перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Blade of the Ronin» Cannibal Ox

На прошлой неделе вышел всего второй — но зато какой — альбом дуэта Cannibal Ox; Андрей Подшибякин о том, почему возвращение получилось громким и стареют ли душой ветераны.

Здесь очень многое могло пойти не так. Перерыв между альбомами в четырнадцать лет. Тягостная кампания на Kickstarter. Наконец, возраст: участникам дуэта Cannibal Ox уже конкретно под сорок, причем Васт Эйр, в свое время прозванный Вастом за пухлость, сильно и даже болезненно похудел. Не говоря уже о том, что хип-хоп, строго говоря, за последние полтора десятка лет успел частично стать поп-музыкой, но по большей части умереть.

При всем этом «Blade of the Ronin» производит следующее впечатление. Во всех фильмах Майкла Бэя есть такой момент: по перегруженному фривею с адским грохотом мчится, громя все на своем пути, искрящая неуправляемая груда металла (это может быть катер, автомобиль, трансформер Айронхайд или просто гигантские железные оковалки, как в «Острове»). Точно так же ведет себя новый альбом Cannibal Ox: это машина ярости, где даже формально любовная баллада «Thunder in July» звучит как древнее проклятье: «Когда я говорю, содрогаются небеса». Сразу два трека, «Carnivorous» и «Sabretooth», впрямую говорят о том, что не надо бояться пользоваться длинными и острыми зубами — иначе лучше сразу в гроб. Кульминационная точка здесь — совместный трек с человеком в железной маске, Думом, «Iron Rose». Здесь до небес поднимаются железные волны, мертвых рэперов с выпитыми душами кладут железными руками в железные могилы, а в черном небе вращаются железные галактики. Мороз по коже от каждой секунды. По части звука, причем, все здесь устроено так, что хочется то молиться и каяться, то изо всех сил врезать кулаком по ближайшей стене (иногда одновременно), — это заслуга бессменного продюсера Can Ox Билла Космика.

Уже по самой обложке можно понять, что пленных здесь не берут и не собираются; стоило ждать и работать стоило

Уже по самой обложке можно понять, что пленных здесь не берут и не собираются; стоило ждать и работать стоило

С Думом, впрочем, давно все понятно, а вот Cannibal Ox пережили интересную трансформацию. Дело в том, что выпускники гремевшего в начале нулевых лейбла Definitive Jux в большинстве своем быстро оказались никому не нужны и очень тяжело это пережили. El-P выпускает чернейшие пластинки про увядание, рак и черных воронов (но, правда, подружился с Киллер Майком и снова начал выпускать великую музыку — см. Run the Jewels). RJD2 выпускает примерно то же самое, но почти без слов. S.A. Smash распались. Эзоп Рок чуть не ушел из хип-хопа. Каму Тао умер. На фоне всего этого Васт Эйр и Вордул Мега ногой открыли окончательно, как казалось, закрытую дверь и ведут себя так, словно они здесь хозяева — и никому даже не приходит в голову в этом сомневаться. Бравада и самоуверенность вообще глубоко прошиты в ДНК хип-хопа, но «Blade of the Ronin» содержит их в концентрации, способной разорвать неподготовленного человека в клочья.

Еще несколько бытовых замечаний. В deluxe-издании «Blade of the Ronin» содержатся лучшие треки альбома: «Moksha», «The Eternal Path» и выдающийся ремикс упомянутой выше «Iron Rose». В «Opposite of Desolate» звучит такая мысль: мол, если не тянешь, вали в Россию, там все по-настоящему. Величайшая «Psalm 82» с Ильей-пророком в главной роли, вообще-то, выходила два года назад на сборнике Gotham, — но хуже от этого не стала. И самое главное, что здесь говорится: «Cobra Commander won’t stop». Даже если для этого придется копить силы еще полтора десятка лет.
Ошибка в тексте
Отправить