«Ноль отходов»
Раньше мы с мужем и двумя детьми жили в пригороде Сан-Франциско, откуда попасть в школу, продуктовый магазин или ресторан можно было только на машине. Нам же хотелось иметь возможность добираться всюду пешком или на велосипеде, поэтому в 2005 году мы решили переехать. Казалось, найти подходящий дом не будет проблемой, поэтому на время поисков мы поселились в съемной квартире. С собой взяли только необходимое, а остальные вещи оставили в хранилище.
В той квартире мы прожили год.
За это время мы открыли для себя преимущества простого образа жизни. Внезапно у нас появилось больше времени для семьи и друзей. Тогда же мы с мужем начали читать книги и смотреть документальные фильмы об экологических проблемах. Это заставило нас задуматься, какой мир мы как родители создаем для своих детей, и подтолкнуло к тому, чтобы начать вести более экологичный образ жизни.
Когда мы нашли дом вблизи города и переехали, мы достали вещи из хранилища и обнаружили, что не скучали по 80% из них. Поэтому решили от них избавиться. Затем мы обратили внимание на то, сколько энергии потребляем. Потом — воды. А вскоре я задумалась о нашем мусоре.
Однажды я наткнулась на термин Zero Waste (или «Ноль отходов»). Тогда его использовали только на производствах и в городских коммунальных службах. Но это понятие просто раскрыло мой разум. Я поняла: именно это мы должны делать дома.
Откажись, сократи
У меня не было гида, блога или книг, которые подсказали бы, как уменьшить количество мусора дома. Поэтому мне пришлось много экспериментировать, чтобы найти безотходные альтернативы привычным вещам и сделать «Ноль отходов» нашим образом жизни. На это ушло около двух лет.
Я разработала пять правил: «Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot» — «Отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование». Именно в таком порядке!
Сначала мы отказались от всего, что нам не нужно. Например, от пластиковых пакетов, еды в упаковках и одноразовых продуктов, которым можно найти многоразовую альтернативу. В нашем обществе привыкли брать то, что дают бесплатно, будь это лишний пакет или флаер. Потребовалось время, чтобы научиться говорить «нет». Мне кажется, в этом помогли правильные формулировки. У нас их несколько: «Нет, спасибо, нам это не нужно», «Я минималист», «Я упрощаю свою жизнь». Мой сын говорит просто: «Нет, мне и так ок». Этого достаточно, чтобы объяснить людям свою позицию.
После отказа мы перешли к сокращению. Избавились от большого количества электроники (у каждого из нас есть компьютер и смартфон, этого достаточно) и горы мебели. В нашем доме один обеденный стол, четыре стула, один диван и одно кресло, три кровати, два письменных стола и три офисных стула. Почти все было куплено с рук.
Обычно люди носят только 15–20% от всего гардероба. Это те вещи, которые вы постоянно надеваете, потому что в них вам наиболее комфортно. Они лежат на ближайших полках и чаще всего отправляются в стирку. А все остальное хранится в шкафу только на случай — ну а вдруг… Для многих избавиться от лишнего — большая проблема. Парализует как количество вещей, так и непонимание, куда их отнести. Я советую для начала выбрать место, в котором принимают все, от одежды до мебели. Позже вы сможете более осознанно искать вещам новых хозяев. Например, пожертвовать одежду в центры для бездомных, а женские продукты — в женские убежища.
После того как в моем шкафу остались только те вещи, которые мне действительно нравились и в которых я чувствовала себя комфортно, я поняла, что не все из них достаточно многофункциональны. Поэтому решила найти им замену в секонд-хенде. Сейчас у меня 15 предметов одежды и 5 пар обуви. Это совсем не скучно.
Сейчас я обновляю гардероб только два раза в год: в середине апреля и в середине октября. Новые вещи покупаю вместо тех, которые мне надоели или которые ношу недостаточно часто. Большую часть нахожу в секонд-хендах. Что‑то заказываю на eBay. Это касается как легинсов, которыми я заменила колготки, так и нижнего белья. У меня один бра и семь трусов. Француженки любят, когда белье сочетается, мне нравится черное кружево. Бра и большую часть трусов я нашла на eBay, а остальное купила в магазине. Некоторые думают, что покупать нижнее белье, которое уже кто‑то носил, — отвратительно. Но в магазине его тоже примеряют, так что я бы в любом случае порекомендовала постирать вещи перед ноской.
Найди альтернативу или сделай сам
Часто говорят, что для жизни без мусора нужно все делать самому. И это пугает, потому что человеку с работой или семьей трудно найти время, чтобы производить необходимое в одиночку. Я должна сказать: «Вам не нужно все делать самим!» Отказавшись от ненужного и уменьшив его количество, вы увидите, что многие вещи доступны без упаковки.
Раз в неделю мы ходим в магазин, в котором есть секция с продуктами без упаковки, в том числе средства для мытья посуды и стирки.
Еще у нас есть специальные закрывающиеся пакеты для соли, приправ, сахара и хлопьев. Молоко покупаем в возвратной упаковке. Больше нам ничего не нужно.
Кроме того, почти всему есть экоальтернатива (даже презервативам). Мы заменили упаковку салфеток на стеклянную емкость с тканевыми платками. Зубную пасту — пищевой содой. Прокладки и тампоны — менструальной чашей. А шампунь, гель для душа и пену для бритья — обычным куском мыла.
Когда дело дошло до косметики, я отказалась от многих средств, которыми не пользовалась совсем или делала это редко. Осталось только нужное: подводка для глаз, тушь и блеск для губ. Вместо румян и теней я использую порошок какао (девушкам с темными волосами он также может заменить сухой шампунь). Блеск делаю сама раз в год из овощного масла и пчелиного воска. Он подходит для питания волос, кожи лица, ногтей и даже обуви. Долгое время я пользовалась подводкой из сожженного миндаля, но недавно нашла активированный уголь без упаковки, и теперь крашусь им. Больше всего я горжусь рецептом туши, потому что на него ушло много времени и сил. А там всего четыре ингредиента!
Перерабатывай, компостируй
К сожалению, нам пока не удалось найти Zero Waste альтернативу всему.
Мы до сих пор пользуемся туалетной бумагой, это часть обычаев нашего общества. Но покупаем ее только в отелях и ресторанах, потому что там можно найти продукт из 100% переработанных материалов и в упаковке из бумаги.
То же самое с таблетками. В США они выдаются по рецепту в специальных разлагающихся колбах. Это не идеальный вариант, но одно из небольших преимуществ перед другими странами. К слову, сейчас мы болеем намного реже, чем раньше. Я стараюсь применять методы наших бабушек и дедушек, которые были позабыты из‑за развития потребительского общества.
Еще одна вещь, от которой мы не смогли отказаться, — консервированный томатный соус. Мы стараемся есть преимущественно свежие и сезонные продукты, но без него не обойтись. Поэтому раз в год я покупаю много помидоров, делаю из них пасту и закатываю в банки. Этого нам хватает до следующего сезона.
В месте, где мы живем, у каждого есть три мусорных ведра: для отходов, переработки и компоста. В урну для переработки можно выбрасывать любые материалы, но это не лучшее решение. Дело в том, что мусор сортируют машины и делают это хуже, чем люди.
Мы стараемся отправлять на переработку как можно меньше. В основном это бутылки вина, которые приносят друзья. Когда речь заходит об этом напитке, я не могу им отказать, хотя сами мы покупаем вино без упаковки. Еще мы перерабатываем листы с учебными записями моих сыновей, бумагу, в которой доставляют посылки с eBay, и флакон с раствором для чистки контактных линз. Последнее — самый частый пластик, который у нас бывает. У моего мужа очень плохое зрение, он не может сделать лазерную операцию, поэтому вынужден носить одновременно линзы и очки.
Мы компостируем весь органический мусор. С тех пор как я перестала чистить баклажаны, луковицу, картошку, морковь и яблоки, количество пищевых отходов заметно уменьшилось. Сейчас мы компостируем только кожицу тех овощей и фруктов, которые действительно необходимо очищать.
Системы для компоста бывают разными, и выбирать их нужно индивидуально в зависимости от того, живете вы в городе или деревне, один или с семьей, едите мясо или нет — и так далее. Многие компост-системы похожи на мебель и хорошо смотрятся как на балконе, так и на кухне.
Вещи, от которых мы не смогли отказаться, найти им замену, переработать или компостировать, хранятся в маленьких стеклянных банках. Таких у нас уже 7, и с каждым годом мусора становится все меньше. В банке за 2017 год среди прочего лежит фотобумага, линзы мужа, износившийся силикон от задней части раковины, скобки для зубов моего сына и лейблы от одежды. Пока мы не знаем, что делать с этим мусором, но надеемся, что в будущем появятся способы переработать его.
Критика и плюсы
Мы сразу же сказали родственникам и друзьям, что приняли решение жить просто и сократить количество мусора в нашем доме. Казалось, что все нас поняли. Но однажды к нам на ужин пришла знакомая с пакетом, полным продуктов, каждый из которых был в индивидуальной упаковке. Я не могла понять, зачем она это сделала. Возможно, ей показалось, что мы не были серьезны в своих намерениях, планируем сдаться, или она просто не поняла, что такое «Ноль отходов».
В тот момент я сказала мужу, что начну вести блог, потому что хочу поделиться с другими нашим опытом. Хочу, чтобы окружающие поняли, что такое «Ноль отходов». Поначалу он был против, говорил, что все нас будут критиковать. Он оказался прав. Но критика нас не остановила, потому что мы знали, что делаем.
В 2010 году о нас написала The New York Times. В статье не было фотографий, и многие подумали, что мы какие‑то хиппи, живущие в лесах. Кто‑то даже говорил, что то, что мы делаем, отвратительно. Что наш образ жизни вредит нашим детям. Мы с мужем смеялись над такими комментариями.
Мы начинали двенадцать лет назад, сейчас наши сыновья — подростки. Они жили без мусора дольше, чем с ним. Спрашивать о том, каково им приходится с «Ноль отходов», все равно, что просить обычного ребенка рассказать, как это — есть хлопья из коробки на завтрак. Мои дети принимают наш образ жизни как должное. Они упаковывают свой ланч японским методом фуросики и одеваются в секонде, но выглядят как любые другие подростки.
После статьи в The New York Times о нас рассказало еще одно издание, на этот раз сопроводив историю фотографиями нашей семьи и дома. Многие, увидев нас и наш интерьер, решили: «Вау, если это «Ноль отходов», то мне это нужно!»
Сейчас тысячи людей следуют нашему образу жизни. Одних привлек наш образ. Другие отказываются от мусора по причинам здоровья. Третьи — чтобы сэкономить.
Поначалу муж был против, чтобы я ходила за продуктами в магазин здоровой еды и на органический маркет: у них репутация дорогостоящих мест. Я попросила его сравнить наши расходы до того, как мы начали жить без отходов, и после. Оказалось, мы экономим 40%. Увидев эту цифру, муж больше не задавал вопросов.
Такая разница в расходах появилась по нескольким причинам. Во-первых, мы стали намного меньше покупать, потому что отказались от многого и заменили почти все одноразовые вещи на многоразовые. Во-вторых, если покупаем, то в секонд-хендах или напрямую у бывших владельцев. Сказалось и то, что мы выбираем только еду без упаковки, 15% стоимости которой заложено в цену продукта.
Четвертая причина: мы ремонтируем старые вещи, а не выбрасываем их. Шить меня научила мама. Плюс я на швейные курсы, поэтому без проблем делаю тканевые салфетки из винтажных скандинавских занавесок или заплатки в износившихся за семь лет трусах.
Кроме того, мы стараемся поддерживать бренды одежды, которые дают пожизненную гарантию на вещи — например, Darn Tough или JanSport. У Patagonia нет такой гарантии, но зато есть замечательная политика по ремонту: мою куртку чинили уже дважды.
Когда у вас немного вещей, вы не только экономите деньги, но и время для жизни. Многие думают, что я провожу дни, беспокоясь о мусоре. Я бы сама так думала. Но в действительности чем меньше у тебя есть, тем меньше ты должен тратить на уборку, ремонт, хранение и прочее.
Раньше, к примеру, мы покупали бумажные полотенца, и на это уходило уйма сил и времени. Поехать в магазин, найти среди всевозможных отделов тот, где продаются полотенца, купить их, отвезти домой, донести до входной двери, найти место для хранения (мы покупали сразу много). А после использования — отделить бумагу от пластика, заполнить мусорный бак и отвезти на угол улицы, чтобы его забрала мусорная компания. Затем снова поехать в магазин. И это всего один пример из сотен других, которые мы больше не используем в нашем доме.
Не тренд, а необходимость
Когда я говорю о «Ноль отходов» за пределами США, люди отвечают: «Тебе легко это делать, потому что ты живешь в Штатах». Американцы говорят: «Тебе легко, ведь ты в Калифорнии». Калифорнийцы: «Конечно, ты можешь это делать, ведь ты живешь в Сан-Франциско». А в Сан-Франциско считают, что я могу обходиться без мусора, потому что я француженка.
Каждый находит предлог, чтобы не жить более осознанно: недостаточный уровень заработка, дети-подростки или даже полнота. Тогда как мои пять правил подойдут любому. В некоторых странах люди могут позволить себе такие продукты без упаковки, какие не могу найти я в США. Все страны и регионы особенные.
Меня очень удивило количество еды в упаковках в российских магазинах. И это притом, что у вас так много возможностей найти продукты по принципу «Ноль отходов». Многие страны завидовали бы вам.
«Ноль отходов» — это полная противоположность тому, что вы об этом думаете. Не нужно быть хиппи, тратить много времени и денег. Да, вначале вам потребуется время, чтобы понять, как подстроить систему под себя. Но после вы забудете о всех трудностях.
Многие сидят и ждут, когда власти займутся экополитикой и все изменится. Я с такой позицией не согласна. Изменения — в наших руках. Каждый раз, покупая что‑то в упаковке, вы говорите, что она вам нравится. Отказываясь от ненужной оболочки из пластика, вы вкладываетесь в мир без мусора. Создаете запрос на определенный продукт и влияете на производство. Способствуете зарождению нового мира.