перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Everything Else Matters» Pinkshinyultrablast

Сегодня выходит пластинка петербургской группы Pinkshinyultrablast «Everything Else Matters» — словно выбившийся из времени очень красивый шугейз. Григорий Пророков объясняет, почему духу только что наступившего 2015-го альбом вполне себе соответствует.

В музыкальной среде бытует мысль, что музыка должна максимально точно передавать дух времени и — лучше всего — по актуальности звука точно совпадать с моментом; слушателю хочется быть на гребне волны — и вот он уже ищет, чем заменить лейбл PC Music, который ушел с этого самого гребня вместе с 2014 (а на самом деле — с 2013) годом. В России это не совсем работает: тут время искажено, эпохи накладываются друг на друга — и то и дело пробегает временная рябь. Это работает удивительным образом: чтобы уловить дух времени, ты можешь играть что угодно.

Pinkshinyultrablast, чье название похоже на имя страшного и безумного японского коллектива, а на деле взято из альбома группы Astrobite, попадают сразу в несколько эпох. С одной стороны, куда-то в 1989-й: расцвет лейбла 4AD, первые EP My Bloody Valentine и заря шугейза; петербуржцы играют так, как будто взяли гитары и синтезатор в руки в первый раз (но не то чтобы не знают, что с ними делать) — и не было всего страшного, что происходило с музыкой с конца девяностых и до наших дней. С другой — 2005-й: появление российской инди-сцены, фестиваль Avant, группы Silence Kit, «Я слева сверху» и «Мои ракеты вверх». У Pinkshinyultrablast от этого времени есть похожая легкая монументальность в звуке, наивность и в то же время понимание того, что как в 1989-м играть уже не сможет никто и никогда. Наконец — 2015-й, прямо здесь и сейчас, когда в России уже смело можно играть так, как будто на дворе 1989-й; Pinkshinyultrablast так и поступают, и в этом они не одни: есть, например, Glintshake, которые иногда выглядят и звучат как сами-знаете-какая-группа.

«Everything Else Matters» выпадает не только из времени, но и из пространства. Как и свойственно современной музыке, она принадлежит непонятно какой стране — альбом выпущен на американском лейбле, виниловые пластинки разлетаются по всему миру, его заметила британская пресса. В родном городе музыканты почти не играют и в англоязычных интервью признаются, что в Петербурге им скучно — и творят они как раз из окружающей унылости. Возможно, именно поэтому они могут претендовать на звание лучшей группы Петербурга — в чем никогда не признаются ни слушатели, ни их коллеги, — именно из-за того, что умеют посмотреть на себя со стороны.
Pinkshinyultrablast, скорее всего, тоже смотрят на землю во время игры — просто чтобы проверить, что она все еще под ногами

Pinkshinyultrablast, скорее всего, тоже смотрят на землю во время игры — просто чтобы проверить, что она все еще под ногами

Но, в общем-то, время и пространство — это все неважно; перед нами пластинка блестящая и вне контекста, сама по себе. Четкая, пронзительная, томящаяся и светлая музыка  — «Everything Else Matters» всеми силами устремляется вверх. Гитарный шум тут идеально сочетается с мечтательными мелодиями и ангельским голосом вокалистки Любови; песни, с одной стороны, распадаются в своей призрачности, с другой — сохраняют все необходимые им свойства. Что важно, Pinkshinyultrablast удается обойти главную опасность шугейза и не потопить музыку в потоках гитарного звука. «Everything Else Matters» блестяще записан — любой группе стоит попробовать ничего не записывать первые семь лет после основания, чтобы звучать так: тут слышен каждый звук, все разведено и разложено по полочкам, так что даже немного обидно, что все сейчас слушают альбом «ВКонтакте»; на виниле он наверняка звучит еще лучше — но, с другой стороны, именно присутствие в вышеупомянутой соцсети в наше время равноценно некоторому успеху.

Проводить исторические параллели — дело неблагодарное и некрасивое, но в случае с Pinkshinyultrablast из трех вышеупомянутых эпох хочется выбрать именно 1989-й. Пала Берлинская стена. Советский Союз выводит войска из Афганистана. По социалистическим странам Восточного блока идет волна революций и протестов — некоторые из которых оказываются успешными. В Великобритании музыканты открывают для себя дисторшен, реверб и дилей — и смотрят на лежащие на полу педали, не отрывая глаз. Горбачев давит протест в Тбилиси танками — и кажется, собирается повернуть Перестройку вспять. Тысячи студентов выходят на площадь Тяньаньмэнь в Пекине — и встречаются с печальной судьбой. Мир, как обычно, стоит на пороге больших перемен. Какую тут еще музыку записывать — светлую, мечтательную и тоскующую по чему-то. Альбом в такое время только и называть «Everything Else Matters», а первый трек — «Wish We Were».
Ошибка в тексте
Отправить