«Юдашкин и Зайцев — как Армани и Версаче»: Александр Васильев о кутюрье в работе и в жизни

3 мая 2023 в 18:38
Фото: Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»
Историк моды Александр Васильев по просьбе «Афиши Daily» размышляет, чем были похожи и чем отличались два российских модных гения Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, которые скончались с разницей в два дня.
Александр Васильев

Историк моды и ведущий программы «Модный приговор» на Первом канале

За последние дни мы потеряли великих модельеров ХХ века — творцов, которые прославили российскую моду во всем мире, особенно на Западе. Творцов, которые в своих творениях всегда обращались к истории, к истокам. Например, Зайцев — к народному стилю, а Юдашкин — к придворному, взять хотя бы его коллекцию «Фаберже».

Главное — мастера старались идеализировать российскую женщину. Через свои показы, через своих манекенщиц — те были, как правило, ростом более 180 см, да еще и стояли на шпильках. Очень высокие, очень стройные, с красивыми высокими прическами и глубокими декольте — настоящие феи из сказки!

Стили двух мастеров отличается, но мы легко можем прочитать Юдашкина как ученика Зайцева, ведь Юдашкин начинал как парикмахер в Доме моды Зайцева и впоследствии он учился именно у него. Специального образования у Валентина Юдашкина не было, но он добился очень многого, нашел нужных спонсоров, средства и пришел к созданию своей коллекции, которую показали в Париже в 1991 году. Для молодого дизайнера это было чрезвычайно трудно. Его стиль, полный вышивок, аппликаций, бисера и другого декора, нравился в ту эпоху. Он, безусловно, творил для девушек 1990-х. То была необыкновенная эпоха — эпоха небывалой свободы, свободных людей, свободной сексуальности и желания покорить мир своей красотой.

Если говорить о Зайцеве, то он начал гораздо раньше. Родился в 1938 году, сын врага народа, мама работала уборщицей — словом, неблагополучная семья. В Иваново он получил диплом художника по тканям — это хорошее образование: кроме истории костюма студенты этого направления изучали тканеведение. Зайцев был очень талантливым рисовальщиком, чего я не могу сказать о Юдашкине.

Зря Зайцева назвали Красным Диором, он больше походил на Пьера Кардена: тот тоже очень любил красный и черный. Тут можно вспомнить Ива Сен-Лорана, который в 1976 году создал свою коллекцию в русском стиле.

Первые лица регулярно обращались к Зайцеву. Впрочем, у него одевались не только они, но все знаменитые актрисы, певицы, балерины. Интересная деталь: сегодня уже не каждый вспомнит, что образы знаменитых певиц СССР были созданы Зайцевым — Эдиты Пьехи, например, и Аллы Пугачевой. Впоследствии этот флаг взял в руки Юдашкин: он тоже одевал всю эстраду.

Они [Юдашкин и Зайцев] были близки по стилю, но вместе с тем противоположны по мироощущению. Между ними была дружба, но была и конкуренция — я бы сравнил их отношения с отношениями итальянцев Армани и Версаче.

Это хорошо заметно даже по их жилищам. Дома Зайцева были всегда белого цвета: белые подушки, белые стены, белая посуда… В доме Юдашкина — яркий красный, синий цвет, богатый антиквариат, картины.

Если сравнивать эти два мира, я бы назвал мир Зайцева поэтическим миром творца, а мир Юдашкина — буржуазно-практическим.

Последний работал в стиле, который называется «гламурный максимализм». Вообще, Юдашкин очень много думал о гламуре и умер миллионером: в его активе хотя бы квартира в Нью-Йорке за 5,7 млн долларов. Это тоже не так просто, ведь не каждый модельер может заработать. Это заметно и по декорациям, в которых они покинули мир. Юдашкин смог адаптироваться к модному языку XXI века: его бренд процветал. Зайцев не смог, он умер в долгах и тяжбах.

Однако всем нам уже понятно: сейчас ушли лучшие дизайнеры второй половины ХХ века. Безусловно, они могут стоять в одной линии с их коллегами из Франции или Италии, Америки. И к сожалению, полноценных преемников сегодня нет: нет людей такого уровня. Известными российскими дизайнерами сегодня стали Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Ульяна Сергеенко, Юлия Янина, Татьяна Котегова и Татьяна Парфенова. Из всех них патриархом российской моды считается Татьяна Котегова: ей уже больше 80 лет. Хотя вообще я не стал бы говорить о том, что мы создаем какую‑то особенную российскую моду. Мода — единый котел, и тенденции — международные. Посмотрите вокруг: россияне одеты в джинсы, худи, футболки и кроссовки — это все американская одежда. О каком русском стиле может идти речь? Никто не одет в сарафан, кокошник или косоворотку.

Еще один печальный факт: Славу Зайцева не хоронят на Новодевичьем кладбище, где должен покоиться народный художник России. Король российской моды, самый знаменитый дизайнер, любимец народа, основатель программы «Модный приговор», который отдал всю жизнь русской теме, академик Академии художеств.

Есть и еще одна проблема: нам нужен национальный музей моды, которого сегодня нет. Совершенно необходимо сберечь память о Зайцеве и Юдашкине, найти место, где можно было бы сохранить все их коллекции: они остались, кстати, в огромном количестве. Такой музей необходим.

Расскажите друзьям