Маша Вдовина из проекта «Помощь»: «Оцифровать сострадание сложно, но, кажется, мы смогли»

14 февраля 2023 в 17:45
Фото: Дима Черный для проекта «Помощь»
«Можно ли оцифровать сострадание?» Приложение «Помощь» показывает, что да. Оно заработало в декабре 2020 года, став своего рода убером в сфере благотворительности. О том, как проекту удается делать новую субкультуру, давать пожилым людям поддержку и увеличивать градус эмпатии в обществе, рассказывает директор по маркетингу «Помощи» Маша Вдовина.

Ежемесячно более 2000 пожилых подопечных получают продуктовые корзины от проекта «Помощь»: пользователь может скачать приложение, выбрать подопечного и финансово поучаствовать в сборе на продуктовую корзину, а после получить прозрачный отчет о потраченных средствах. Помощь в ритме XXI века — это одно нажатие кнопки, но такая простота не делает ее менее значимой.

— Главное, чем мы занимаемся, — собираем средства на продуктовые корзины, которые ежемесячно получают подопечные из разных городов, — говорит Маша Вдовина. — Стоимость продуктовой корзины фиксированная — 3500 рублей. Вес — около 17 кг. Это примерно 30 позиций: мясо, молочные продукты, сладости, фрукты и овощи, бакалея… Иногда наполнение меняется в зависимости от региона и сезона. Всё отлажено, всё контролирует система. Перевести деньги через приложение можно либо по подписке, либо сделать разовый перевод. Это адресная помощь, так что любой пользователь может сам выбрать, какой бабушке или какому дедушке он хочет помочь. Каждый месяц подопечные присылают благодарности нашей команде — многие говорят, что никогда в жизни не пробовали каких‑то продуктов или могли позволить их себе только по праздникам.

— Как можно быть уверенным, что помощь дошла до адресата?

— Во-первых, курьер фотографирует подопечных в момент получения продуктового набора — и должна сказать, что со временем бабушки начинают красиво одеваться, когда приезжают курьеры. Рисуют для фото постеры с большим количеством сердечек. Видно, что им это приятно. Во-вторых, пользователь получает отчет в виде накладной — он точно знает, куда пошли деньги. В-третьих, пользователь увидит, кто и какую сумму перевел вместе с ним на этого подопечного.

— А люди, которые вместе выбрали одного подопечного, могут познакомиться? Может, это стало бы началом красивой романтической истории…

— Через наш сервис познакомиться нельзя, у нас нет возможности устанавливать коммуникацию именно на нашей платформе, общаться в чатах и так далее. Но я думаю, что если вдруг тебя поразила аватарка пользователя и если он оставил свои фамилию и имя, ты можешь постараться и попробовать найти его в соцсетях: «Привет, мы с тобой вместе скидывались на бабушку из Первоуральска!» Почему нет? Кстати, я встретила своего любимого человека благодаря нашему проекту.

— Получается, никто не видит друг друга: ни помощники, ни подопечные?

— Да. Любовь, уважение и сострадание — основные ценности проекта. Однако у нас есть еще и другие принципы: прозрачность, технологичность и ответственность. Нам важно сохранять безопасное поле, поэтому просто так дать человеку доступ к контактам другого человека мы не можем. Исключение — когда речь о конкретных делах: например, нужна уборка для Клавдии Алексеевны в таком-то городе. Если хочешь принять участие, надо будет подписать волонтерский договор с фондом, мы не можем отправить человека куда‑то просто так. Но да, сами подопечные не знают, кто им помогает, когда получают продуктовую корзину. Им только рассказывают — через мобильный телефон молодые люди могут перевести деньги, но не все понимают нюансы в силу своего возраста. У нас пока нет системного безопасного решения этого вопроса.

Но я думаю, что мы закрываем часть эмпатической потребности, ведь помощник получает фото, ну а подопечный… подопечный получает продукты и вместе с ними любовь.

— Приложение позволяет выбрать себе подопечного. Как люди выбирают старичков? Может быть, тут что‑то эмоциональное — мол, старушка похожа на мою бабушку?

— Как я уже сказала, у нас недостаточно обратной связи, поэтому мы не всегда в курсе того, чем руководствовался человек. Критерии любые: кому‑то удобно выбирать человека ближе к своей текущей локации, кому‑то, наоборот, хочется помочь бабушке на другом конце страны или, например, из своего родного города. Кого‑то чем‑то зацепила история или фотография, был внутренний щелчок. Были интересные кейсы. Например, один подопечный писал, что мечтает посетить Большой театр, — и пользователь с нами связался и помог реализовать эту мечту. Кстати, есть еще «Резервный фонд помощи подопечным» — если ты не хочешь выбирать конкретного подопечного, можно скинуть деньги туда, мы распределим их между теми людьми, на продуктовые корзины которых не было собрано достаточно средств в конце месяца. Но, опять же, после того, как твои средства будут потрачены, ты получишь отчет: на кого пошли твои деньги.

— Есть распространенная претензия: мол, благотворительность нажатием кнопки — это ненастоящая благотворительность, в ней нет души.

— Мы с негативом не сталкивались. Когда мы создавали приложение, мы думали именно об этом: всё в нашем мире оцифровывается, под каждую потребность появляется цифровой продукт, в том числе и под потребность помогать. Оцифровать сострадание — это сложно, но, кажется, мы смогли. Теперь просто и удобно принимать участие в благотворительных делах. Если нет возможностей помогать деньгами, можно делами (в рамках сервиса «Помощь Дело»). Ограничений по минимальной сумме пожертвования тоже нет — от 1 рубля и выше.

— Как можно помочь делом? Помыть окна и сделать уборку — это самое простое…

— Это может быть всё что угодно! В конце 2022 года мы запустили сервис «Помощь Дело» на базе нашего мобильного приложения. В нем пользователи могут заполнить «Анкету помощника» и указать свои навыки, которыми могут быть полезны, а после в разделе «Дело» выбрать подходящее для себя благотворительное дело и принять в нем участие. У одной из подопечных была мечта — сделать большой портрет из фотографии, где она молодая и красивая. Один из пользователей помог ей, она была счастлива. Можно поехать погулять с собаками в приюте. Можно что‑то починить, перевезти какую‑то мебель, сделать фото или видео к памятной дате. Да что угодно! И если речь о физической помощи в офлайне, то вы можете познакомиться и подружиться — вот и взаимодействие.

— Как подопечные попадают в поле вашего зрения?

— Прежде всего через фонды-партнеры. Мы обращались в профильные организации, подписывали ряд соглашений и документов, они предлагали нам подопечных. Потом наши специалисты повторно проверяли верифицированного подопечного и выясняли, действительно ли человек нуждается в помощи. Критерии очень индивидуальные. Обязательно 60+. Человек может быть одиноким или без поддержки со стороны родственников, может быть, ему по каким‑то причинам не хватает его пенсии — например, много уходит на лекарства. Или живет в аварийных условиях. Потом, со временем, к нам самим начали обращаться профильные организации с просьбой подключить их подопечных к нашему проекту. Сегодня на нашей карте «Помощи» более 2000 подопечных из 57 городов России. Больше всего в Москве, Санкт-Петербурге, Первоуральске, Воронеже, Озёрске, но есть и другие города. В некоторых городах мы только начинаем: например, в Махачкале пока всего лишь 5 подопечных — но всё впереди.
Мы сделали вынужденную паузу в наборе новых подопечных в феврале 2022 года — тогда изменилась ситуация, изменилась платежеспособность пользователей, нам всем нужно было время, чтобы осмыслить происходящее. Сейчас наращиваем темпы снова. В дальнейшем через сервис можно будет оказывать помощь не только пожилым, но и другим категориям нуждающихся. В начале весны 2022 года мы запустили сбор «Помощь беженцам», в рамках которого за 8 месяцев было собрано и потрачено 7 000 000 рублей на гуманитарную помощь для беженцев с Украины. Эти средства были распределены между 11 партнерскими благотворительными организациями, и всего помощь получили 6518 человек. Каждый, кто принял участие в сборах, мог видеть отчетные документы в своем личном кабинете.

— Сегодня мы живем в сложное время. Как помощь другим людям помогает вам самим?

Главное — это любовь. И я уверена, что любовь есть в каждом человеке, и она по-разному проявляется. Это наша главная ценность. Любовь делает нас, наверное, немного лучше. Наша цель — сделать так, чтобы помощь стала нормой.

Многие подопечные просто не верят, что сегодня, в такое сложное время, молодое поколение обращает на них внимание, выделяет время и ресурс.

Они ждут подвоха: неужели вправду будут каждый месяц привозить продукты? Серьезно? Когда они в это верят, всё становится хорошо. И когда мы это видим, у нас самих появляется больше сил, чтобы жить дальше, и жить достойно. Помощь — это новая субкультура, и с каждым годом она становится всё больше и больше, она трансформирует твою жизнь. Попробуешь один раз — и больше не сможешь жить без того, чтобы помогать кому‑то. Это дает не сойти с ума.

Расскажите друзьям