Главный вред — от крупных турниров
Летом 2021 года состоялся чемпионат Европы по футболу, который прошел в 11 странах уже на действующих стадионах. По задумке организаторов таким образом не пришлось бы тратить огромные средства на создание инфраструктуры.
Однако такой формат турнира ударил по экологии — командам и болельщикам пришлось преодолевать огромные расстояния на самолетах, чтобы попасть из одного конца континента в другой. Например, сборная Швейцарии — лидер по этому показателю — преодолела почти 20 тысяч километров, а сборные Чехии и Бельгии — больше 14 тысяч. Болельщики каждой команды также совершали по несколько перелетов.
Если данных о суммарном углеродном следе от Евро-2020 пока нет, то, во время чемпионата мира 2018 года в России выбросы углерода составили 2,16 миллиона тонн. Эта цифра эквивалентна выбросам от почти полумиллиона автомобилей в год. По мнению ООН эта цифра не учитывается вред, который наносит строительство новых стадионов, потребление энергии и отходы из пластика.
Ранее организаторы заявляли, что собираются провести углеродно-нейтральный турнир. Такое вряд ли возможно хотя бы потому, что некоторые сборные (например, Германии) будут летать на каждый матч турнира на самолете из соседних стран.
Клубы виноваты не меньше
Если крупные турниры проводятся в короткий период времени раз в четыре года, то клубный футбол активен круглый год. Клубы еще чаще пользуются авиаперелетами даже на самые безобидные расстояния. Например, в октябре прошлого года «Манчестер Юнайтед» летал на матч в Лестер — расстояние между городами не превышает 200 километров. В 2015 году «Арсенал» долетел в Норвич за 14 минут, а «Тоттенхэм» совершил 20-минутный перелет в Борнмут.
Но даже в межсезонье перелетов не становится меньше — даже наоборот. Выбросы углерода во время предсезонных турне только одного «МЮ» составляют почти 2000 тонн, что примерно равно выбросам от 400 автомобилей в год. Кроме того, многие футболисты отправляются в отпуск на частных самолетах.
Ежегодно футбольные клубы полностью меняют экипировку (а теперь и массово выпускают третий комплект игровой формы), которая производится в Азии и доставляется в Европу на самолетах, и продают сотни тысяч футболок и другой атрибутики.
Чем это может грозить?
В вышедшем в 2020 году отчете «Playing Against the Clock: Global Sport, the Climate Emergency and the Case for Rapid Change» специалисты предположили, что в течение 30 лет четверть всех стадионов английских профессиональных клубов будет частично или полностью затоплена.
Но это не главная проблема. В докладе ООН «Addressing Climate Change Through Sport» говорится, что основной удар придется на детский и любительский футбол: «Миллионы футболистов от молодежных до студенческих команд уже столкнулись с некоторыми климатическими изменениями, и со временем они будут только усиливаться».
«Провал климатической политики означает, что никто не играет в футбол, а лишь выживает при 45-градусной жаре», — объяснил изданию The Athletic Том Берк, соучредитель организации E3G и бывший специальный советник министров окружающей среды Великобритании. «Это помешает людям получать удовольствие от футбола, не говоря уже о том, что детям не разрешат играть в него, если мы не решим эту проблему», — добавил он.
Как футбол борется с изменениями?
В сентябре прошлого года «Тоттенхэм» и «Челси» сыграли первый матч с нулевым выбросом углерода, идея не то чтобы оказалась удачной: около стадиона все равно были пробки, несмотря на просьбы приезжать на матч на общественном транспорте, а традиционная программка, хоть и была напечатана на бумаге из вторсырья, все равно была бумажной.
Футбольный клуб «Рединг» в этом году постарался привлечь внимание к проблеме изменения климата своей новой формой — полосы на рукавах наглядно показывают, как менялась средняя температура в Рединге на протяжении всего 151 года (именно столько существует клуб). Сама футболка полностью сделана из переработанных пластиковых бутылок.
«Брентфорд» и вовсе не стал выпускать новую версию формы, дабы подчеркнуть важность сохранения природных ресурсов. А «Форест Грин Роверс» из третьего по силе английского дивизиона еще в 2017 году был назван «самым „зеленым“ клубом мира» — его стадион полностью питается от возобновляемых источников энергии.
Hyundai направляет 1% от суммы своего спонсорского контракта с ФИФА организациям, занимающимися проблемой изменения климата, а организация Pledgeball поощряет болельщиков, которые ведут экологичный образ жизни.
Но главная сила футбола на поле борьбы с изменением климата — огромная аудитория. Чемпионат мира в России посмотрели 3,57 миллиарда человек — более половины населения мира старше четырех лет. Активисты считают, что футбол может привлечь внимание к проблеме и донести до широкой аудитории важность изменений в их собственном образе жизни.