» выиграла конкурс на размещение «спиралек» и «снегоелок» на сумму почти 8 млн рублей. Сайт компании, где она представлена под торговой маркой Skyf ull, испещрен цитатами из Стива Джобса и фотографиями Нью-Йорка — отчетливый диссонанс с Дедом Морозом и Снегуркой на «волге», которые всплывают тут же, в разделе «Портфолио». Если верить сайту, то практически все художественные объекты, которые засветились в новогодней концепции Департамента СМИ и рекламы, принадлежит именно «МТД». Компания явно заточена под работу с властными структурами: из коммерческих кейсов они выставляют только свои проекты новогоднего оформления для стендов автомобильных марок Volkswagen, Ford и Hyundai. Все остальное — фестиваль света, работы по декорированию Москвы на День Победы и День города. Тут же вывешены благодарственные грамоты от управленцев ФСБ и того же Департамента СМИ.
Без плакатиков
В связи с Новым годом вспоминается курьезная история с флагманским магазином JNBY, чьи олени в витрине не соответствовали утвержденному правительством канону, за что им грозил штраф.
С этого года витрины решили больше не трогать. «Конечно, никто с ружьем над предприятиями малого бизнеса больше не стоит, — говорит пресс-секретарь Департамента рекламы Владимир Яковлев. — Наоборот, хочется, чтобы люди были более творческими». «Мы специально убрали требование, которое действовало много лет, о том, что каждая точка должна вешать утвержденный плакатик, — добавляет он. — Ведь никто не враг себе и каждый бизнес заинтересован в том, чтобы оформить витрину должным образом».
И без светопреставлений
В прошлом году все самое красивое на улицах новогодней Москвы происходило в рамках «Лучшего города зимы» — фестиваля, который придумал Департамент культуры. Нам запомнились ветряные мельницы перед ЦУМом, взлетающие в небо птицы и гирлянды в виде маленьких цветков на Рождественке, а также палатки «Теплое место» и другие площадки, украшенные арабесками и виньетками Студии Лебедева.
«Лучший город зимы» планируют провести и в декабре 2014 года. Однако в доступной «Городу» презентации фестиваля из проектов по декорированию есть только «Арка желаний» на Кузнецком Мосту и фотозона «Сказочная опушка» на Большой Дмитровке. Их должны установить к 20 декабря. Кроме «Арки» Департамент культуры обещает перформанс Дедов Морозов с Евгением Папунаишвили (с 21 декабря), видеомэппинг на здании мэрии (с 25 декабря) и карнавал с платформами на Тверской, как на рейвах в Берлине или в Рио (31 декабря). Про праздничную иллюминацию Большой Дмитровки, Кузнецкого Моста и Патриарших прудов в презентации сказано скупо: «К 20 декабря все фонари на пешеходных зонах будут украшены в фирменном стиле».
Судя по всему, красот прошлого года — всех этих фламинго и неоновых мельниц, которые делали французские художники, — не будет. А главными светящимися символами Нового года станет огромный елочный шар, который сейчас устанавливают на Манежке, и елка в форме перевернутого рожка мороженого у парка Горького.