Берлинале-2023

«Кто убил BlackBerry» — трогательная кинокомедия о взлете и падении предшественника айфона

18 февраля 2023 в 16:56
Фото: Budgie Films Inc.
В конкурсе идущего сейчас Берлинского кинофестиваля показали «Кто убил BlackBerry» Мэтта Джонсона — историю изобретения предшественника айфона, который канул в Лету. Хочется верить что, в отличие от первого смартфона, сам фильм не затеряется. О его достоинствах рассказывает Никита Лаврецкий.

Ради чего люди работают? В конце 90-х группа канадских гиков собралась в тесном офисе над магазином бубликов в городе Уотерлу, где изобрели первый смартфон, обогнавший свое время более-менее на десятилетие. Рассказывать дальше историю телефона BlackBerry (уверены, вы что‑то смутно начинаете припоминать), которым пользовались бизнесмены и президенты, но после прихода айфона резко прекратили, не было бы никакого смысла, ведь взлет и падение стартапа — одна из самых распространенных сюжетных арок современной драматургии, и вы уже смотрели «Выбывшую», «Не сработало» или хотя бы «Социальную сеть» (впрочем, здесь Аарон Соркин падение припас для сиквела). Но есть все меняющее обстоятельство: на вопрос о тайных профессиональных мотивациях персонажей режиссер Мэтт Джонсон отвечает на редкость остроумно и проницательно.

Катастрофически интровертный изобретатель Майк Лазаридис (Джей Барушель) не гнался за славой или девушкой (женский персонаж в фильме один — налоговая инспекторка, которая портит бесконечную мужскую вечеринку), а просто одержимо хотел сделать качественное изделие, которое никогда не будет жужжать и скрипеть, как китайское барахло (выпад в сторону надписи «мадэ ин чина» не наш, а создателей фильма). Его лучший друг и партнер Даг Фрегин (сам Джонсон), кажется, ходил в офис исключительно ради еженедельных киновечеров, которые много лет по традиции устраивал для команды. Наконец, нанятый экзек, бизнес-акула Джим БалслиВ русскоязычных источниках его всегда называли Балсилли, но в фильме персонаж неузнаваемого Гленна Хауэртона на произношение фамилии со словом «глупый» на конце смешно обижается. не столько интересуется поднятием миллионов, сколько спуском их на утопическую мечту о собственной хоккейной команде и стадионе. До определенного момента видеть людей узниками своих особых интересов смешно, но когда мечта разбивается о реальность, становится невыносимо грустно.

Очевидно, что для режиссера это бесконечно личный фильм, что в каждом из героев (не только в том, которого играет сам) он видит себя. Как и экранный изобретатель, Джонсон до последнего поддерживает национальный продукт — в интервью говорит, что никогда не будет снимать фильмы не в Канаде и не станет имитировать американский стиль. Один из красивейших его жестов — кастинг россыпи молодых канадских режиссеров в качестве команды инженеров, окружающих главных героев. Хоккеем, национальным канадским спортом, он тоже явно интересуется — на пресс-конференцию и фотосессию в рамках Берлинале пришел в спортивной форме. Ну о том, что бесконечные киноцитаты, которые выдает его герой по поводу и без (из «Клуба „Завтрак“», «Дюны» и «Уолл-стрит»), — это прямая речь, уточнять не приходится.

В чем же состоит «неамериканский стиль», в котором снимает Джонсон? Он начинал в ютубе с культового веб-сериала «Шоу группы „Нирвана“», снимая без бюджета и без разрешения в реальных уличных локациях. Почерк, навеянный ютубовскими скетчами, можно проследить и в его нынешней многомиллионной картине: нарочито абсурдные парики героев напоминают «Эпические рэп-баттлы истории», локации все еще полностью аутентичны (режиссер утверждает, что и здесь приходилось пробираться в офисы без разрешения), а камера трясется и зумирует вообще без остановки. Уморительные гэги режиссер традиционно извлекает из столкновения документальной реальности и абсурдистского вымысла: многомесячный ресерч с привлечением не только нон-фикшн-книги, но и дневников бывших работников BlackBerry тут соседствует с неловкой импровизацией диалогов в духе шоу со стендап-разгонами; те самые злосчастные парики — с античной трагедией, к которой в итоге свелась история величайшего канадского стартапа.

Можно ли продолжать работать ровно так, как хочется, как было в молодости, до бесконечности? Реальность, переплетенная с вымыслом до степени сюрреализма, делает следующий намек на ответ. В фильме есть сцена, где экзек агрессивно врывается на традиционный киновечер героя Джонсона (показывают «Чужих среди нас») и сворачивает экран, после чего пару минут кричит, чтобы кто‑то выключил проектор. Во время премьеры фильма в основном конкурсе Берлинале на кульминационной сцене бесцеремонного увольнения Дага-Джонсона в зале произошла медицинская чрезвычайная ситуация и после нескольких минут криков зрителей кино остановили. С мужчиной в итоге все обошлось, зрители фильм досмотрели, но Джонсон после показа вышел на сцену и заявил, что даже если бы премьера сорвалась, это все равно был бы «самый потрясающий опыт его жизни». Это ли не лучшее подтверждение глубочайшей искренности этой его оды лузерству?

8
/10
Оценка
Никиты Лаврецкого
Что еще посмотреть у нашего любимчика Мэтта Джонсона
«Шоу группы „Нирвана“» (веб-сериал, 2007–2009)

Вероятно, величайший веб-сериал в истории раннего интернета, пик кинематографа эпохи ютуба. Пара лопухов апроприируют для группы название Nirvana (о другой «Нирване» они никогда не слышали) и пытается заполучить первый концерт в непримечательном торонтовском клубе. Бесконечно живая, смешная и динамичная ода молодости, дурным амбициям, токсичной дружбе и патологической любви к кино.

«Гаденыши» (2013)

Одновременно самый пугающий, душераздирающий и уморительный фильм о школьном насилии. Режиссер Джонсон и его экранный партнер перед съемками поступили каким‑то невообразимым образом в реальную школу, где сняли мокьюментари про то, как игровой фильм о восстании задротов против буллинга в какой‑то момент приводит к реальной трагедии. После премьеры на ультранезависимом фестивале «Слэмдэнс» от фильма зафанател и купил в прокат Кевин Смит.

«Операция „Лавина“» (2016)

Для этих съемок Джонсон сотоварищи просочились не просто в школу, а в настоящие офисы НАСА под видом киностудентов. После этого пранк-интервью с инженерами и учеными были отредактированы на компьютере и перемонтированы в конспирологический триллер о фальсификации американской высадки на Луну. Самая тяжеловесная на сегодняшний день работа режиссера — не триумф, но демонстрация его будущего жанрового потенциала.

«Шоу группы „Нирванна“» (сериал, 2017–2019?)

Перезапуск веб-сериала для большого телеканала (юристы посоветовали добавить в название группы дополнительную «н»). По сути все то же самое, что и десять лет назад, только с еще более безбашенными съемками в публичных местах: постановочная группа инсценирует ограбление исторического музея, провоцирует службу безопасности метро, срывает премьеру «Звездных войн» и собственный показ на «Сандэнсе». Третий сезон был снят, но, как это бывает у Джонсона, вмешалась жестокая реальность — канал Viceland был закрыт, и вот уже четыре года не имеющий аналогов (даже у «Чудаков» и Саши Барона Коэна) материал лежит на полке.

«Мэтт и Берд рвутся на волю» (мультсериал, 2021 — настоящее время)

Адаптация «Шоу группы „Нирвана“» для аудитории помладше. В авантюры пускаются обезьянка и птичка из зоопарка, в голосах, манерах и образах которых узнаются те самые Мэтт и Джей. Пожалуй, для детей это шоу может оказаться слишком эмоционально сырым и психологически достоверным, зато поклонники творчества удивительного канадского автора получат от анимации в духе Ханны и Барберы и неповторимой химии артистов большое удовольствие.

Расскажите друзьям