На прошлой неделе Instagram запустил функцию «Истории», фактически дублирующую суть Snapchat, за что на Facebook (владеющую Instagram) пользователи обрушились с критикой. По этому поводу «Афиша Daily» вспоминает самые громкие случаи заимствования в IT-индустрии.

В 2014 году Facebook, который на тот момент еще не успел приобрести Instagram, запустил свой аналог Snapchat — сервис Slingshot. Он, правда, быстро провалился, но Facebook не сдается: на этот раз функция Snapchat интегрирована прямо в пользовательскую ленту Instagram. Такое заимствование идей не редкость в IT-мире. Например, ранее Facebook скопировал функционал TimeHop, а Twitter запустил Periscope — клон приложения Meerkat. Предлагаем вспомнить и другие громкие примеры того, как известные компании вдохновляются друг другом.

Microsoft, Apple и Xerox

Графический интерфейс Mac System 1 (1984)

1 / 3

Страница из документации к компьютеру Xerox 6085, изображающая интерфейс (1985)

2 / 3

Одна из первых патентных битв началась в 1988 году. Это был крестовый поход Apple против Microsoft, которые позаимствовали графический интерфейс у Apple. Несколькими годами ранее Apple предоставила Microsoft право на использование своих отдельных элементов интерфейса в Windows 1.0. Но c релизом Windows 2.0 выяснилось, что Microsoft заимствовала и другие элементы, например, перекрывающиеся окна. Терпение Apple лопнуло, и компания подала на Microsoft в суд. Тяжба тянулась 6 лет. Наконец в 1994 году суд принял решение отказать Apple в удовлетворении иска. Из 189 графических элементов, которые рассматривались в суде, на 179 Apple передала права в рамках договора о Windows 1.0, а остальные 10 не были защищены законом об авторском праве — либо не были оригинальными изобретениями самой Apple, либо были единственной возможной формой воплощения тех или иных функций.

Apple настаивала на том, что Windows копировала не только элементы, но «внешний вид и ощущения»: цвета, разметку, шрифты, формы, поведение динамических элементов — кнопок, окон, меню. Но внятно доказать это не получилось. Суд настаивал на более узкой трактовке оригинальности интерфейса.

Масла в огонь во время того процесса подлила компания Xerox, которая подала в суд на Apple. Интерфейсы в рабочих станциях Xerox Star и Xerox 6085 имели те же элементы, перекрывающие окна, и, как говорилось в иске, «внешний вид и ощущения» интерфейса Macintosh напоминали компьютеры Xerox. Если бы концепция look and feel была признана судом подпадающей под закон об авторском праве, главным бенефициаром после победы Apple над Microsoft стала бы Xerox. Тем не менее концепцию суд счел неудобоваримой, Apple проиграла дело против Microsoft, а иск Xerox и вовсе был отклонен.

Apple и Palm

Мультимедийный коммуникатор Palm Pre (2009)

1 / 2

Apple iPhone 5S (2013)

2 / 2

Уже позднее в интервью для документальной телепередачи «Триумф ботаников» в 1996 году Стив Джобс сказал: «Мы никогда не стыдились воровать великие идеи». Так, например, произошло с визуальным воплощением функции многозадачности в iOS. В 2009 году был выпущен коммуникатор Palm Pre, работавший под управлением системы WebOS на базе Linux. Успехом Palm Pre не пользовался, но именно там функция многозадачности впервые была реализована так, как мы ее видим сегодня в iOS. В Palm Pre запущенные одновременно приложения были выполнены в виде карточек, переключаться между ними пользователь мог, пролистывая карточки влево и вправо. Решение настолько гениальное, что Apple решила практически ничего в нем не менять.

PayPal и Billpoint

В 1998 году была основана первая платежная система, позволявшая людям отправлять друг другу деньги через интернет. Ее быстро заметили на eBay и интегрировали в свою аукционную систему. Речь идет не о знаменитой PayPal, а о BillpointBillpointТак выглядел сайт системы онлайн-платежей, которую eBay приобретел в 1999 году. В 1999 году eBay приобрела Billpoint, включила ее в свою аукционную систему, а сайт самой Billpoint был отключен примерно на год. В 2000 году он запустился вновь в рамках совместного проекта с банком Wells Fargo. В этот период появился PayPalPayPalСистема, образованная Питером Тилем и Максом Левчиным, раздавала новым клиентам по 10 долларов за привлечение к ней знакомых и друзей. Благодаря акции она разрасталась так быстро, что вскоре стала ведущей системой онлайн-платежей, который стремительно набирал популярность, в том числе и у пользователей eBay. В следующие два года eBay и Billpoint пытались обойти нового конкурента, но безрезультатно. В конце концов eBay приобрела PayPal в 2002 году, постепенно начиная подстраиваться под новую систему и уходя от Billpoint. Вскоре Billpoint была вообще закрыта.

Facebook, ConnectU, houseSYSTEM и Friendster

Фейсбук, безусловно, самая популярная и успешная социальная сеть в мире. Марк Цукерберг настаивает, что это полностью его оригинальная идея, но с ним согласны не все. Например, однокурсники Цукерберга, братья Уинклвосс, подавали на него в суд за кражу идеи их социальной сети для студентов Гарварда. В 2002 году они начали разрабатывать сайт Harvard Connection (позже — ConnectU), а в ноябре 2003 года братья наняли программиста Марка Цукерберга, предоставив ему разработанный его предшественниками программный код. В течение следующих двух месяцев Цукерберг избегал контактов со своими работодателями и вместо этого занимался работой над собственной сетью. Когда братья узнали о запуске фейсбука, они сначала обратились к руководству университета, где им посоветовали подать в суд. Тяжба завершилась в феврале 2008 года закрытым мировым соглашением.

Известна и история другого однокурсника Цукерберга, Аарона Гринспена, который за 6 месяцев до появления фейсбука запустил сайт houseSYSTEM, которым тысячи студентов Гарварда пользовались для общения по учебным вопросам. За 4 месяца до запуска фейсбука Гринспен отправил участникам своего проекта письмо с описанием новой функции houseSYSTEM, которая называлась The Face Book, она должна была стать эффективным инструментом поиска других студентов. Но Гринспен в суд на Цукерберга не подал.

Еще один сайт, которым, вероятно, вдохновлялся основатель фейсбука — запущенная в 2002 году социальная сеть Friendster. Это был первый проект, работавший по принципу современных социальных сетей. Основатели Friendster были первопроходцами по части таких функций, как загрузка мультимедийного контента или отправка информации о своем семейном статусе. Во избежание недоразумений в 2009 году Цукерберг перекупил все патенты Friendster.

Google и GoTo.com

Успех Google по сравнению с другими поисковыми системами был обусловлен алгоритмом PageRank, который придумали основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. До появления этого алгоритма поисковики ранжировали результаты по соответствию текста на странице и пользовательского запроса. Из-за этого результаты были замусорены спамом: чтобы одна страница показывалась выше других, достаточно было заполнить ее ключевыми словами. Так, сайт, где название какой-то компании встречается 100 раз, показывался бы выше, чем официальная страница этой самой компании.

Алгоритм Пейджа и Брина стал сортировать страницы на основании их «авторитетности» — в зависимости от того, сколько раз на них ссылаются другие источники. Эта идея перевернула мир поисковиков и позволила Google быстро завоевать популярность, однако компания при этом не приносила никакого дохода. Пейдж и Брин изначально отказались вешать рекламные посты на главную страницу, как это делали другие поисковики, а альтернативного бизнес-решения у них не было.

Затем они наткнулись на поисковик GoTo.com, который тоже стремился решить проблему спама в результатах поиска, но другим способом. Его основатель Билл Гросс предлагал рекламодателям платить за выдачу их сайтов выше других, если пользователь вводил те или иные ключевые слова. Причем платить рекламодатели должны были только за клики на их страницы, а не за то, сколько раз они будут показаны. Вскоре Google запустила AdWords, рекламный сервис, построенный на том же принципе, что и GoTo.com, который и стал для поисковика основным источником дохода.