Ради чего люди работают? В конце 90-х группа канадских гиков собралась в тесном офисе над магазином бубликов в городе Уотерлу, где изобрели первый смартфон, обогнавший свое время более-менее на десятилетие. Рассказывать дальше историю телефона BlackBerry (уверены, вы что‑то смутно начинаете припоминать), которым пользовались бизнесмены и президенты, но после прихода айфона резко прекратили, не было бы никакого смысла, ведь взлет и падение стартапа — одна из самых распространенных сюжетных арок современной драматургии, и вы уже смотрели «Выбывшую», «Не сработало» или хотя бы «Социальную сеть» (впрочем, здесь Аарон Соркин падение припас для сиквела). Но есть все меняющее обстоятельство: на вопрос о тайных профессиональных мотивациях персонажей режиссер Мэтт Джонсон отвечает на редкость остроумно и проницательно.
Катастрофически интровертный изобретатель Майк Лазаридис (Джей Барушель) не гнался за славой или девушкой (женский персонаж в фильме один — налоговая инспекторка, которая портит бесконечную мужскую вечеринку), а просто одержимо хотел сделать качественное изделие, которое никогда не будет жужжать и скрипеть, как китайское барахло (выпад в сторону надписи «мадэ ин чина» не наш, а создателей фильма). Его лучший друг и партнер Даг Фрегин (сам Джонсон), кажется, ходил в офис исключительно ради еженедельных киновечеров, которые много лет по традиции устраивал для команды. Наконец, нанятый экзек, бизнес-акула Джим БалслиВ русскоязычных источниках его всегда называли Балсилли, но в фильме персонаж неузнаваемого Гленна Хауэртона на произношение фамилии со словом «глупый» на конце смешно обижается. не столько интересуется поднятием миллионов, сколько спуском их на утопическую мечту о собственной хоккейной команде и стадионе. До определенного момента видеть людей узниками своих особых интересов смешно, но когда мечта разбивается о реальность, становится невыносимо грустно.
Очевидно, что для режиссера это бесконечно личный фильм, что в каждом из героев (не только в том, которого играет сам) он видит себя. Как и экранный изобретатель, Джонсон до последнего поддерживает национальный продукт — в интервью говорит, что никогда не будет снимать фильмы не в Канаде и не станет имитировать американский стиль. Один из красивейших его жестов — кастинг россыпи молодых канадских режиссеров в качестве команды инженеров, окружающих главных героев. Хоккеем, национальным канадским спортом, он тоже явно интересуется — на пресс-конференцию и фотосессию в рамках Берлинале пришел в спортивной форме. Ну о том, что бесконечные киноцитаты, которые выдает его герой по поводу и без (из «Клуба „Завтрак“», «Дюны» и «Уолл-стрит»), — это прямая речь, уточнять не приходится.
В чем же состоит «неамериканский стиль», в котором снимает Джонсон? Он начинал в ютубе с культового веб-сериала «Шоу группы „Нирвана“», снимая без бюджета и без разрешения в реальных уличных локациях. Почерк, навеянный ютубовскими скетчами, можно проследить и в его нынешней многомиллионной картине: нарочито абсурдные парики героев напоминают «Эпические рэп-баттлы истории», локации все еще полностью аутентичны (режиссер утверждает, что и здесь приходилось пробираться в офисы без разрешения), а камера трясется и зумирует вообще без остановки. Уморительные гэги режиссер традиционно извлекает из столкновения документальной реальности и абсурдистского вымысла: многомесячный ресерч с привлечением не только нон-фикшн-книги, но и дневников бывших работников BlackBerry тут соседствует с неловкой импровизацией диалогов в духе шоу со стендап-разгонами; те самые злосчастные парики — с античной трагедией, к которой в итоге свелась история величайшего канадского стартапа.
Можно ли продолжать работать ровно так, как хочется, как было в молодости, до бесконечности? Реальность, переплетенная с вымыслом до степени сюрреализма, делает следующий намек на ответ. В фильме есть сцена, где экзек агрессивно врывается на традиционный киновечер героя Джонсона (показывают «Чужих среди нас») и сворачивает экран, после чего пару минут кричит, чтобы кто‑то выключил проектор. Во время премьеры фильма в основном конкурсе Берлинале на кульминационной сцене бесцеремонного увольнения Дага-Джонсона в зале произошла медицинская чрезвычайная ситуация и после нескольких минут криков зрителей кино остановили. С мужчиной в итоге все обошлось, зрители фильм досмотрели, но Джонсон после показа вышел на сцену и заявил, что даже если бы премьера сорвалась, это все равно был бы «самый потрясающий опыт его жизни». Это ли не лучшее подтверждение глубочайшей искренности этой его оды лузерству?
Никиты Лаврецкого
Вероятно, величайший веб-сериал в истории раннего интернета, пик кинематографа эпохи ютуба. Пара лопухов апроприируют для группы название Nirvana (о другой «Нирване» они никогда не слышали) и пытается заполучить первый концерт в непримечательном торонтовском клубе. Бесконечно живая, смешная и динамичная ода молодости, дурным амбициям, токсичной дружбе и патологической любви к кино.
Одновременно самый пугающий, душераздирающий и уморительный фильм о школьном насилии. Режиссер Джонсон и его экранный партнер перед съемками поступили каким‑то невообразимым образом в реальную школу, где сняли мокьюментари про то, как игровой фильм о восстании задротов против буллинга в какой‑то момент приводит к реальной трагедии. После премьеры на ультранезависимом фестивале «Слэмдэнс» от фильма зафанател и купил в прокат Кевин Смит.
Для этих съемок Джонсон сотоварищи просочились не просто в школу, а в настоящие офисы НАСА под видом киностудентов. После этого пранк-интервью с инженерами и учеными были отредактированы на компьютере и перемонтированы в конспирологический триллер о фальсификации американской высадки на Луну. Самая тяжеловесная на сегодняшний день работа режиссера — не триумф, но демонстрация его будущего жанрового потенциала.
Перезапуск веб-сериала для большого телеканала (юристы посоветовали добавить в название группы дополнительную «н»). По сути все то же самое, что и десять лет назад, только с еще более безбашенными съемками в публичных местах: постановочная группа инсценирует ограбление исторического музея, провоцирует службу безопасности метро, срывает премьеру «Звездных войн» и собственный показ на «Сандэнсе». Третий сезон был снят, но, как это бывает у Джонсона, вмешалась жестокая реальность — канал Viceland был закрыт, и вот уже четыре года не имеющий аналогов (даже у «Чудаков» и Саши Барона Коэна) материал лежит на полке.
Адаптация «Шоу группы „Нирвана“» для аудитории помладше. В авантюры пускаются обезьянка и птичка из зоопарка, в голосах, манерах и образах которых узнаются те самые Мэтт и Джей. Пожалуй, для детей это шоу может оказаться слишком эмоционально сырым и психологически достоверным, зато поклонники творчества удивительного канадского автора получат от анимации в духе Ханны и Барберы и неповторимой химии артистов большое удовольствие.