— Две последние ваши работы — о спорте. Как вы связаны со спортом?
— Я увлекаюсь им с детства: слежу за футболом, НБА, НХЛ, обожаю теннис. Даже когда учился в школе, регулярно покупал «Спорт-Экспресс» или «Советский спорт», чтобы быть в курсе событий. Сейчас я играю в большой теннис, хоть и не всегда есть на это время.
— А в чем особенность работы над фильмами про спорт? Играть спортивного героя сложнее?
— Не сказал бы. Вообще, я считаю, что актерская профессия граничит со спортом, потому что тебе нужно выжимать из себя все лучшее, выходить за рамки, репетировать каждый день и узнавать что‑то новое так же, как спортсмены тренируются, чтобы совершенствовать свои навыки. Плюс на съемках всегда есть своего рода соревновательный момент: бывает, что приходится снимать дубль за дублем, потому что вы ограничены по времени, и нужно спешить, моментально собираться с мыслями.
— То есть актеры выкладываются на площадке как и спортсмены?
— Я думал именно так, когда учился в институте. Старался, выкладывался на сцене на 150%, и меня преподаватели всегда спрашивали: «Ты зачем так напрягаешься? Ты же не гири таскаешь». А мне тогда казалось, что только так я могу донести до зрителя текст своего героя. Потом, конечно, пришло понимание, что актер должен прокачивать силу мысли и скорость мышления. Но механика схожа: хочешь стать лучше — нужно регулярно и усердно тренироваться.
— Но чем отличается герой спортивного фильма от любого другого?
— На самом деле они такие же люди, как и все остальные, но только максимально сконцентрированные на результате. Спорт и победа любой ценой для них всегда на первом месте. Вот, например, герой Анатолия Карпова в «Чемпионе мира»: вся его жизнь рушилась, но он продолжал играть.
То есть, с одной стороны, это человек, который погряз в самом себе, но если посмотреть на него именно с точки зрения спортсмена, он все делал правильно. Его не смогла сломить ни одна из этих проблем, и он добился победы над главным соперником в своей жизни.
— Вы как‑то говорили, что для вас важно, чтобы ваш герой открывал зрителю что‑то новое. Что он может вынести для себя из этой истории?
— Любая спортивная история доказывает, что нет ничего невозможного. Так и здесь: если ты будешь максимально сконцентрирован, то добьешься своей цели. Это ведь не просто красивые слоганы, а результат чемпионской закалки.
— Давайте поговорим о вашем герое из «Домашнего поля». Кем вы вдохновлялись при подготовке?
— Я вдохновлялся Зиданом. Причем именно как тренером. Я надеялся, что буду играть тренера, поэтому выбирал для себя релевантную модель. Мне нравятся его лидерские качества и желание отличаться от других, ведь он действительно тот тренер, который стоит особняком.
Но безотносительно к этому герою моя ролевая модель — Коби БрайантАмериканский баскетболист, выступавший в НБА за «Лос-Анджелес Лейкерс».. Мне очень нравится, как он относился к делу, к жизни в целом.
— Если говорить про художественные фильмы о спорте, какие вы можете выделить?
— Такие фильмы чаще всего не совсем о спорте, а о том, что происходит вокруг него, и это классно. Я бы выделил «Охотника на лис» или «Человека, который изменил все». Это кино о личностях, о человеческой судьбе. Из последнего — «Hustle» с Адамом Сэндлером. Может быть, не выдающаяся, но очень качественная картина.
— Почему таких фильмов не так много?
— Главная сложность — найти подходящий прием, который сможет передать спортивные эмоции, динамику и самих соревнований, и всего, что происходит вокруг. Все-таки очень важно разговаривать со зрителем на одном языке, максимально приблизить его к эмоциям, которые он получает от самого спорта. Кино о спорте получается, только когда зритель может словить эти ощущения.
— Мне как раз кажется, что главная проблема в том, что болельщик получает все нужные эмоции как раз от просмотра матча.
— Да, но это же всего лишь спортивная составляющая. Кино же дает зрителю дополнительные переживания за человека, на котором эта спортивная история завязана. Подробности личной жизни, характера позволяют больше понять то, почему матч может складываться так или иначе. Кино о спорте все равно рассказывает истории людей.
— А о чем тогда говорит тот факт, что фильмы о спорте последние годы становятся все популярнее?
— Спорт всегда был популярен, просто сегодня, наверное, появилось больше возможностей снимать фильмы такими, какими они должны быть. Может быть, стало больше финансовых возможностей. На самом деле ведь неважно, почему так происходит, классно, что мы получаем много качественного контента, который интересен широкому кругу зрителей и мне в том числе.
— В экранизации какой спортивной истории хотелось бы поучаствовать?
— Наверное, что‑то про теннис. У нас ведь были крутые истории: победы сборной в Кубке Дэвиса в 2002 и 2006 годах, победы Марата Сафина на турнирах Большого шлема. Да и вообще я очень люблю теннис, часто в него играю, поэтому если мне скажут, что я буду 60 дней сниматься и еще играть в теннис все это время, — это будет настоящее счастье.